Новости Гатчины
10.01Опасных веществ в воздухе не обнаружено
06.01В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
06.01Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
26.12Фонд "Счастливое будущее" вместе с партнерами дарят новогодние праздники детям!
26.12График работы городских и пригородных автобусов в период новогодних праздников
26.12Фестиваль «Новогодняя кутерьма» - с 1 по 8 января в Гатчине
25.12На Соборной готовится к открытию бесплатный каток!
24.12Дрозденко: "Мы хотим, чтобы Гатчина стала яркой звездой на небосводе Ленобласти"
23.12Отключение электроэнергии в Гатчине: 24 декабря
23.12Стало известно, где в Гатчине можно запускать салюты и фейерверки
23.12Полная афиша новогодних и рождественских мероприятий Гатчинского округа
13.12В Гатчинском парке найден ранее неизвестный подземный ход
12.12Стрельба на день рождения обернулась "букетом" статей УК РФ
11.12Жительница Гатчины попросила губернатора устроить внука в секцию плавания
11.12Ветеран СВО из Гатчинского района сообщил о необходимости помещения под ассоциацию ветеранов
Афиша-анонсы Гатчины
с 1 по 8 января Фестиваль «Новогодняя кутерьма»
с 24 декабря по 8 января Новогодние игровые программы для детей в Гатчине
7 января военно-историческая реконструкция «Рождественский манифест»
c 25 по 28 декабря Новогодние благотворительные киносеансы
21 декабря концерт «Новый год к нам идет»!
14 декабря «Парад Дедов Морозов» в Гатчине!
14 декабря новогодний праздник «Приоратская сказка»
13 декабря рождественские образовательные чтения Гатчинской Епархии
8 декабря Гала-концерт IV Открытого вокального конкурса "Голос Гатчины"
Самое читаемое
•О пожаре на территории завода по производству ацетона
•Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
•На Соборной готовится к открытию бесплатный каток!
•Фестиваль «Новогодняя кутерьма» - с 1 по 8 января в Гатчине
•Полная афиша новогодних и рождественских мероприятий Гатчинского округа
•Опасных веществ в воздухе не обнаружено
•Движение транспорта на маршруте полумарафона будет закрыто! (10 ноября)
•График работы городских и пригородных автобусов в период новогодних праздников
•Новогодний праздник «Приоратская сказка» - 14 декабря
•Новогодние игровые программы для детей в Гатчине - с 24 декабря по 8 января
Преподобный Амвросий: «Как жить? Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать. И всем — моё почтение»
22 ноября 2013 г.
Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь (расположен недалеко от города Козельска Калужской области), восстановленный из руин за последние 25 лет, каждый год принимает тысячи паломников. Зачем люди едут туда? Что их сегодня притягивает к этому месту? Былая слава обители или живущая в душе потребность найти на земле Царство небесное? Такие вопросы задаешь себе, глядя на отлаженную работу паломнической службы, на богомольцев, наполняющих монастырские церкви в обычный день.
Остров спасения
Меня потянуло «в Оптину» желание увидеть, что осталось там от наследия ее прославленных старцев, духовные советы которых освещали жизненный путь очень многих. В одном из писем Н.В. Гоголь, посетивший Оптину Пустынь в 1850 году, писал: «За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание; все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше». Такой и вошла обитель в духовную традицию русской культуры. Ведь не случайно же туда приезжали Жуковский, Хомяков, Тютчев, Тургенев, Достоевский, Чайковский. А что же открываем там для себя мы, сегодняшние христиане?
В храм в честь Казанской иконы Божией Матери мы пришли к началу Божественной литургии. И сразу же оказались в атмосфере монастырской молитвенной сосредоточенности. В ней как-то сами собой гасли мирские привычки – сразу покупать и ставить свечи, а все внимание захватила сама служба. Молодые иеромонахи служили литургию очень спокойно и просто, если не сказать буднично. И в этой будничности открывалось нам не что иное, как налаженная монастырская жизнь. Ты не ощущал себя в обители приезжим, ты понимал, что принимают тебя здесь как ближнего — с заботой и любовью. Крошечный кусочек антидора (большая просфора, из которой вынут агнец для служения, раздаваемая частицами народу), полученный после целования креста, только подтверждал это на деле.
Здесь открылась нашему взору и новая художественная роспись восстановленного храма. Удивляло в ней то, что купол, стены, колонны церкви составляли единое художественное пространство, которое на языке красок повествовало об истории монастыря. Рассматривать эти фрески можно было бы часами, настолько все сюжеты собраны воедино художественной идеей. В других храмах обители мы нашли тот же стиль росписей, но только на соответствующие им евангельские темы. В настоящее время в Оптиной Пустыни имеется восемь действующих церквей. В течение дня главные храмы обители — Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский всегда полны народа.
