Новости Гатчины
25.04Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
25.04Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
25.04Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
•Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
Наш неизвестный известный земляк
28 апреля 2014 г.
Несколько лет назад педагоги и учени- ки нашей школы начали поиск информации по истории Сусанино и окрестных деревень. В ходе этой работы мы выяснили, что у нас в поселке Сусанино жил и творил историк, искусствовед, писатель и знаток истории русского быта XVIII-XIX веков Владислав Михайлович Глинка
Неизвестные страницы биографии
Владислав Михайлович Глинка родился 6 (19) февраля 1903 года в городе Старая Русса в семье военного врача. «… Лучшим в себе (видя также немало и дурного) я обязан влиянию и примеру отца Михаила Павловича Глинки (1872 – 1939), гуманнейшего из людей, которых знал. Он был врачом идейного типа, шедшим в любой час суток на призыв больного, часто неся с собой не только лекарства и пищу, если мог предположить, что они нужны, но порой и деньги», – писал В.М. Глинка в письме Д.С. Лихачеву.
Начинать молодость с военной службы было в семье давней традицией. Его прапрадед был драгуном, а прадед – сапером, дед служил на военном флоте. Уже в 1919 году 16-летний Владислав уходит добровольцем в Красную Армию, где уже служил его брат Сергей. А вот старший брат – Михаил – воевал на стороне белых. Так что открытки от троих сыновей приходили в родительский дом с противоположных фронтов.
Владислав Глинка попадает на Южный фронт, где идет борьба с Деникиным, в марте 1921 года участвует во взятии мятежного Кронштадта, вместе с братом Сергеем учится в кавалерийской школе в Петрограде. Старший же брат Михаил погибает.
После окончания Гражданской войны Владислав Глинка уходит из армии в запас. После недолгого посещения Старой Руссы юноша отправляется в Петроград получать образование. Там 23-летний Владислав женится на студентке Лиде Павловой. Однако совместная жизнь молодых была очень недолгой: Лидия умирает от тифа всего через несколько месяцев после свадьбы.
К 1927 году В.М. Глинка оканчивает Ленинградский университет, получает диплом юриста, но «с тем же отстраненным равнодушием, с каким учился юридическим наукам, он теперь смотрит на перспективы юридической практики».
Работать по профессии Глинка не стал. Вместо этого он поступает дежурным в экспозиционный зал в Музее революции. С этого времени он посвятил всю свою жизнь истории культуры и музейному делу.
В самом конце1920-х годов В.М. Глинка становится экскурсоводом, а затем и научным сотрудником в дворцах-музеях. Петергоф, Гатчина, аракчеевское Грузино, Царское Село, Фонтанный дом Шереметевых, Русский музей, Эрмитаж – вот многочисленные места службы В.М. Глинки в 1927-1941 годах.
Второй раз Владислав Михайлович вступил в брак в 1931 году. С Марианной Евгеньевной Таубе они вместе работали в пригородных дворцах-музеях. В 1932 году у Владислава и Марианны родилась дочь, которую также назвали Марианной. Марианна Евгеньевна была искусствоведом, много лет после войны она работала в музее М.В. Ломоносова (в здании кунсткамеры). Когда началась Великая Отечественная война, семья Глинки была эвакуирована из Ленинграда. Сам же Владислав Михайлович всю блокаду с первого до последнего дня провел в городе. Из-за болезни сосудов ног его не взяли в действующую армию. В самые страшные месяцы 1942 года работал санитаром в эвакогоспитале, затем до 1944 года сохранял коллекции музея Института русской литературы. В 1944 году он окончательно переходит в Государственный Эрмитаж, где становится главным хранителем отдела истории русской культуры.
После окончания войны в Ленинград из эвакуации вернулась семья Глинки, ставшая в одночасье многодетной. Владислав Михайлович и Марианна Евгеньевна взяли на воспитание племянников – дочь и сына Сергея Глинки, погибшего в боях Великой Отечественной войны.
