Новости Гатчины
22.11Заглубленные подвальные помещения будут изымать для оборудования укрытий
21.11До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
19.11В зоне СВО погиб житель Гатчины
19.11Безработным увеличили выплату на развитие бизнеса
18.11Внеси свой голос в развитие Гатчины - до 8 декабря!
18.11Статуэткой «Золотого Трезини» удостоена подсветка мемориала под Гатчиной
18.11Останки 730 погибших похоронят под Вырой
17.11В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
15.11Отключение отопления на ул. Карла Маркса (адреса)
15.11На повестке дня - экологическая безопасность
14.11Под Гатчиной произошел сход вагонов
14.11Экофестиваль KOSHKI-ФЕСТ вновь в Гатчине!
14.11Гатчинская филармония приглашает на органный фестиваль «Поющие Трубы»
13.11На трассе в Гатчинском районе «Лада» сбила школьницу
12.11Прокуратура приостановила работу незаконного зоопарка под Гатчиной
Афиша-анонсы Гатчины
30 ноября концерт бард-рок группы "АТА"
30 ноября фестиваль боевых искусств К-1
23 ноября Концерт памяти Ирины Вячеславовны Рогановой
17 ноября Юбилейный концерт коллективов «Коляды» и «Перезвон»
16 ноября Спектакль "Старомодная комедия"
15 ноября встреча "Группы поддержки для читающих людей"
Самое читаемое
•В зоне СВО погиб житель Гатчины
•До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
•Движение транспорта на маршруте полумарафона будет закрыто! (10 ноября)
•Поисковики перезахоронили останки узников немецко-фашистского лагеря
•В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
•Задержана женщина, которая попыталась поджечь автомобиль
•Площадка "Юность" вновь ждет гостей!
•Пропавшую 3 месяца назад овчарку нашли в Пудости
•Полумарафон меняет маршруты движения автобусов
•Гатчинцев приглашают на торжественное открытие сквера "Юность"!
Преподобный Сергий Радонежский возвращается в Гатчину
13 августа 2014 г.
3 апреля 2014 года Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Гатчине чин освящения закладного камня в основание храма в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Храм был заложен в память уже существовавшей на территории Красных казарм бригадной домовой церкви его имени. Об истории ее появления рассказывается в этом очерке.
Военные реформы
Появлению Красных казарм наш город обязан военным реформам 1860-х годов, положивших начало строительства казарменных помещений для строевых воинских частей, расквартированных в населенных пунктах. Постой личного состава вплоть до нижних чинов на квартирах, создавал многочисленные проблемы, к тому же сокращение срока службы солдат требовало интенсивного учебного процесса с их постоянным присутствием.
В ходе Крымской войны 1853-1856 годов, где Россия воевала с коалицией в составе Англии, Франции, Турции и Сардинского королевства, несмотря на то, что боевые действия были сосредоточены на Черном море и в Крыму, эскадры союзников стали бомбардировать в Тихом океане берега Камчатки, в Белом море беззащитную Колу и святые Соловки, в Балтийском море российские берега Польши, Финляндии и Прибалтики, где в первый же год войны была устроена блокада прибрежных городов. Для лучшего охранения Балтийского побережья создавались оборонительные участки, и был сформирован Балтийский корпус. Увеличение и усиление уже имеющихся гарнизонов привело к тому, что дополнительное количество артиллеристов пришлось обучать наспех.
Крымская война показала неизбежность военных реформ, а нападения польских мятежников на воинские части в январе 1863 года ускорили их. 3 ноября 1863 года вышло положение о формировании 16-ти артиллерийских бригад (отсчет начинался с №23). Две из них непосредственно связаны с Гатчиной.
Расквартированная в Гатчине, 24-я артиллерийская бригада 19 февраля 1877 года вошла в состав вновь образованного I-го армейского корпуса и через год участвовала в русско-турецкой войне. 9 октября 1878 года жители нашего города торжественно встречали 24-ю артиллерийскую бригаду, возвращавшуюся с театра военных действий, как победителей. На Коннетабле был установлен транспарант - «Героям Шипки». Городские власти усердно хлопотали перед командованием, чтобы бригада вошла в город в полном составе.
