Новости Гатчины
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•На пешеходном переходе сбили ребенка
•В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
Сдаем экзамены
17 июня 2014 г.
Как бы ни был ребенок самостоятелен, как бы хорошо в течение года ни учился, экзаменационная пора выбивает из колеи и его самого, и его семью. Как ослабить волнения и переживания этой поры? Попробуем суммировать советы специалистов: педагогов и психологов.
Во-первых, мы должны знать, что волнение нашего ребенка может выражаться по-разному: один может закатывать истерики по поводу и без повода, а другой будет демонстрировать показное равнодушие.
Одни выпускники методично дочитывают те разделы учебника, в усвоении которых не вполне уверены, - таким образом они приходят в состояние повышенной мобилизации и готовности к экзаменам и, даже столкнувшись с трудными вопросами, проявляют изобретательность и находчивость; у них внезапно всплывают в памяти знания, о которых они даже не подозревали. А если действие происходит на устном экзамене, то такой ученик, решив, что ему хотят поставить оценку ниже той, на которую он претендует, обязательно попросит задать ему дополнительные вопросы.
Ребята с другой нервной организацией листают учебник бессистемно, поскольку не в состоянии сосредоточиться на одном разделе и заранее уже уверены, что не смогут ответить ни на один из заданных вопросов. Из-за своего панического состояния они полностью дезорганизованы. Если вопросы на экзамене покажутся им незнакомыми, то они от страха могут забыть даже то, что знали.
Во-вторых, если родители пытаются помочь замечаниями типа: «Почему ты так мало занимаешься?!» – считайте, что это выстрел вхолостую. Если речь идет о редких занятиях, то ваше чадо и так понимает, что заниматься нужно больше, но не в силах себя заставить, а постоянное напоминание о его прегрешениях лишь укрепляет его неуверенность в собственных силах. Фразы же, призывающие быть спокойнее, сообщают подростку, что мама с папой нервничают не меньше его самого, и лишь усиливают уровень его личной тревожности.
Лучше напомните несколько правил самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам. Например, такое: «Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога и посторонние мысли, то нужно заняться конспектированием или чтением изучаемого материала вслух. После того, как удастся сосредоточиться, можно читать про себя».
Или такое: «Лучше чередовать чтение материала с пересказом, решением задач, т.к. это предупреждает возникновение состояния монотонности, при котором снижается устойчивость внимания. Но такая смена не должна быть слишком частой, иначе она может привести к обратному эффекту: излишней суете и поверхностному восприятию учебного материала».
В период подготовки к экзаменам глаза испытывают колоссальную нагрузку, их нужно поддержать легкой гимнастикой:
- посмотреть попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (15 секунд);
- «написать» глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксировать взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
- «нарисовать» глазами квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Режим дня лучше всего организовать так: 8 часов – на подготовку к экзамену, 8 часов – на спорт, проулки на свежем воздухе и даже танцы, 8 часов на сон; если есть желание и потребность, можно сделать себе тихий час после обеда. Телевизора – минимум.
Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. А непосредственно перед экзаменами – не наедаться.
За день перед экзаменом лучше повторять билеты (вопросы) не по порядку тем, а вразнобой. Если память сразу «выдает» вам ответ, значит, тему вы знаете хорошо, и не тратьте время на нее. Идите дальше.
Если вы видите, что ваш ребенок чрезмерно волнуется, попробуйте рассказать ему о визуализации и применить ее на практике. Пусть представит себе «ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: …как дрожат руки или пересыхает в горле, что в голове не осталось ни одной мысли… НО «…вот он садится на место, читает задание, страх пропадает, приходит сосредоточенность, и ученик начинает спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Научите сына (дочь) видеть себя победителем, успешно ответившим на все вопросы, и вспомнить (ощутить) чувство успеха, которое когда-то уже было – в других «проектах».
Если же нет никакого страха перед экзаменом, то и не надо его представлять.
Вспомните себя в студенческую пору: нам вечно не хватало, чтобы полностью подготовиться к экзамену, последней перед ним ночи. Пойдите от обратного: пусть ваше экзаменующееся чадо с вечера перестанет готовиться, примет душ, совершит прогулку, выспится как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
Во время экзамена необходимо: наметить последовательность решения пунктов по принципу от самого легкого – к сложному. Если задача оказалась сложнее, чем казалось, нужно переходить к следующей. Решив другую, можно вернуться к первой. Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. В тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ученик справится – надо просто дойти до «своих» заданий.
Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
Следите по часам за временем, отведенным на каждый пункт. Если остается лишнее время, не торопитесь вставать. На письменном экзамене можно потратить время на проверку, а на устном – послушать, о чем спрашивает преподаватель, так как вопросы повторяются.
А еще, уважаемые родители, вспомните, как вы сдавали экзамены, что было полезного и смешного(!) в вашем опыте и поговорите об этом с ребенком. Вам всем станет легче.
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Гатчинская правда, № 58 (20502) от 29 мая