Новости Гатчины
22.11Заглубленные подвальные помещения будут изымать для оборудования укрытий
21.11До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
19.11В зоне СВО погиб житель Гатчины
19.11Безработным увеличили выплату на развитие бизнеса
18.11Внеси свой голос в развитие Гатчины - до 8 декабря!
18.11Статуэткой «Золотого Трезини» удостоена подсветка мемориала под Гатчиной
18.11Останки 730 погибших похоронят под Вырой
17.11В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
15.11Отключение отопления на ул. Карла Маркса (адреса)
15.11На повестке дня - экологическая безопасность
14.11Под Гатчиной произошел сход вагонов
14.11Экофестиваль KOSHKI-ФЕСТ вновь в Гатчине!
14.11Гатчинская филармония приглашает на органный фестиваль «Поющие Трубы»
13.11На трассе в Гатчинском районе «Лада» сбила школьницу
12.11Прокуратура приостановила работу незаконного зоопарка под Гатчиной
Афиша-анонсы Гатчины
30 ноября концерт бард-рок группы "АТА"
30 ноября фестиваль боевых искусств К-1
23 ноября Концерт памяти Ирины Вячеславовны Рогановой
17 ноября Юбилейный концерт коллективов «Коляды» и «Перезвон»
16 ноября Спектакль "Старомодная комедия"
15 ноября встреча "Группы поддержки для читающих людей"
Самое читаемое
•В зоне СВО погиб житель Гатчины
•Заглубленные подвальные помещения будут изымать для оборудования укрытий
•Движение транспорта на маршруте полумарафона будет закрыто! (10 ноября)
•До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
•Задержана женщина, которая попыталась поджечь автомобиль
•Площадка "Юность" вновь ждет гостей!
•Пропавшую 3 месяца назад овчарку нашли в Пудости
•Поисковики перезахоронили останки узников немецко-фашистского лагеря
•Гатчинцев приглашают на торжественное открытие сквера "Юность"!
«Беседки» братца Иоанна Чурикова
09 января 2014 г.
В октябре этого года исполнилось 80 лет со дня мученической кончины Ивана Алексеевича Чурикова, основателя трезвеннического движения «чуриковцев» в Санкт-Петербурге и его пригородах.
Самостийный проповедник
У него было множество сторонников и множество противников. Противники движения «чуриковцев» не видели размаха народного пьянства, не понимали масштаба разрушения, которое оно несло обществу. Алкоголизация народа, начавшись после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов, переросла в национальное бедствие после крестьянской реформы 1861 года, когда крестьянам кроме освобожденного труда было также предложено и огромное количество дешевого алкоголя.
Церковь не осталась в стороне от происходивших в обществе процессов. 30 августа 1898 года в приходе Воскресенского храма у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге, при горячей поддержке архиепископа Финляндского Антония (Вадковского), вскоре ставшего митрополитом Санкт-Петербургским, священник Александр Рождественский создает Александро-Невское общество трезвости, в котором состояло поначалу 150 прихожан. Это общество быстро набирало силу и явилось весомым аргументом для противников Чурикова, желавших разогнать его «партизанское» братство. Но Владыка Антоний благоволил к Чурикову и, пока он занимал столичную кафедру до 1912 года, не дозволял применять к самостийному проповеднику трезвости радикальные меры.
Основным инструментом борьбы Александро-Невского общества был избран торжественный зарок на определенный срок отказа от алкоголя. Эти зароки вели свое начало от заповедных записей в крестьянской общине, когда каждый крестьянин во время засухи или эпидемий давал письменное обещание в соблюдении какого-либо духовного запрета. Бывшие крестьяне, сохранившие память отеческих уставов и уважение к ним, аккуратно исполняли эти зароки. Но не так аккуратны были мещане, жившие в городе каждый сам по себе и не привыкшие давать ни кому ни в чем отчета. Тем более, падшие люди, нарушившие все возможные заповеди и обещания, даже не делали попытки что-либо пообещать. На этих-то людей и направил свои усилия Братец Иоанн.
Он выбрал своим основным инструментом «беседки» – широко распространенные в Самарской епархии собрания верующего народа для душеполезных бесед. На этих « беседках» Чуриков сначала читал место из Священного Писания, а затем обращался к слушателям: «Подходит ли к нам это писание? Оправдываем ли мы его своей жизнью? Похожи ли мы в жизни на пророков, апостолов и св. отцов? Воплощаем ли мы Евангельские истины? Или проводим в жизнь сатанинскую ненависть и злобу?». На эти вопросы должен был ответить каждый присутствующий. После этого пелись или читались подходящие случаю молитвы. Падшие люди чувствовали на «беседках» к себе такое отношение, которого, как им казалось, они были навсегда лишены. Они обретали смысл жизни, который, как им думалось, был отнят у них каким-то подлым образом. Они воскресали из мертвых к новой жизни.
Подобные «беседки» Чуриков был готов проводить в любое время, в любом месте, с любым количеством людей. И проповедовать он начал в кабаках и трактирах. Это было бы слишком самонадеянно, если бы Братец Иоанн не был подготовлен к этому событиями своей предыдущей жизни.