23-я артиллерийская бригада, расквартированная в Финляндии, испытывала большие трудности. Введение в полевую артиллерию орудий образца 1877 года вызвало издание новых «Правил практической стрельбы», потребовавших увеличения дистанций, которых не было на финляндском бригадном полигоне. Батареи стреляли постоянно почти на тех же местах, дистанции уже были хорошо известны, а потому пристрелку вести было трудно. Эти причины заставляли искать новый полигон. К тому же в 1880 году были приняты на вооружение новые дальнобойные орудия – крупповская стальная пушка с прогрессивной нарезкой. Красносельский и Усть-Ижорский полигоны не только давали возможность вести в широких размерах практическую стрельбу батарей, но и участвовать в маневрах на широком районе местности. На этих полигонах ежегодно проводились лагерные сборы. В июле 1883 года состоялась ротация двух артиллерийских бригад: 24-я была переведена в Финляндию, а 23-я из Финляндии — в Гатчину. 23-я артиллерийская бригада была включена в состав 1-го армейского корпуса, и стала образцовой и передовой частью артиллерии.
Красные казармы
Что касается казарм для артиллерийской бригады, то уже в 1875-76 годах в Ингербургской части нашего города были построены двухэтажные каменные казармы по обе стороны Большого проспекта, которые сразу получили название «красных». Согласно документам, строительством руководил военный инженер-полковник И.К. Клодницкий, подрядчиком выступил павловский купец Павел Давыдов. Строились казармы на месте размещения лейб-гвардии гарнизонного батальона, который был переведен в Ораниенбаум. Для его помещения, в свою очередь, были приспособлены дома павловских фаворитов — Демидова, Нелидовой и князя Куракина, построенных в Ингербурге и оставленных после убийства императора.
К 1891 году был выстроен целый комплекс зданий, в который помимо казарм вошли: манеж, артиллерийские сараи, конюшни, мастерские, хлебопекарня, ветеринарный лазарет, холерный барак, баня, прачечная с дезинфекционной камерой. Также был построен отдельный флигель, в котором на верхнем этаже разместилось офицерское собрание, на нижнем этаже находилось управление бригадой, комната для дежурного офицера и помещение для бригадного караула.
Здание полкового храма строилось почти всегда последним не потому, что стояло последним в списке важности, а из-за того, что каждая часть имела походные полевые церкви, переносимые во время передислокации вместе со всеми установками. При недостатке средств на строительство отдельного храма, походная церковь могла полностью удовлетворить духовные потребности личного состава.
При этом следует особо подчеркнуть, что командование видело в высоком духовном настрое необходимую основу высокой боеготовности армии. Этому учил еще победоносный полководец А.В. Суворов: «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием,- и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то и победа несомненна, а потому и нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности, - и всегда было неустрашимо и бестрепетно».
Раскрытие в солдате собственной значимости начиналось, прежде всего, с военной подготовки. Начальник артиллерии I-го армейского корпуса с 1878 года генерал- майор Венедикт Иванович Алексеев (ум. 1885), предписывал по окончании стрельбы подводить стрелявшие батареи в полном составе к обстрелянным целям, чтобы люди могли убедиться в степени успешности стрельбы. Таким образом, мы видим, что в основу обучения всюду кладется сознательное отношение обучающихся к тому, что они делают и чего от них требуют. Это же требование мы видим и в другом пункте того же приказа. Говоря о конных учениях батарей с тактической целью, генерал Алексеев предписывает обучающему объяснять чинам батареи пред началом ученья, в каком положении находится батарея, где находится неприятель, какая цель маневра, в каком порядке расположены неприятельские войска и т.п. Получается, что известный афоризм бессмертного Суворова - «всякий воин должен понимать свой маневр» жил в традициях нашей армии.
После того, как воин увидит результаты своего мастерства и военный потенциал всего подразделения, у него закрепляются знания о величии своей страны и народа, который ему надлежит защищать. Генерал-майор Александр Васильевич Оноприенко (1837-1918), приняв командование бригадой в 1885 году, учредил для нижних чинов по воскресным дням чтения с туманными картинами. Темами для них служили рассказы из Священной истории, элементарные вопросы естествознания и эпизоды из отечественной истории.
Воинская служба как служение Богу
В 1829 году святитель Филарет Московский к своему «Христианскому катехизису» делает прибавление для воинов, согласно которому военная служба есть величайший подвиг любви к ближнему, прямое исполнение заповеди Христовой: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15;13). Поэтому убиенный на войне почитается Церковью как святой мученик. Поэтому и сам воин должен себя соблюдать в вере и уповании на Бога, в хранении заповедей:
«Воин во время похода должен особенно тщательно удаляться от всякого беззаконного и бесчестного дела как для того, чтобы порочными и неправедными делами не лишиться благоволения Божия и невидимой защиты в бою, так и для того, чтобы, если суждено ему окончить жизнь в военном подвиге, с мирной и чистой совестью предстать на суд Божий и несомненно получить венец правды» («Изречения Священного писания с размышлениями для употребления в военных учи- лищах» митрополита Филарета были переизданы во время войны с Германией в 1916 году).
