Новости Гатчины
22.11Заглубленные подвальные помещения будут изымать для оборудования укрытий
21.11До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
19.11В зоне СВО погиб житель Гатчины
19.11Безработным увеличили выплату на развитие бизнеса
18.11Внеси свой голос в развитие Гатчины - до 8 декабря!
18.11Статуэткой «Золотого Трезини» удостоена подсветка мемориала под Гатчиной
18.11Останки 730 погибших похоронят под Вырой
17.11В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
15.11Отключение отопления на ул. Карла Маркса (адреса)
15.11На повестке дня - экологическая безопасность
14.11Под Гатчиной произошел сход вагонов
14.11Экофестиваль KOSHKI-ФЕСТ вновь в Гатчине!
14.11Гатчинская филармония приглашает на органный фестиваль «Поющие Трубы»
13.11На трассе в Гатчинском районе «Лада» сбила школьницу
12.11Прокуратура приостановила работу незаконного зоопарка под Гатчиной
Афиша-анонсы Гатчины
30 ноября концерт бард-рок группы "АТА"
30 ноября фестиваль боевых искусств К-1
23 ноября Концерт памяти Ирины Вячеславовны Рогановой
17 ноября Юбилейный концерт коллективов «Коляды» и «Перезвон»
16 ноября Спектакль "Старомодная комедия"
15 ноября встреча "Группы поддержки для читающих людей"
Самое читаемое
•В зоне СВО погиб житель Гатчины
•Движение транспорта на маршруте полумарафона будет закрыто! (10 ноября)
•Заглубленные подвальные помещения будут изымать для оборудования укрытий
•Задержана женщина, которая попыталась поджечь автомобиль
•Площадка "Юность" вновь ждет гостей!
•Пропавшую 3 месяца назад овчарку нашли в Пудости
•До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
•Гатчинцев приглашают на торжественное открытие сквера "Юность"!
И откуда вдруг беруться силы...
05 мая 2015 г.
Елена Петровна КАНИНА родилась и жила в Тульской области в небольшом городе Ефремове. Там же в 1940-м закончила 7 классов и уехала в Москву учиться на ткачиху. Но учеба продолжалась недолго - в 1941 началась война, и 16-летняя комсомолка Лена Канина добровольцем ушла на фронт.
ДОБРОВОЛЬЦЕМ НА ФРОНТ
- Нас обучили на трехмесячных курсах радистов: приняли присягу, выдали обмундирование. Мне достались ботинки 42-го размера.
Жесткий воротник гимнастерки натирал кожу на шее, а юбка-«карандаш», доходящая до колена, быстро промокала и прилипала к ногам, мешая ходить. Под юбку женщины надевали нитяные грубые чулки. Они были коричневого цвета и крепились специальными завязками к поясу.
Теплые брюки и рейтузы были редкостью, поэтому приходилось надевать мужские фланелевые штаны. В армии брюки выдавались только женщинам-снайперам или воевавшим в авиации, поскольку считалось, что очень неудобно запрыгивать в кабину самолета, придерживая юбку. Остальным приходилось соблюдать устав. Вместе с тем женщины, ходившие в брюках, должны были учиться искусству носить портянки, ведь носки дамам не выдавались.
- А потом после окончания курсов радистов забрали в 278-ю дивизию, в 870-й стрелковый полк. Как раз тогда бои были. Прыгнула в эти траншеи, глянула - там пули летят, снаряды летят, разрываются, дым, кричу: «Ой, мама, мама!». Комбат услышал: «Вот тут детей еще не хватало!». Мне же всего 16 было. Ну а потом обстрелялась.
В жестяной коробке из-под конфет Елена Петровна бережно хранит все, что связано с годами войны: вырезки из газет, письма брата с фронта, тут же его похоронка. Брат Елены Петровны не дожил до Победы всего неделю.
ВОЕННЫЕ ДОРОГИ
- На Курской дуге была радистом. Где я еще была? В концлагере в Польше, узников освобождали. Одни скелеты, их выносили на руках солдаты. Я подбежала, хотела булку ему, но мне врачи с санитаркой сказали, нельзя давать, потому что они слабые. С бандеровцами воевала в Западной Украине возле Львова. Население выносило хлеб с солью нашим воинам, а ночью из подвала вылетали бандеровцы вооруженные. Там страшно было. Поймали двух наших часовых, издевались; и глаза выкололи, и звезды вырезали.
