Новости Гатчины
06.05Горячая вода и отопление отключены из-за аварии
06.05Для благоустройства гатчинцы выбрали территорию от Березовых ворот до ул. Хохлова
06.05Губернатор на связи сегодня, 6 мая
04.05Читать стихи и слушать любимые песни приглашают 9 мая в Поэтический сквер
03.05Когда отключат отопление в 2024 году в Гатчине?
03.05В гатчинском ЗАГСе чествовали золотых юбиляров
02.05Пожар в парке «Зверинец» ликвидирован
02.05В Гатчине и районе стартовала акция «Страна героев»
27.04В Войсковицах мужчина умер от удара кирпичом по голове
26.04Открытие Дворцового парка после просушки - 27 апреля!
26.04Всероссийский субботник - 27 апреля!
25.04Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
25.04Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
25.04Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
Афиша-анонсы Гатчины
8 и 9 мая бесплатные экскурсии «Гатчинский парк. Возрождение»
5 мая Благотворительный пасхальный концерт!
28 апреля Органный концерт "Немецкое барокко"
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
Самое читаемое
•Горячая вода и отопление отключены из-за аварии
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•Для благоустройства гатчинцы выбрали территорию от Березовых ворот до ул. Хохлова
•Когда отключат отопление в 2024 году в Гатчине?
•Губернатор на связи сегодня, 6 мая
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•В гатчинском ЗАГСе чествовали золотых юбиляров
•Открытие Дворцового парка после просушки - 27 апреля!
Песня родом из глубины веков
17 марта 2015 г.
«Лишившись своих корней, мы растеряли и нашу национальную гордость», - уверен глава московского камерного хора Владимир МИНИН
На размышления о судьбе русской народной песни натолкнули встревожившие меня разговоры молодых людей, что они не любят «эти песни». Африканские – да, там ритм, динамика, движение. Голос времени? Наверное, да. А может быть, мы, старшее поколение, в чём-то виноваты? От родителей своих молодые люди уже не услышат, как, наработавшись со взрослыми в поле и спрятавшись в тени на обед, силы нам, детям и молодёжи, придавали песни.
Пели хором, одна запевала, другие подхватывали, и лилась чистая мелодия, неторопливая, напевная, в несколько голосов. И забывались усталость, тревоги, обиды, желание убежать домой.
Хороводов за околицей мне уже увидеть не удалось, война разорвала их круг, парни почти все погибли, а молодые – не успели вырасти. Зато «девичьи страдания» по вечерам у пруда как будто и сейчас слышу. Пели все. В праздники в клубе, дома за столом с гостями под аккомпанемент стиральной доски и печной заслонки, по которым задавали ритм вилкой. И плясали, алкоголя почти не было, дважды в год (на посадку картошки и на её копку) мама варила пиво. Садили и копали картошку вместе несколько дворов, по очереди, сегодня – одним, завтра – другим. Какой это был праздник для нас, ребятишек!
Мы жгли костры и в золе пекли картошку. И все были вместе - и взрослые, и дети, кругом шутки, радость, что картошки хватит на всю зиму, а в минуты отдыха - песни. Они объединяли всех, ведь надо было уметь слышать рядом поющего, не выделяться, пристраиваться к общему звучанию, вовремя брать дыхание, чтобы песня не прерывалась, поддерживать друг друга, чтобы песня звучала красиво.
И каждый вкладывал в неё частичку своей души, своего настроения. Песня жила единым целым, вместе – слова и мелодия, распевная, разносясь по полям, настраивая сердца всех биться в одном ритме.
В её внешней неторопливости – чувство собственного достоинства, гордость за свой народ и Россию. Чтобы петь хором, надо было жить внутри песни всем.
У нашей песни – свои корни русской национальной культуры. Сначала это были даже не песни, а обращения к земле, солнцу разными голосами с просьбами послать добрый урожай. Многие, наверное, помнят с детства закличку:
«Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Хлеба каравай –
весь день поливай».
Были причитания, уговоры природы, веснянки, пахотные, дожинки – целый земледельческий год.
Родовая память очень сильна.
Затем эти заклички перерастают в песни, и появляется музыкальная бытовая культура. Прослушав репертуар народного коллектива ансамбля русской песни «Гарница» (худож. руководитель ПАВЛОВ Владимир Алексеевич), можно услышать этот земледельческий цикл «Да пошла млада да жито жала», «Как у нашего Семёна нет ни сена, ни соломы», «Я гнала свою корову на росу», «Заря занялась, я с постели поднялась» и т.д.
Жемчужина русской культуры – это народная лирическая песня. Чего стоят одни обращения к любимой: голубушка моя, голубица, сударушка, отрада, павушка.
Сколько уважения, заботы и гордости: «Речи говоришь – моё сердце веселишь» (песня «По полю-полю»). Песня вобрала в себя идеалы женской красоты: «Моя русая коса да всему городу краса» («Земляничка»), «Сама статна, чернобровая, приметливая. На работушку удалая, приветливая» («Сударушка»).
Слышны и материнские заветы: «Кто женатого любит, свою молодость погубит».
Ещё в XVIII веке стали появляться сборники русских народных песен, один из них подарили Л.В. Бетховену. Но русская вольная песня не вписывалась в европейскую гармонию, не втискивалась в ритм 1-2-3.
Распевная манера пения (э, ойда), много повторов, причём в каждой местности были свои традиции, исполнители добавляли своё, поэтому русская песня требовала другого сопровождения, не европейского.
И стала жить она своей жизнью, войдя потом и в русскую оперу и дав жизнь новому жанру – романсу.
Поистине русская народная песня – национальное достояние.
Наталья Михайловна СМАГИНА, Гатчина
Спектр-Гатчина, № 9 от 11 марта 2015 г.