А. В. Суворов много времени и усилий затрачивал на изучение его подчиненными молитв. Он также понимал всю недостаточность одного теоретического обучения религии, действующего больше на ум и, следовательно, воздействующего только на одну сторону человеческой личности. Необходимо же было для простого человека такое средство, которое затрагивало и волновало бы его чувство. Этим средством, безусловно, являлось торжественное богослужение. Суворов заботился о совершении для солдат, унтер-офицеров и офицеров полка богослужений насколько возможно часто. За богослужением он всегда присутствовал сам и по возможности со всем своим штабом, бывал на всенощных и обеднях, даже в военное время в походной церкви.
Эти суворовские установления с того времени вошли в плоть и кровь армейской жизни. Военные реформы приложили к ним «Положение о церковных парадах» 1872 года. Церковные парады должны были проводиться не менее 15 раз в году: в первый день нового года; в день Богоявления Господня; в дни рождения, именин и восшествия на престол Государя, Государыни и Наследника; 26 ноября — в день Святого Георгия Победоносца, ставшего кавалерийским праздником; в дни полковых и батальонных праздников. Обязательной составляющей таких праздников было участие войск в торжественном молебне, пение гимна «Боже, царя храни» и церемониальный марш. При церковных парадах был обязателен вынос всех полковых знамен и штандартов. Если часть была расположена в городе, то парад проводился на соборной площади. На такие торжества обязательным было приглашение солдатских детей и инвалидов части. Генерал Оноприенко установил в 23-й артиллерийской бригаде даже на каждый обыкновенный праздничный день назначать церковный парад взводу какой-либо батареи. Церковный парад соединяет в себе цели и задачи крестного хода и военного парада, очевидным предком которого является древнеримский церемониал триумфа.
Бригадный храм преподобного Сергия
В марте 1892 года командиром 23 бригады был назначен генерал-майор Тимофей Михайлович Беляев (1843-1915). Одной из первоочередных задач он определил постройку бригадной церкви. Было испрошено разрешение главнокомандующего Великого князя Владимира Александровича, и уже в ноябре начато устройство домовой церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. Устроена она была в конце манежа без особых отпусков от казны, на пожертвования офицеров, нижних чинов и в большей мере на личные средства генерала Беляева. Почти все работы выполнялись солдатами бригадной ремонтной команды штабс-капитана Д. Д. Попова. Но желание встретить Светлый праздник Воскресения Христова в 1893 году в собственном храме, побуждало лихорадочно спешить с окончанием работ (праздник Пасхи приходился в том году на 28 марта), и потому в них принимали участие, кто, чем мог, буквально все, и офицеры, и нижние чины. К 22 марта 1893 года устройство церкви в главных чертах было закончено, а 23-го числа она освящена протопресвитером армии и флота о. Александром Желобовским.
Бригадная церковь вмещала до 850 человек молящихся и праздновала свой престольный праздник 26 сентября. В 1895 году на стенах церкви были укреплены черные памятные доски с именами нижних чинов, погибших в 1855 году на Гунгенбургских батареях под Нарвою и в 1878 году — от взрыва в бригадной лаборатории под Гельсингфорсом.
В 1895 году, благодаря хлопотам командира бригады и протопресвитера военного и морского духовенства, к бригадной церкви был прикомандирован для исполнения пастырских обязанностей вышедший за штат священник о. Иоанн Попов (1832-1912). В конце 1904 года 2-я батарея бригады принимала участие в боевых действиях русско-японской войны в составе I-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригады. В 1905 году еще одна батарея была направлена на фронт, но проявить себя не успела.
С началом Первой мировой войны в Красных казармах остались только учебные команды, к которым добавился гвардейский запасной артиллерийский дивизион. После декрета об отделении Церкви от государства бригадный храм преподобного Сергия Радонежского был демонтирован.
Михаил КАРПОВ
Гатчинская правда, № 86 (20530) от 5 августа
Читайте также
"Инверсия" во дворце: взгляд из музейной витрины
"Это наша стобою защита - сердце Гатчины, красная, 5..."