По свидетельству Михаила Сергеевича Глинки, совместная жизнь Владислава Михайловича и Марианны Евгеньевны «не была в течение полностью безоблачной», и в начале 1960-х годов «они были уже в фактическом, хотя и не оформленном, разводе. При этом ничего такого, что даже отдаленно напоминало бы внутрисемейную вражду, не было и в помине… Более цивилизованного, более деликатного и интеллигентного развода, чем тот, который фактически произошел между этими, несомненно, прекрасными людьми, представить себе нельзя». И Владислав Михайлович с Марианной Евгеньевной прожили под одной крышей еще 16 лет. А в 1979 году Марианна Евгеньевна скончалась.
В 1980 году в 77-летнем возрасте Владислав Михайлович женился в третий раз на Наталье Ивановне Никулиной (Васильевой). Они были знакомы с блокады. Оба были историками, оба писали книги, оба работали в архивах… Перу Натальи Ивановны Глинка принадлежат книги «Державин в Петербурге», «Строгий стройный вид», «Беседы о русском искусстве. XVIII век». По свидетельству М.С. Глинки, «более счастливого брака, чем этот, мне в моей жизни наблюдать не пришлось…».
Все послевоенные десятилетия жизни Глинки были тесным образом связаны с Эрмитажем: «Музейщик, историк, писатель, он был не только хранителем, но и реставратором человеческих образов». Во вступлении к книге «Хранитель» директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский называет Владислава Михайловича Глинку «символом Эрмитажа, в первую очередь, эрмитажной интеллигентности и учености».
С поселком Сусанино связаны несколько десятилетий жизни Владислава Михайловича. Здесь на 4-й линии жили его близкие родственники, а именно – Михаил Глинка, племянник Владислава Михайловича, который был им усыновлен. Сюда великий историк приезжал как простой дачник. В Сусанино еще живут люди, которые лично его знали. Так, в нашей Сусанинской школе работает женщина, которая находилась в приятельских отношениях с ним. По ее словам Владислав Михайлович был очень приветливым и интеллигентным человеком. На память о нем остались книги с его личным автографом.
Скончался Владислав Михайлович 25 февраля 1983 года. Похоронен в поселке Сусанино.
Творческая деятельность
Первые печатные работы Владислава Михайловича увидели свет в конце 30-х годов ХХ века. Это были небольшие рассказы и очерки из военного прошлого России. Публикация этих очерков продолжилась и в осажденном городе. Журналы «Костер», «Звезда», «Ленинград» помещали очерки В.М. Глинки о Суворове, Кутузове, Денисе Дaвыдове.
Параллельно В.М. Глинка работал в музее, и как работник музея он весь рабочий день занимался инвентаризацией экспонатов, разборкой архивов, подготовкой научных сообщений. «Однако ни научный, ни научно-популярный жанр вскоре уже не могут удовлетворить историка. Его влечет художественная, свободная ткань повествования», – написал М.С. Глинка.
Одна за другой появляются «Повесть о Сергее Непейцыне», повести «Дорогой чести», «Домик магистра», «Старосольская повесть», «Жизнь Лаврентия Серякова», «История унтера Иванова», «Судьбы дворцового гренадера» – все эти книги являются образцом точности автора во всем, что касается истории, деталей прошлого, ушедшего навсегда быта.
Особенное место в исследовательской работе ученого занимали Отечественная война 1812 года и декабристы. «Для него эти пересекающиеся темы – гораздо больше, чем поле художественного, искусствоведческого и исторического поиска. Для него эти события – главные, определяющие, краеугольные для всего XIX века русской истории», – пишет его племянник.
В послевоенные года еще более упрочился авторитет Владислава Михайловича Глинки как консультанта по историческим вопросам. Когда ставился спектакль или снималась картина, действие которых происходило в российском прошлом, Н.П. Акимов, Г.М. Козинцев, С.Ф. Бондарчук, Г.А. Товстоногов, И.Е. Хейфиц приглашали В.М. Глинку для участия в работе над своими постановками.