- Дошла до Берлина в своих стоптанных кирзачах. А в Германию когда вступили - Господи, какие они богатые! И вот солдат сидит в кресле, шинель вся прожженная, закуривает, победитель. Смех. Немцы говорили, что русские издеваются над ними, они бросали все, минировали и уходили. А наш солдат откроет часы - раз! - и в воздух. Вот мы шли, я зашла в одну квартиру, открыла шкаф, там висят шубы, там платья такие! Вот я гимнастерку сниму, натяну, одно, другое платье, под мышку тоже какой-нибудь трофей - и бегу. А командир роты: «Что это за солдат!? А ну-ка!». За угол зайдешь, платья все снимешь, ремнем затянешь, платья под мышку - и пошел дальше. Мы уже тогда веселые были. А наша дивизия возле здания рейхстага под знаменем была. Мы ездили в Берлин, смотрела я рейхстаг, и там внизу расписалась - «Елена».
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
А когда 20 лет мне было, демобилизовалась, из Праги приехала в 45-м году домой, в Ефремов. Как глянула... Я не узнала никого. Мать опухшая, дети оборванные, все голодные. Я думаю: «Что ж я буду с вами делать?». Мне еще начальник штаба говорил «Лена, куда ты едешь? Там карточная система!». А я не верила. И увидела. А потом пошла в военкомат и говорю: «Направьте меня в Германию». Он посмотрел на меня и говорит: «Так вы только из Германии? Нет, только через год». И вот через год я пошла в военкомат. И они говорят: «Нет разнарядки в Германию, есть в Румынию». Ну, в Румынию. Я в Румынию попала. Это 50-е годы. Потом направили на Дальний Восток, в Хабаровск. Красивый город. Там прожила я лет 7-8. Потом мама пишет: бросай все, приезжай домой, в Тулу. Вот я так... А годы-то шли...
Тяжело вернуться в мирную жизнь после войны. Знаете, какой голод был! Карточная система. А я работала секретарем, 60 рублей получала. Как я могла прокормить мать и 4 детей? Трудно очень. Но мы ходили километров за 5, гнилую картошку собирали в мешки, приходили домой, в корыте промывали и лепешки пекли. Вот так и жили.
НУ ВОТ, ОСТАЛАСЬ Я ЖИВА...
Какие радости в жизни? Одни несчастья. Какие радости могут быть? После войны я в Румынии работала хорошо, в Хабаровске жила неплохо. Когда из Хабаровска приехала в Тулу, дочку похоронила, 24 года. Она поехала в Москву за продуктами и не вернулась, попала под машину. Горе какое. Маму похоронила. Брата похоронила. Одни гробы после войны.
Кто говорит, что война - легко? Очень тяжело, страшно.
Ну вот, осталась жива я.
Обидно, сейчас всякую ерунду говорят. Мы воевали, все мы были героями в окопах. И украинец, и белорус, и узбек. Все мы были одинаковые. Все мы защищали Родину, советский народ. А сейчас страшно выйти на улицу, не то что сказать, что я воевала. Свастики рисуют, памятники разрушают. Обидно, очень обидно.
УРОК СТАРШЕГО
Не живи до 90 лет, доченька. Не надо. Лучше до 80, а там после все болеть начинает, и уже все совсем плохо...
PS. ДВУЖИЛЬНЫЕ
Распрощалась с Еленой Петровной. Пока шла, размышляла: человек прожил такую долгую жизнь... Но те четыре года, которые были в самом начале её пути, до сих пор перекрывают все остальные.
И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..
Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно.
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?
Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки,
Раны,
Пепелища...
Память,
Душу мне
Войной не рви!
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.
Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.
(Юлия ДРУНИНА)
Маша БАБАЕВА, Надежда КРАСНОПЕРОВА
Спектр-Гатчина, № 16 от 29 апреля 2015 г.
Читайте также
Три шага в будущее гатчинской медицины
«Аквазорбику» - семь футов под килем!
Наталья Котикова от георгия КОТа «Золотой кубок» в Гатчину привезла