Новости Гатчины
28.03Стало известно, на что в Гатчине потратили бюджетные деньги
28.03Отключение холодной воды в Гатчине: 1 апреля
27.03Запись в 1 класс стартует 1 апреля
26.03По некоторым адресам Гатчины отключат горячую воду и отопление
26.03Подведены итоги деятельности отдела муниципального контроля за 2023 год
25.03Мусор из контейнеров в Гатчине будет забирать другой перевозчик
25.03Гатчинский парк закрывается на просушку!
25.03Ученики девятого класса обманом выманили крупную сумму у пенсионерки
25.03День сдачи ЕГЭ родителями - 26 марта
25.03Уникальный аппарат для анализа крови появился в Гатчинской больнице
23.03Жители несут цветы к стихийным мемориалам в память о погибших
23.03Массовые мероприятия отменены, меры безопасности усилены
Афиша-анонсы Гатчины
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
17 марта "Масленица" в Гатчине!
17 марта Органно-вокальный концерт "Музыка Великого Поста"
15 марта Лекция цикла "Зодчие нашего города"
10 марта Концерт Дмитрия Маховикова (кларнет)
Самое читаемое
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Гатчинский парк закрывается на просушку!
•По некоторым адресам Гатчины отключат горячую воду и отопление
•Парковые абонементы для жителей Гатчины можно оформить с 15 марта по 31 мая
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат (апрель)
•Мусор из контейнеров в Гатчине будет забирать другой перевозчик
•Как найти свой избирательный участок в Гатчине и Гатчинском районе
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•В центре Гатчины загорелся автомобиль (видео)
•Жители несут цветы к стихийным мемориалам в память о погибших
Говорим и пишем по-русски
11 августа 2014 г.
«Ошибки» детской речи в свете истории языка
Вполне естественно, что дети, недавно начавшие говорить, допускают много ошибок: наш язык очень сложен, а им надо освоить нормы фонетики, грамматики, выучить множество слов. Даже взрослому человеку так трудно порой освоить хотя бы один иностранный язык. Но случайны ли ошибки в детской речи? Могут ли они отражать какие-то этапы развития нашего языка или наоборот указывать на более логичный путь его развития? Может быть, вы замечали, что многие дети вместо твердых ж и ш говорят мягкие ж и ш: [машина] вместо [машына], [живот] вместо [жывот]. А ведь до XIV века звуки ж и ш были только мягкими, что и сохраняет наша современная графика (жи, ши пиши с и) и детская речь.
Другой интересный случай связан со звуком ф. Некоторые дети не произносят звук ф, а заменяют его другим удобным звуком. Например, слово лифт произносят как [лимт]. Это также, как мне кажется, связано с определенным этапом развития языка, когда звука ф не было. Известно, что в древнерусском языке века до XIII не было звука ф, в заимствованных словах его заменяли другими звуками: Иосиф – Осип, Стефан – Степан и т. д. Этот факт тоже проявляется в детской речи.
Есть и такие случаи, когда вместо глагола умер дети говорят умерл, что вполне логично, ведь л – это суффикс прошедшего времени. Он есть практически во всех других глаголах прошедшего времени: пришел, видел, пел. И самое интересное, что в глаголах умер (и некоторых других) раньше действительно был суффикс л, но в определенный момент он сократился, выпал для удобства произношения: вместо умерлъ стали говорить умер, но л осталось в таких формах, как умерла, умерло, умерли.
Иногда дети вместо Одесса говорят [водесса], вместо укроп – [вукроп] (сравните украинское вулица). Это тоже не случайно. В истории языка было такое явление, когда к начальному гласному добавлялся звук в для удобства произношения (так называемый в-эпентетикум). Вспомним хотя бы наше осьмнадцать, превратившееся в восемнадцать.
Можно у детей также услышать такие формы множественного числа, как ухи (вместо уши), береги (вместо берега), колесы (вместо колеса). И стоит отметить, что образование таких форм вполне закономерно, сравните: стена – стены, сосед – соседи. Но откуда же взялись формы уши, берега, колеса? Оказывается, это – бывшие формы двойственного числа, которые употреблялись для парных предметов или частей тела. Но так как двойственного числа уже давно нет, то было бы вполне логичным все «перевести» во множественное (что и пытаются сделать дети), но наши литературные традиции сильны и не позволяют нам этого сделать. То же самое и в сочетаниях типа три раза, четыре раза. Дети очень часто говорят три раз, четыре раз. И с современной точки зрения, они правы, ведь после три и четыре, так же как после пять и последующих чисел, должно быть множественное число (сравните две машины, три машины, четыре машины, но пять машин, шесть машин и т.д.). В чем же дело? Дело опять-таки в двойственном числе, которое употреблялось после числительного два, т.е. два раза – это форма двойственного числа. По аналогии возникли формы для три и четыре, а вот после пяти традиционно употребляется множественное число.
Важно также прислушиваться к детям, чтобы понять верные, то есть логичные, пути развития языка. Ведь у нас существует множество правил, традиций, сдерживающих даже самые логичные проявления. Например, в детской речи, как и во многих диалектах, происходит унификация, то есть единообразие, корней в таких глаголах, как бежать, лежать и т.п. Почти все дети пытаются сохранить один вариант: либо с буквой г, либо с буквой ж и говорят: бежу, бежишь и т.д. Что имеет в себе рациональное зерно, ведь в языке явление аналогии очень сильно.
Так что будем прислушиваться к нашим детям и понимать их и их ошибки.
История выражений
Кишмя кишит
Так говорят о сплошной массе, множестве беспорядочно движущихся животных, насекомых, рыб или людей. Выражение образовано по тавтологической модели – редупликацией глагола, характерной для народной русской речи. Ср.: стоймя стоять, бежма бежать, кричма кричать. Кишеть этимологически связано с лит. kuseti, латыш. kustet «двигаться, шевелиться, трогаться».
Книга за семью печатями (книжн.)
Так говорят о чем-либо абсолютно непостижимом, недоступном пониманию, скрытом от непосвящённых. Выражение из Библии, из Откровения Св. Иоанна Богослова: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И никто не мог раскрыть её» (Апокалипсис, 5, 1-3 и в др. местах).
Произноси правильно!
Много чулок, валенок, сапог, ботинок;
Песни грузин, осетин, армян, молдаван, цыган, солдат, партизан;
Сколько времени? Нет времени (а не время).
Оксана ЛОГАШОВА
Гатчинская правда, № 84 (20528) от 31 июля