Новости Гатчины
25.04Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
•В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
Мальчикам - пространство, девочкам - заботу
30 августа 2012 г.
Лексически заголовок неправильный: слово «пространство» – из области материальной, а «забота» - из эмоциональной. Впрочем, так же неправильно мы, в большинстве своем, воспринимаем и оцениваем поведение самих героев сегодняшнего разговора. Над нами довлеют стереотипы, «впитанные» еще в песочнице. Современные исследования в области нейропсихологии позволяют распрощаться со многими мифами и более объективно посмотреть на возможности наших детей, в зависимости от их половой принадлежности.
Знакомая до боли картина: мама (или учитель) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, а он (как им кажется) и не переживает вовсе! Мама сердится на сына за то, что он не переживает вместе с ней, ОНА ВИДИТ, что он равнодушен к ее словам. Женщины, не сердитесь: мальчик УЖЕ отреагировал на ваши слова в первые минуты разговора. Он уже дал, как говорят психологи, пик эмоциональной активности. Но в отличие от вас (от сестры, одноклассницы, воспитательницы, учительницы) НЕ может долго удерживать эмоциональное напряжение. Природа его к этому не приспособила. Чтобы пережить длительный накал страстей, чаще всего нагнетаемый женским полом, природа наделила мужской пол способностью отключать слуховой канал, чтобы информация до его сознания не доходила.
Мозг мальчика, как показали современные исследования в области нейропсихологии, очень избирательно реагирует на эмоциональное воздействие. Психологи В. Еремеева и Т.Хризман, проводившие эти исследования, советуют поступать очень просто: «Ограничьте длительность нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу». Будьте конкретны. Слова «такой-сякой..» замените совершенно конкретными, короткими предложениями Тогда ребенок поймет, чем вы, собственно, недовольны. Если мы обратимся к нашим взрослым сверстникам, то увидим примерно ту же самую картину: мужчины стараются быстро снять эмоциональное напряжение и с переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
У женщин (и у девочек) в ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Он как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Исследователи предполагают, что именно за счет этого достигается максимальная выживаемость женского организма. Это ведь главная задача женщины, предназначенная ей природой – выжить и сохранить потомство. А что же мужчины?
Доктор биологических наук, генетик В. А. Геодакян считает, что женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его – по возможности не допустить их изменений. Мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое. Иными словами, женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс.
Замечу по ходу, что есть такие предположения, что когда рождается ребенок, то он наследует по материнской линии то, что она «накопила» в себе как генотип, а от отца – то, чего он «достиг» лично сам к моменту зачатия ребенка (интеллектуальный и социальный опыт, физическое здоровье).
Но вернемся к мальчикам. По причине, указанной выше, природа особо с ними не церемонится, используя как опытный материал для «новинок эволюции». Как пишет Геодакян, у мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений). Так, по некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков. При рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. По разным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек.
Женщины как бы «более одинаковы», но природа дала им более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий. При всех изменениях среды, в том числе и социальных, больше страдают мужчины. Но у них есть выход: отыскать другое «место обитания, где было бы комфортнее, или изобрести НЕЧТО. Вот этими-то различиями и определяется высокая предрасположенность мужского пола к поисковому поведению, тяга мужчин к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям. И мозг у них крупнее, более продвинут в развитии, но (как расплата) - и менее надежен, и более раним.
Все по той же причине девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики, на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить В начальной школе мальчики младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они и физически сильнее мальчиков.
До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых- вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Уже доказано, что именно мальчикам для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. А умеем ли мы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?
Увы: стратегия обучения и в детском саду, и в школе, чаще всего, рассчитана на девочек. К примеру, специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок - период врабатываемости - у детей зависит от пола. Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются они по девочкам, так как мальчики «раскачиваются» долго и на учителя смотрят редко. Когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки, наоборот, начинают уставать. Учитель это сразу замечает, поскольку он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчики, которые именно сейчас готовы воспринимать ключевой для урока материал, оказываются «в пролете», так как базовые понятия и объяснения уже даны. Они их пропустили или не поняли, т.к. в тот момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими. Если учитель опытный, то этот момент учитывает, задавая вопросы «на усвоение» и с помощью ответов девочек помогает наверстать упущенное мальчикам.
…Вспомните свои школьные годы и ответы у доски или «с места». Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно. Девочка смотрит в лицо учителю и, отвечая, ищет в его глазах подтверждение правильности своего ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. Вопросы у детей тоже разные. Мальчики (как впрочем и мужчины) ориентированы на получение конкретной информации («А какой у нас следующий урок?», « А что у нас сегодня на ужин?»), а девочки спрашивают ради установления контакта со взрослым («А вы к нам еще придете?»), они ориентированы на отношения между людьми.
По-разному звучат и детские ответы. Мальчики более вариативны, индивидуальны, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они редко раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений… А поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.
(Продолжение следует)
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Гатчинская правда, № 97 (20241) от 30 августа