Монастырский некрополь
Когда в 1987 году Оптина Пустынь была вновь открыта, то первым делом, сообщает летопись монастыря, здесь озаботились тем, чтобы привести могилы преподобных старцев в надлежащее состояние.
Сегодня святым мощам канонизированных оптинских старцев можно поклониться в храмах обители, где особенно ощутимо их благодатное присутствие и молитвенный покров. За эти годы стало доброй традицией после службы в храме посещать монастырский некрополь, где летом можно посидеть в тени деревьев на скамейках и помолиться о тех, чьими трудами обитель когда-то крепла и развивалась. Среди сохранившихся могил встречается немало известных имен.
Уже 10 лет в монастыре ежедневно поминают заБожественной литургией и убиенных оптинских братий — иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. В 2008 году на месте их погребения была выстроена красивая Часовня. Сюда прибывают многочисленные паломники, чтобы попросить у них благодатной помощи в духовных и житейских нуждах. Память о мученической смерти трех оптинских насельников от руки сатаниста на Пасху 1993 года до сих пор тревожит людские сердца.
Скит святого Иоанна Предтечи
«Скит» в словаре Даля – общая обитель отшельников с отдельными кельями.
Скит, говорит летопись монастыря, был сердцем Оптиной Пустыни — местом, где бился пульс ее жизни. Откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь ее насельников.
Скит зарождался в монастырском лесу на малой пасеке, а положил ему начало пустынножитель схимонах Иоанникий. Через несколько лет после его кончины туда пришли отшельники Рославльских лесов Брянской губернии, среди которых были старцы Моисей и Антоний (Путиловы), им и было поручено устройство скита. Для этого нужно было расчистить от вековых сосен (отдельные экземпляры которых растут там до сих пор) огромную площадь. Оба брата о. Моисей и о. Антоний вместе с наемными рабочими валили сосны и корчевали пни. Постепенно по сторонам храма в честь Иоанна Предтечи строились домики братских келий. В этом скиту и зародилось старческое духовное руководство братии монастыря.
Начало старчества в Оптиной Пустыни относят ко времени переселения в нее старца Льва (Наголкина) в 1829 году. До этого времени почти все оптинские монахи обращали внимание, в основном, на внешнюю сторону подвижничества: псалмопение, пост, бдение, молитву с поклонами, и в этом полагали сущность монашества. Внутреннюю же его сторону — очищение сердца от дурных наклонностей, выработку духа путем откровения помыслов, оставляли в забвении.
У преподобного Льва было достаточно силы характера, достаточно сознания высоты и правоты совершаемого им дела, чтобы перенести все недовольства и преследования, а они имели место. В свое время пришла помощь от таких лиц, как святитель Игнатий (Брянчанинов)– тогда еще архимандрит и настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом, святитель Филарет митрополит Московский, святитель Филарет митрополит Киевский, чтобы был положен конец всяким притеснениям старчества.
Временем полного утверждения старчества монастырская летопись называет начало 1840-х годов. Позже старчество укрепилось, благодаря деятельности преподобного Макария, и достигло своего расцвета при преподобном Амвросии.
Отличительная черта оптинских старцев состояла в том, что они никогда не давали советов от себя, но всегда следовали изречениям Священного писания или Святых отцов. Во главу всех советов и наставлений преподобные ставили смирение. В нем они полагали сущность христианской жизни. О нем всегда напоминалось, из него выводились прочие добродетели каждого инока и христианина. «Есть смирение – есть все, нет смирения – ничего нет», – часто повторял преподобный Макарий Оптинский.
Еще одна черта оптинского старчества – это служение народу в его духовных нуждах. В своих наставлениях старцы учили народ, как понимать Евангельское учение, как врачевать свои душевные немощи. Их наставления были простыми, сердечными, их ответы на вопросы – наполненными любовью и спокойствием. Казалось, что старец видит душу приходящего насквозь, видит все болезни души, знает, как помочь, и помогает.
«Сколько в скиту было пролито слез... Сколько разорвано было бесовских пут, сколько надежд возродилось!» - свидетельствует летопись. Любовь к старцам в народе была огромная. Не только простые, но и знатные люди с полным доверием обращались к ним со своими духовными и хозяйственными нуждами. Поэтому и не иссякал поток людей, стремящихся получить совет и утешение от благодатных старцев.
Внешний вид скита тех лет описан Достоевским в его последнем романе «Братья Карамазовы». Но и сегодня возвышается над вратами Иоанно-Предтеченского скита та же самая небольшая колокольня, а неподалеку от нее стоит колодец преподобного Амвросия, у которого утоляют жажду и увозят с собой воду многочисленные паломники.
Эти чудом оставшиеся строения невольно воспринимаешькак послание из тех далеких времен, обязывающее нас не только сохранять, но и жить по заветам великих оптинских подвижников. Обойдя ограду скита с внешней стороны по всему периметру, мы прониклись той же благодатной молитвенной тишиной, ко- торой славился скит в прежние времена.
