Новости Гатчины
21.11До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
19.11В зоне СВО погиб житель Гатчины
19.11Безработным увеличили выплату на развитие бизнеса
18.11Внеси свой голос в развитие Гатчины - до 8 декабря!
18.11Статуэткой «Золотого Трезини» удостоена подсветка мемориала под Гатчиной
18.11Останки 730 погибших похоронят под Вырой
17.11В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
15.11Отключение отопления на ул. Карла Маркса (адреса)
15.11На повестке дня - экологическая безопасность
14.11Под Гатчиной произошел сход вагонов
14.11Экофестиваль KOSHKI-ФЕСТ вновь в Гатчине!
14.11Гатчинская филармония приглашает на органный фестиваль «Поющие Трубы»
13.11На трассе в Гатчинском районе «Лада» сбила школьницу
12.11Прокуратура приостановила работу незаконного зоопарка под Гатчиной
Афиша-анонсы Гатчины
30 ноября концерт бард-рок группы "АТА"
30 ноября фестиваль боевых искусств К-1
23 ноября Концерт памяти Ирины Вячеславовны Рогановой
17 ноября Юбилейный концерт коллективов «Коляды» и «Перезвон»
16 ноября Спектакль "Старомодная комедия"
15 ноября встреча "Группы поддержки для читающих людей"
Самое читаемое
•В зоне СВО погиб житель Гатчины
•Движение транспорта на маршруте полумарафона будет закрыто! (10 ноября)
•В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
•Статуэткой «Золотого Трезини» удостоена подсветка мемориала под Гатчиной
•Пропавшую 3 месяца назад овчарку нашли в Пудости
•Площадка "Юность" вновь ждет гостей!
•Задержана женщина, которая попыталась поджечь автомобиль
•Останки 730 погибших похоронят под Вырой
•Полумарафон меняет маршруты движения автобусов
•Гатчинцев приглашают на торжественное открытие сквера "Юность"!
Говорим и пишем по-русски
11 августа 2014 г.
«Ошибки» детской речи в свете истории языка
Вполне естественно, что дети, недавно начавшие говорить, допускают много ошибок: наш язык очень сложен, а им надо освоить нормы фонетики, грамматики, выучить множество слов. Даже взрослому человеку так трудно порой освоить хотя бы один иностранный язык. Но случайны ли ошибки в детской речи? Могут ли они отражать какие-то этапы развития нашего языка или наоборот указывать на более логичный путь его развития? Может быть, вы замечали, что многие дети вместо твердых ж и ш говорят мягкие ж и ш: [машина] вместо [машына], [живот] вместо [жывот]. А ведь до XIV века звуки ж и ш были только мягкими, что и сохраняет наша современная графика (жи, ши пиши с и) и детская речь.
Другой интересный случай связан со звуком ф. Некоторые дети не произносят звук ф, а заменяют его другим удобным звуком. Например, слово лифт произносят как [лимт]. Это также, как мне кажется, связано с определенным этапом развития языка, когда звука ф не было. Известно, что в древнерусском языке века до XIII не было звука ф, в заимствованных словах его заменяли другими звуками: Иосиф – Осип, Стефан – Степан и т. д. Этот факт тоже проявляется в детской речи.
Есть и такие случаи, когда вместо глагола умер дети говорят умерл, что вполне логично, ведь л – это суффикс прошедшего времени. Он есть практически во всех других глаголах прошедшего времени: пришел, видел, пел. И самое интересное, что в глаголах умер (и некоторых других) раньше действительно был суффикс л, но в определенный момент он сократился, выпал для удобства произношения: вместо умерлъ стали говорить умер, но л осталось в таких формах, как умерла, умерло, умерли.
Иногда дети вместо Одесса говорят [водесса], вместо укроп – [вукроп] (сравните украинское вулица). Это тоже не случайно. В истории языка было такое явление, когда к начальному гласному добавлялся звук в для удобства произношения (так называемый в-эпентетикум). Вспомним хотя бы наше осьмнадцать, превратившееся в восемнадцать.
Можно у детей также услышать такие формы множественного числа, как ухи (вместо уши), береги (вместо берега), колесы (вместо колеса). И стоит отметить, что образование таких форм вполне закономерно, сравните: стена – стены, сосед – соседи. Но откуда же взялись формы уши, берега, колеса? Оказывается, это – бывшие формы двойственного числа, которые употреблялись для парных предметов или частей тела. Но так как двойственного числа уже давно нет, то было бы вполне логичным все «перевести» во множественное (что и пытаются сделать дети), но наши литературные традиции сильны и не позволяют нам этого сделать. То же самое и в сочетаниях типа три раза, четыре раза. Дети очень часто говорят три раз, четыре раз. И с современной точки зрения, они правы, ведь после три и четыре, так же как после пять и последующих чисел, должно быть множественное число (сравните две машины, три машины, четыре машины, но пять машин, шесть машин и т.д.). В чем же дело? Дело опять-таки в двойственном числе, которое употреблялось после числительного два, т.е. два раза – это форма двойственного числа. По аналогии возникли формы для три и четыре, а вот после пяти традиционно употребляется множественное число.
Важно также прислушиваться к детям, чтобы понять верные, то есть логичные, пути развития языка. Ведь у нас существует множество правил, традиций, сдерживающих даже самые логичные проявления. Например, в детской речи, как и во многих диалектах, происходит унификация, то есть единообразие, корней в таких глаголах, как бежать, лежать и т.п. Почти все дети пытаются сохранить один вариант: либо с буквой г, либо с буквой ж и говорят: бежу, бежишь и т.д. Что имеет в себе рациональное зерно, ведь в языке явление аналогии очень сильно.
Так что будем прислушиваться к нашим детям и понимать их и их ошибки.
История выражений
Кишмя кишит
Так говорят о сплошной массе, множестве беспорядочно движущихся животных, насекомых, рыб или людей. Выражение образовано по тавтологической модели – редупликацией глагола, характерной для народной русской речи. Ср.: стоймя стоять, бежма бежать, кричма кричать. Кишеть этимологически связано с лит. kuseti, латыш. kustet «двигаться, шевелиться, трогаться».
Книга за семью печатями (книжн.)
Так говорят о чем-либо абсолютно непостижимом, недоступном пониманию, скрытом от непосвящённых. Выражение из Библии, из Откровения Св. Иоанна Богослова: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И никто не мог раскрыть её» (Апокалипсис, 5, 1-3 и в др. местах).
Произноси правильно!
Много чулок, валенок, сапог, ботинок;
Песни грузин, осетин, армян, молдаван, цыган, солдат, партизан;
Сколько времени? Нет времени (а не время).
Оксана ЛОГАШОВА
Гатчинская правда, № 84 (20528) от 31 июля