Новости Гатчины
22.11Заглубленные подвальные помещения будут изымать для оборудования укрытий
21.11До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
19.11В зоне СВО погиб житель Гатчины
19.11Безработным увеличили выплату на развитие бизнеса
18.11Внеси свой голос в развитие Гатчины - до 8 декабря!
18.11Статуэткой «Золотого Трезини» удостоена подсветка мемориала под Гатчиной
18.11Останки 730 погибших похоронят под Вырой
17.11В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
15.11Отключение отопления на ул. Карла Маркса (адреса)
15.11На повестке дня - экологическая безопасность
14.11Под Гатчиной произошел сход вагонов
14.11Экофестиваль KOSHKI-ФЕСТ вновь в Гатчине!
14.11Гатчинская филармония приглашает на органный фестиваль «Поющие Трубы»
13.11На трассе в Гатчинском районе «Лада» сбила школьницу
12.11Прокуратура приостановила работу незаконного зоопарка под Гатчиной
Афиша-анонсы Гатчины
30 ноября концерт бард-рок группы "АТА"
30 ноября фестиваль боевых искусств К-1
23 ноября Концерт памяти Ирины Вячеславовны Рогановой
17 ноября Юбилейный концерт коллективов «Коляды» и «Перезвон»
16 ноября Спектакль "Старомодная комедия"
15 ноября встреча "Группы поддержки для читающих людей"
Самое читаемое
•В зоне СВО погиб житель Гатчины
•Заглубленные подвальные помещения будут изымать для оборудования укрытий
•Движение транспорта на маршруте полумарафона будет закрыто! (10 ноября)
•До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
•Задержана женщина, которая попыталась поджечь автомобиль
•Площадка "Юность" вновь ждет гостей!
•Поисковики перезахоронили останки узников немецко-фашистского лагеря
•Пропавшую 3 месяца назад овчарку нашли в Пудости
•В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
•Гатчинцев приглашают на торжественное открытие сквера "Юность"!
Линия жизни - 45 лет в музее
16 мая 2014 г.
8 мая Гатчинский дворец-музей отмечает день своего «второго рождения». 45 лет посвятила его возрождению старший научный сотрудник Валентина Владимировна Федорова.
В Гатчинский дворец-музей она пришла в 1969 году, ещё до открытия музея для посещения. А с открытием в 1985 году первых отреставрированных залов возглавила экскурсионный отдел дворца, потом научно-просветительский, экспозиционно-фондовый отделы. Валентина Владимировна - автор книг, исторических справок и научных статей в различных изданиях сегодня ответит на вопросы наших читателей.
- Валентина Владимировна, вы же родились в Ленинграде, а как оказались в Гатчине?
- Мои родители были железнодорожниками. Мама перенесла все тяготы блокады, папа воевал, дошел до Вены. Со временем они получили свою комнату в Гатчине. С тех пор я – гатчинский житель.
- Вы всегда с такой большой любовью рассказывает о Гатчинском дворце, а как вы стали музейным работником?
- Всегда хотела заниматься искусством. Когда же перед окончанием гатчинской школы №4 моя учительница В.П. Шарапенкова посоветовала мне поступить в финансово-экономический институт, я даже расстроилась. И все же решила сделать по своему, поступила на философский факультет Государственного университета на отделение этики и эстетики. Так как училась на вечернем отделении – стала искать работу. Причем, сразу по специальности. Живы были еще люди, которые все знали, видели, помнили, для которых музейная работа была самоотверженным служением. Я мечтала оказаться рядом с ними. А кому нужна студентка? Сначала недолго работала в школе-интернате, а потом судьба привела в отдел кадров дирекции парка.
- У Гатчинского парка была своя отдельная дирекция?
- Не совсем так. Когда здание дворца было отдано под Военно-морское училище, а затем занято предприятием «Электронстандарт», дирекция дворца-музея и парка переехала в здание паркового павильона Птичник на берегу Колпанки и занималась только Дворцовым парком, который получил статус парка культуры и отдыха.