И это несмотря на ведущиеся там строительные работы. Многое еще нужно успеть сделать монахам к престольному торжеству монастыря. 4 декабря в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в обители ожидают приезда патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В ХХ веке обитель была почти полностью разорена, а вместе с нею и оптинское старчество. Но остались книги, письма старцев к духовным детям. И слово их по-прежнему живо. Теперь оно доступно уже миллионам православных людей во всем мире. Люди вновь слышат их наставления.
Повседневная жизнь скита
Воссозданная за минувшую четверть века жизнь монастыря, с его радующими глаз храмами, с тысячами паломников, ищущих духовных советов, дает нам надежду, что в Оптиной Пустыни вновь возродится старчество. То, что мы можем узнать из летописи о сегодняшней жизни скита, говорит о том, что он продолжает оставаться «духовной академией» для монахов.
Круг богослужений в скиту начинается с полунощницы, которая совершается в два часа ночи, затем — утреня и 1-й час. Продолжительность этой службы около трех часов. После ночной молитвы братия расходится по кельям для непродолжительного отдыха. Подъем в 8 утра. В 8.30 братия собирается в храме для прочтения утренних молитв, 3-го, 6-го и изобразительных часов. После этого скитяне приступают к исполнению послушаний.
Вечернее богослужение начинается в 17.00. Служится вечерня и малое повечерие, на котором вычитывается монашеское правило: три канона и акафист. По определенным дням поочередно читаются акафисты Божией Матери, Иоанну Предтече и оптинским старцам.
На всенощные бдения братия скита ходит молиться в монастырь. Божественная литургия в скиту совершается два раза в неделю — по вторникам и субботам. Этот порядок был установлен еще оптинскими старцами и утвержден в уставе скита.
После обеда до вечернего богослужения братия по череде читает Псалтырь по благотворителям. После повечерия – ужин, затем свободное время, которое монахи проводят в чтении духовных поучений и творений святых отцов. В 21.00 скитский колокол возвещает час безмолвия. В это время перед сном братия упражняется в делании Иисусовой молитвы. Отбой бывает в 22.00- 22.30.
Послушания в скиту связаны с хозяйственной деятельностью насельников. Они заготавливают дрова (кельи отапливаются дровами, а храмы углем). Обрабатывают небольшой огород – выращивают картошку, кабачки, помидоры, фасоль, лук, чеснок. В скиту имеется одна теплица. Водопровод проведен только к трапезной. Также в скиту есть сад, занимающий почти всю территорию. В нем посажены в основном яблони, но произрастают и плодово-ягодные кустарники: смородина, малина, крыжовник и кизил. За садом ухаживают братья-садовники. Каждый из насельников один раз в неделю несет послушание трапезника: готовит ужин, моет посуду (обедать скитяне ходят в монастырь в 12.30).
Таков размеренный, подчиненный ритму молитвы и богослужения, исполнению послушаний, распорядок жизни скита. Непреложным правилом для братии является повседневная исповедь духовнику – отцу скитоначальнику, и молитвенное исполнение оптинской пятисотницы (Иисусовой молитвы).
Преподобный Никон Оптинский в свое время писал о жизни братии: «Здесь у нас в скиту — рай земной. У нас на вратах, на стороне, обращенной к скиту, к церкви, написано: «Коль возлюблена селения Твоя, Господи», - и воистину так». Похоже, что под этим может подписаться и сегодняшний насельник скита.
За трапезой
Все паломники рано или поздно приходят в столовую. И хотя она находится за вратами обители, в ней все дышит монастырской жизнью. Здесь та же, уже узнаваемая, атмосфера доброжелательности, вежливости и повседневной размеренной жизни, текущей не неизвестно куда, а к Божественной вечности.
Лица паломников здесь заметно разгладились, стали ясными. Они явно были наполнены новым содержанием и даже повеселели. Пока мы трапезничали, в столовую на встречу со своей сестрой пришел иеромонах, служивший Божественную литургию. Какой внутренней тишиной повеяло от него на нас грешных!
Сопровождавший нас в поездке о. Владимир – настоятель храма Святителя и Чудотворца Николая в Хотынце Орловской области, многозначительно заулыбался. Пока мы осматривали окрестности скита, он ходил к монастырским иконописцам за советом, потому что в прошлом он – художник, и сейчас расписывает свой храм. Видимо, разговор состоялся интересный, раз батюшка остался таким довольным. С ним мы и отправились поклониться гробницам прославленных оптинских старцев. Уж очень хотелось отдать земной поклон преподобному Льву – основателю старчества. Его усыпальницу мы нашли во Владимирском храме. Прощай, благословенная Оптина! До встречи в следующем году!
Зинаида СКОРНЯКОВА
Гатчинская правда, № 124 (20418) от 31 октября