По словам М.С. Глинки, «к концу 1930-х годов имя В.М. Глинки становится в одном ряду с именами самых знающих музейных работников Ленинграда. В.М. Глинку начинают приглашать для историко-бытовой консультации. Оказывается, в таких консультациях нуждаются люди множества профессий: сценаристы и драматурги, режиссеры театра и кино – им надо знать, какими могли или не могли быть отношения между людьми сто и двести лет назад, как могли или категорически не могли они между собой говорить, каковы бывали манеры, нравы, возможные привычки, обычаи, что могло считаться любезностью, а что дерзостью, что почиталось обычным, а что совершенно невозможным… В таких консультациях нуждаются художники, иллюстраторы, скульпторы, театральные костюмеры и специалисты по реквизиту – этим необходимо знать в мельчайших деталях, как выглядели и как носились те или иные мундиры, ленты, ордена, аксельбанты, прически, зонтики, трости, ямщицкие кушаки, ночные чепцы, нижние юбки, онучи, оружие; какие были экипажи, детали упряжи, поддужные колокольчики, дорожные погребцы, мостовые, кузнечные меха, дворцовая посуда, щипцы для снятия нагара, донышко цилиндра, женское седло… В них нуждаются и сами музейщики, а также и искусствоведы…».
Владислав Михайлович стал одним из самых востребованных научных консультантов в истории. 34 театральных спектакля и 19 кинокартин проконсультировано историком за послевоенные годы, в том числе и киноэпопея «Война и мир», получившая премию «Оскар» в 1968 году как «Лучший фильм на иностранном языке».
Вот что вспоминал о нем Г.А. Товстоногов: «Его удивительная эрудиция поражала. Он мoг на память описать пуговицу мундира какого-нибудь особого полка и, никуда не заглядывая, тут же нарисовать ее на бумажке. Помимо тaкoгo рода консультаций, он помогал в репетициях, подсказывая детали, которые могли придать театральному действию атмосферу тoгo или иного времени, и детали эти мoг знать только он».
В послевоенное время издаются также и капитальные труды «Русский военный костюм XVIII – начала XX века», «Военная галерея Зимнего дворца».
Особое место в жизни и воспоминаниях Владислава Михайловича заняла тема блокады Ленинграда. Этим страшным годам Владислав Михайлович посвятил отдельный труд. Многие дни проведены им в бомбоубежищах Эрмитажа. В.М. Глинка первым из музейщиков (как в прошлом работник Гатчинского дворца) был направлен в Гатчину на следующий день после ее освобождения, чтобы дать по радио первую информацию о разрушениях.
«Воспоминания о блокаде» В.М. Глинки были опубликованы уже после его смерти. Бесценная рукопись была случайно обнаружена, в течение нескольких лет ее «расшифровывали», уж очень непонятный почерк был у автора, а затем опубликовали.
Владислав Михайлович вел оживленную переписку со многими известными людьми – историком Тарле, писателями Катаевым, Солженицыным и Граниным. Вот что вспоминает о нем Д. Гранин: «Владислав Михайлович Глинка был одним из последних петербуржцев, которых я знал. Слово «петербуржец» для меня означает очень многое. Это культура России, ее литературные, академические и научные традиции, это отношение к жемчужине нашей страны – городу Петра, это, наконец, безукоризненное знание всего петербуржcкoгo – старого быта, нравов, истории и участие в ней».
В.М. Глинка оставил заметный след в различных сферах культуры второй половины ХХ века – литературе, музейном деле, киноискусстве. Одновременно Владислав Михайлович остается непревзойденным знатоком истории русского быта и костюма XVIII-XIX веков.
Полина КУШНИР, ученица 9 класса Сусанинской школы
P.S. Данная работа была представлена на научно-практической конференции «Ровесник – ровеснику». Руководители: учитель МХК Картунен Елена Анатольевна и учитель истории и обществознания Лапиков Алексей Михайлович.
Гатчинская правда, № 45 (20489) от 24 апреля
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
Учиться понимать традиции и обычаи
Лауреаты «ГАТЧИНСКОЙ РОМАНСИАДЫ» - Динар Байтемиров и Виктория Ганжа