- И вот первый рабочий день. Каковы были впечатления?
- Я была счастлива. Как сейчас помню, это был яркий солнечный день – 26 марта 1969 года. Шла по парку, утопая в снегу, искала указанные мне ориентиры: Колпанку и Птичник. Молодая, задорная, в берете с помпоном. Мне казалось, что не только снег по колено, а и все проблемы. Долго плутала и, наконец, нашла. Надо сказать, дирекция парка имела довольно плачевный вид. Обшарпанные стены, теснота, народ матерится. Это меня несколько обескуражило. Какой тут музей!
- А было ли реально в те годы восстановить дворец и сделать музеем?
- Уверена в этом, так как здание во время немецко-фашистской оккупации пострадало не более чем в других пригородных дворцово-парковых ансамблях. Работы по консервации дворца начались сразу же после освобождения Ленинграда и Гатчины в 1944 году. К этому серьезно готовились сотрудники музея, храня последние вывезенные предметы из гатчинских коллекций в подвалах Исаакиевского собора. Они составляли планы будущих экспозиций и не сомневались в том, что «должны выйти победителями». «Мы еще встретимся в нашем дворце», - писала научный сотрудник И.К. Янченко из блокадного Ленинграда в 1942 году. Сразу же в полуразрушенном здании дворца были открыты первые выставки: карет и по военно-исторической теме. В эти же годы был разработан 7-летний план реставрации дворца. Директор дворца-музея А.Г.Демидов говорил, что для этого нужен был 1 миллион рублей. К сожалению,тогда этим планам не суждено было исполниться. А.Г. Демидов пришел в Гатчину в 1947 году. Это был крепкий хозяйственник. При нем в парке были прекрасные цветники, аттракционы, спортивные площадки, а вот дворец, к сожалению, упустили.
Важнейшее значение в истории восстановления дворца-музея имело восстановление научного отдела под руководством главного хранителя А.С. Елкиной. До Гатчины Аделаида Сергеевна работала несколько лет в Павловском дворце-музее и была ученицей директора – А.И. Зеленовой. Именно Зеленовой принадлежала идея вновь открыть Гатчинский дворец. В 1966 году ею были подготовлены предложения для постановления Совета Министров РСФСР «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников в РСФСР», где в перечень объектов, которые нуждались в изменении непрофильного использования, удалось включить и Гатчину.
А.С. Елкина переняла от своего учителя удивительные способности убеждать и энергично действовать. Потоком пошли письма в самые высокие инстанции. В результате идея возрождения дворца-музея с трудом, но стала получать поддержку на самых разных уровнях, находились соответствующие помощники и пути решения до этого неразрешимых задач. Таких, как строительство нового здания для «Электронстандарта», поиск источников финансирования, а затем и новых проблем, связанных с освоением денежных средств.
- Какое первое поручение вам, еще неопытной студентке, дала Аделаида Сергеевна?
- При первой встрече она показалась мне очень серьезной и взрослой, а ей было всего лишь лет 30. Для меня Аделаида Сергеевна стала непререкаемым авторитетом. Как сейчас помню, в первый рабочий день она строго на меня посмотрела и спрашивает: «Вы печатать можете на машинке?». Получив утвердительный ответ, Аделаида Сергеевна дала мне первое задание: разобрать шкаф. Так я стала младшим научным сотрудником и приступила к изучению истории дворцово-паркового ансамбля по документам. Установка Аделаиды Сергеевна была четкой: никаких замужеств и диссертаций, открываем музей в 1971 году.
В то время мне, как помощнице Елкиной и долгое время единственной сотруднице научного отдела, посчастливилось познакомиться с проектами и перспективными планами, которые определяли будущее дворца-музея.
Сколько их потом было – шкафов: все перепечатывала, да не один раз, на машинке, на компьютере. Дело за делом, тема к теме просматривала все, что касается не только объектов парка, но и коллекций и интерьеров дворца. Этот архив исторических материалов лег в основу всего, что касается восстановления дворцово-паркового ансамбля.