Поездка к о. Иоанну Кронштадтскому
Родился Иван Алексеевич Чуриков 15 января 1861 года в крестьянской семье в Самарской губернии. В 7 лет Ваня Чуриков лишился матери и до 14 лет воспитывался в доме своего дяди Николая Николаевича Чурикова, торговавшего рыбой и бакалейными товарами. В возрасте 14 лет юноша переехал в Самару, где начал самостоятельно заниматься скупкой и перепродажей. Он разбогател, занялся сельским хозяйством, стал зажиточным домохозяином, женился по любви на Анне Красновой, за которой получил богатое приданое.
Но вскоре несчастья следуют одно за другим. Умирает его двухлетняя дочь и психически заболевает его жена. Затем неудача за неудачей следуют в торговых делах. Иван раздает бедным все свое имущество и в июне 1894 года едет в Санкт-Петербург просить молитв у о. Иоанна Кронштадтского о выздоровлении своей жены. Жена не выздоровела, он остается в столице, гневаясь на о. Иоанна, что не исцелил ее.
Пребывание в Кронштадте среди приезжающих к всероссийскому пастырю о. Иоанну определило его будущее поприще. Личные трудные жизненные обстоятельства стали для него подтверждением Божьего призыва на общественное служение.
Он стал произносить свои проповеди в 1894 году в помещении башмачной мастерской на Лиговке, а первыми его слушателями были обитатели окрестных ночлежек. Он шел за ними в кабаки, где продолжал свою проповедь, читал «помощьную» молитву для всех сбившихся с пути. Кабатчики и содержатели публичных домов быстро оценили угрозу своему благополучию. Их вышибалы принялись изгонять проповедника из своих заведений. Но и у Чурикова появились телохранители из числа спасенных им, и в их сопровождении он продолжал совершать набеги на злачные заведения.
Тогда Чурикова стали объявлять зловредным сектантом и вызывать полицию. В то время эти обвинения были нешуточными. До манифеста 1905 года, даровавшего свободу вероисповедования, сектантство являлось уголовным преступлением и преследовалось законом.
Помощь митрополита
В марте 1900 года Чуриков пишет Санкт-Петербургскому митрополиту Антонию (Вадковскому) и обер-прокурору Синода о позволении ему проводить беседы. В прошении к Владыке он кается за самочинство, за то, что без благословения церковного отрезвлял народ. Не дожидаясь ответов, вместе с юристами взялся за создание «Общества ревнителей православной веры». Когда общество попытались зарегистрировать, консистория увидела, что оно направлено якобы «против основ Православной церкви».10 мая 1900 года Чуриков на четыре меяца заключается в арестное отделение Суздальского Спасо-Ефимовского монастыря.
Благодаря митрополиту Антонию, судебное преследование Чурикова было прекращено, и ему не стали препятствовать в его трезвеннической пропаганде. В сентябре 1900 года было уже зарегистрировано Общество трезвости. Гордившееся волжским земляком столичное купечество помогло ему приобрести дом на Петровском острове. В воскресные вечера там устраивались трезвеннические собрания, на которые собиралось до 2000 человек.
В 1905 году Чуриков покупает участок земли в Вырице, что стало началом основания здесь братской общины трезвенников. Чуриковская колония, зарегистрированная в 1908 году как «Общество взаимной помощи», представляла собой хорошо организованное мясо-молочное хозяйство с земледелием. В 1911 году в общине чуриковцев в Петербурге и пригородах насчитывалось свыше 360 000 человек. Когда Чуриков узнал о закладке Петропавловской церкви в самой Вырице, он пожертвовал крупную сумму на ее строительство. Во время оккупации в 1941 году Петропавловский храм был открыт и чуриковцы пожертвовали в него образ небесных покровителей Ивана Алексеевича Чурикова — преподобного Иоанна Кущника и преподобного Алексия Человека Божия. Эта икона до сих пор открыта для поклонения в храме.
Последующие мытарства
В ноябре 1912 года умер защитник Братца Иоанна митрополит Антоний и уже в 1913 году извещением петербургского градоначальника Чурикову отказано вести даже религиозные беседы, а в 1914 году вышел указ Петроградской духовной Консистории о признании Чурикова сектантом. Братец Иоанн в период отлучения от Церкви окончательно обосновывается в Вырице. Он продолжил свою деятельность. Исцеления не прекратились, что породило мнение: можно обходиться без Святых Таинств. Но Чуриков никогда не отрицал спасительности Святой Церкви и ее Таинств. Тем не менее по сей день часть чуриковцев придерживается не православных взглядов. Их центром является молитвенный дом в Вырице.
В советское время колония была переименована в «Коммуну БИЧ (Братство Иоанна Чурикова)» и могла бы стать образцовой, если бы не ее религиозная пропаганда, за что она была объявлена лжекоммуной и разогнана. Братец Иоанн в 1928 году был арестован и уже не вышел из заключения. 8 октября 1933 года он скончался в возрасте 72-х лет в Ярославском изоляторе.
Сегодня дело трезвости, начатое Братцем Иоанном, продолжает община чуриковцев, возглавляемая Владимиром Николаевичем Глинским в приходе храма Новомученников и Исповедников Российских на ул. Миргородской возле Московского вокзала в Санкт-Петербурге.
Михаил КАРПОВ
Гатчинская правда, № 146 (20440) от 21 декабря