- Когда же, наконец, началась реставрация?
- В 1976 году реставраторы вошли во дворец, и началось его восстановление. Автором проекта восстановления дворца стал архитектор М.М. Плотников, лауреат Государственной премии. Финансировал работы институт «Электронстандарт». Это было счастливое время. Не могу забыть, с каким волнением мы впервые входили в освобожденные для реставрации залы. Трудно было узнать в помещениях дворца, перегороженных под кабинеты и лаборатории, довоенные Аванзал, Мраморную столовую, Тронную, Белый зал. Но мы верили, что все получится.
Тогда же была определена очередность дальнейшего освобождения корпусов от служб института, очередность и сроки восстановления помещений и даже рациональное направление потока посетителей для показа дворца. Ставилась задача полностью закончить реставрацию в 1989 году. Сегодня, спустя 38 лет с начала реставрации и почти 30 лет со дня открытия первых залов, грустно читать эти планы…
- Проблема возврата экспонатов стара как мир. Наверняка непросто было и перед самым открытием музея.
- Конечно, как и сейчас, возврат экспонатов из других музеев был самым больным вопросом. Особенно сопротивлялись сотрудники из дворцов Павловска и Ломоносова. Они заявляли, что возврат гатчинских вещей разорит музеи и их придется закрыть. Елкина была более, чем убедительна: «В Павловском музее хранится 7 тысяч предметов из Гатчинского дворца, из них только 600 – в экспозиции. Для первой очереди восстановленных помещений Гатчинского дворца необходимо из Павловска получить всего 200 предметов, включая чашки и блюдца фарфоровых сервизов». Благодаря твердой аргументированной позиции Аделаиды Сергеевны, поддержанной коллегами, удалось опровергнуть точку зрения оппонентов и добиться того, чтобы «восстановление исторических интерьеров и их наполнение экспонатами первой очереди осуществлять на 1941 год».
- Валентина Владимировна, получается, что «тихая музейная жизнь» – это легенда. Бурлили, еще как!
- Это так. Ради достижения высшей цели музейщики были способны на рискованные, порой авантюрные шаги. К примеру, благодаря характеру Аделаиды Сергеевны, Березовый домик появился даже раньше открытия дворца. Этот парковый павильон на самом деле строил малоизвестный француз, а вот вернуть в парк оригинальный павильон под маркой «воссоздать творение Львова» можно было попробовать. Подговорили работников садово-паркового отдела сломать постройку (здесь стояла танцплощадка) и на ее фундаменте построили Березовый домик.
Сейчас я понимаю, что мудрые наставники ограждали меня от политических сложностей, интриг и всего, что касалось верхнего эшелона власти. Понимая, что с моей юношеской горячностью и комсомольским максимализмом добром бы это не закончилось. И я спокойно занималась своим делом.
Бывали и забавные случаи. К 100-летию Ленина был отреставрирован весь Павловск. А у нас в Гатчине межвластье: директора нет, музея нет. Мне, как самой молодой, поручили поздравить коллег с завершением работ и пригласить в Гатчину. Готовилась я долго, наряд подбирала, а вышла на сцену и от волнения дар речи потеряла. Так и стою, меня решили выручить, а я не ухожу. Помогла мне выйти из шока А.И. Зеленова. А в зале решили, что мы это специально разыграли, чтобы привлечь внимание к забытой Гатчине.
- Как отмечали открытие первых трех залов дворца?
- У меня в жизни три праздника: дни рождения дочери, внука и день «второго рождения» музея. Долгожданное открытие первых воссозданных парадных интерьеров состоялось спустя 40 лет после окончания Великой Отечественной войны. Трудно передать словами те чувства и впечатления, которые мы переживали. Мы были молоды, счастливы, уверены, что впереди будет, пусть нелегкая, но интересная работа в замечательном и любимом нами дворце.
Это было 8 мая 1985 года, стояла прекрасная солнечная погода. На душе тоже было легко и солнечно, хотя накануне работали до полной усталости. Только 6 мая нам передали экспонаты из Павловского дворца-музея. В то время коллектив был небольшой. Новый штат был утвержден лишь с 8 мая – первого дня работы музея. Так мы экспозицию трех залов сделали за два дня и две ночи. Во главе с директором прибивали на стены французские гобелены, расставляли мебель и сервировали стол Орловским сервизом. Помогали все родственники и друзья.
По сравнению с сегодняшними презентациями, открытие для посетителей Гатчинского дворца-музея было очень скромным. Несколько выступлений – и красная ленточка перерезана. Часть этой ленточки и домашние ножницы бережно хранит, как реликвию, моя дочь, которая, как было положено, в пионерской форме их подавала. Все местные чиновники были в этот день на открытии кинотеатра «Победа». К нам наведались во второй половине дня. Никаких праздничных застолий не было – страна в те годы активно боролась с пьянством. Когда официальная часть закончилась, мы узким кругом отметили праздник, как в миниатюре Райкина: «В греческом зале, в греческом зале…».
С первого дня посетители пошли во дворец непрерывным потоком. Очередь заканчивалась в конце подпорной стены Собственного садика. Билеты были расписаны по времени через каждые 15 минут. За день экскурсоводу доставалось не меньше десятка экскурсий. Однако мы усталости не чувствовали – это была не работа, а сплошное удовольствие!
Скоро на третьем этаже открылась экспозиция «Из спасенных коллекций», доказавшая, что у нас есть будущее. Мы стали развивать сразу все сферы деятельности, в том числе новые формы просветительской работы: разработали тематические экскурсии для школьников, сопровождая их концертами, в выставочных залах открылась Желтая гостиная, где устраивались музыкально-театральные вечера, работал университет культуры. Привозили выставки и выезжали сами. Незабываемой была поездка в Америку, где гатчинские экспонаты выставлялись в штате Миссисипи.
- Валентина Владимировна, сколько же за 45 лет у вас сменилось директоров?
- Сейчас у меня одиннадцатый. Самым счастливым, думаю, бы седьмой, он же первый директор дворца-музея Н.С. Третьяков. Молодой энергичный руководитель пришел во дворец в 1983 году, поставив целью открыть музей, и сделал это. Кстати, первую экскурсию по восстановленным залам тоже провел он, вторую – А.С. Елкина, а третью – я. Тогда я временно возглавила экскурсионный отдел. Это временно длилось два года. Мы все были на подъеме, работали дружно, с желанием. Каждый стремился поделиться новыми найденными материалами по истории дворца и его коллекциям, всем, что знал и умел. Я убеждена, что коллектив сплачивает общая идея и цель, как впрочем, и страну.
- Вы часто выступаете с докладами на конференциях, издаете буклеты, написали две книги.
- Год от года материалы накапливались, и я начала писать, сотрудничать с газетами и сайтами. Делом это оказалось увлекательным. Когда появилась возможность путешествовать, выезжать за границу, кругозор еще больше расширился. Ведь раньше мы работали только с документами, теперь можем выехать в любую страну и вдохнуть ее историю, все посмотреть, потрогать. Любимая тема – французские образы в Гатчине. Возможно, когда-нибудь сяду и за воспоминания, мне еще есть, что рассказать интересного. Всех, кому интересна история возрождения Гатчинского дворца-музея, приглашаю 8 мая в Александровскую приемную на свой творческий вечер. Начало в 17 часов.
Беседовала Татьяна МОЖАЕВА
Гатчинская правда, № 49 (20493) от 6 мая
Читайте также
Молодые писатели вокруг «ДЕТГИЗА»: стихи не понарошку
Предметы из Гатчинского дворца вернулись... временно
Икона «Благовещение» вернулась в Гатчинский дворец
Фотграфии царской семьи сняли с аукциона и вернули в Гатчину