Новости Гатчины
10.01Опасных веществ в воздухе не обнаружено
06.01В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
06.01Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
26.12Фонд "Счастливое будущее" вместе с партнерами дарят новогодние праздники детям!
26.12График работы городских и пригородных автобусов в период новогодних праздников
26.12Фестиваль «Новогодняя кутерьма» - с 1 по 8 января в Гатчине
25.12На Соборной готовится к открытию бесплатный каток!
24.12Дрозденко: "Мы хотим, чтобы Гатчина стала яркой звездой на небосводе Ленобласти"
23.12Отключение электроэнергии в Гатчине: 24 декабря
23.12Стало известно, где в Гатчине можно запускать салюты и фейерверки
23.12Полная афиша новогодних и рождественских мероприятий Гатчинского округа
13.12В Гатчинском парке найден ранее неизвестный подземный ход
12.12Стрельба на день рождения обернулась "букетом" статей УК РФ
11.12Жительница Гатчины попросила губернатора устроить внука в секцию плавания
11.12Ветеран СВО из Гатчинского района сообщил о необходимости помещения под ассоциацию ветеранов

Афиша-анонсы Гатчины
с 1 по 8 января Фестиваль «Новогодняя кутерьма»
с 24 декабря по 8 января Новогодние игровые программы для детей в Гатчине
7 января военно-историческая реконструкция «Рождественский манифест»
c 25 по 28 декабря Новогодние благотворительные киносеансы
21 декабря концерт «Новый год к нам идет»!
14 декабря «Парад Дедов Морозов» в Гатчине!
14 декабря новогодний праздник «Приоратская сказка»
13 декабря рождественские образовательные чтения Гатчинской Епархии
8 декабря Гала-концерт IV Открытого вокального конкурса "Голос Гатчины"

Самое читаемое
•О пожаре на территории завода по производству ацетона
•На Соборной готовится к открытию бесплатный каток!
•Полная афиша новогодних и рождественских мероприятий Гатчинского округа
•Фестиваль «Новогодняя кутерьма» - с 1 по 8 января в Гатчине
•Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
•График работы городских и пригородных автобусов в период новогодних праздников
•Новогодний праздник «Приоратская сказка» - 14 декабря
•Новогодние игровые программы для детей в Гатчине - с 24 декабря по 8 января
•Стрельба на день рождения обернулась "букетом" статей УК РФ
•Стало известно, где в Гатчине можно запускать салюты и фейерверки
Наш неизвестный известный земляк
28 апреля 2014 г.
Несколько лет назад педагоги и учени- ки нашей школы начали поиск информации по истории Сусанино и окрестных деревень. В ходе этой работы мы выяснили, что у нас в поселке Сусанино жил и творил историк, искусствовед, писатель и знаток истории русского быта XVIII-XIX веков Владислав Михайлович Глинка
Неизвестные страницы биографии
Владислав Михайлович Глинка родился 6 (19) февраля 1903 года в городе Старая Русса в семье военного врача. «… Лучшим в себе (видя также немало и дурного) я обязан влиянию и примеру отца Михаила Павловича Глинки (1872 – 1939), гуманнейшего из людей, которых знал. Он был врачом идейного типа, шедшим в любой час суток на призыв больного, часто неся с собой не только лекарства и пищу, если мог предположить, что они нужны, но порой и деньги», – писал В.М. Глинка в письме Д.С. Лихачеву.
Начинать молодость с военной службы было в семье давней традицией. Его прапрадед был драгуном, а прадед – сапером, дед служил на военном флоте. Уже в 1919 году 16-летний Владислав уходит добровольцем в Красную Армию, где уже служил его брат Сергей. А вот старший брат – Михаил – воевал на стороне белых. Так что открытки от троих сыновей приходили в родительский дом с противоположных фронтов.
Владислав Глинка попадает на Южный фронт, где идет борьба с Деникиным, в марте 1921 года участвует во взятии мятежного Кронштадта, вместе с братом Сергеем учится в кавалерийской школе в Петрограде. Старший же брат Михаил погибает.
После окончания Гражданской войны Владислав Глинка уходит из армии в запас. После недолгого посещения Старой Руссы юноша отправляется в Петроград получать образование. Там 23-летний Владислав женится на студентке Лиде Павловой. Однако совместная жизнь молодых была очень недолгой: Лидия умирает от тифа всего через несколько месяцев после свадьбы.
К 1927 году В.М. Глинка оканчивает Ленинградский университет, получает диплом юриста, но «с тем же отстраненным равнодушием, с каким учился юридическим наукам, он теперь смотрит на перспективы юридической практики».
Работать по профессии Глинка не стал. Вместо этого он поступает дежурным в экспозиционный зал в Музее революции. С этого времени он посвятил всю свою жизнь истории культуры и музейному делу.
В самом конце1920-х годов В.М. Глинка становится экскурсоводом, а затем и научным сотрудником в дворцах-музеях. Петергоф, Гатчина, аракчеевское Грузино, Царское Село, Фонтанный дом Шереметевых, Русский музей, Эрмитаж – вот многочисленные места службы В.М. Глинки в 1927-1941 годах.
Второй раз Владислав Михайлович вступил в брак в 1931 году. С Марианной Евгеньевной Таубе они вместе работали в пригородных дворцах-музеях. В 1932 году у Владислава и Марианны родилась дочь, которую также назвали Марианной. Марианна Евгеньевна была искусствоведом, много лет после войны она работала в музее М.В. Ломоносова (в здании кунсткамеры). Когда началась Великая Отечественная война, семья Глинки была эвакуирована из Ленинграда. Сам же Владислав Михайлович всю блокаду с первого до последнего дня провел в городе. Из-за болезни сосудов ног его не взяли в действующую армию. В самые страшные месяцы 1942 года работал санитаром в эвакогоспитале, затем до 1944 года сохранял коллекции музея Института русской литературы. В 1944 году он окончательно переходит в Государственный Эрмитаж, где становится главным хранителем отдела истории русской культуры.
После окончания войны в Ленинград из эвакуации вернулась семья Глинки, ставшая в одночасье многодетной. Владислав Михайлович и Марианна Евгеньевна взяли на воспитание племянников – дочь и сына Сергея Глинки, погибшего в боях Великой Отечественной войны.
По свидетельству Михаила Сергеевича Глинки, совместная жизнь Владислава Михайловича и Марианны Евгеньевны «не была в течение полностью безоблачной», и в начале 1960-х годов «они были уже в фактическом, хотя и не оформленном, разводе. При этом ничего такого, что даже отдаленно напоминало бы внутрисемейную вражду, не было и в помине… Более цивилизованного, более деликатного и интеллигентного развода, чем тот, который фактически произошел между этими, несомненно, прекрасными людьми, представить себе нельзя». И Владислав Михайлович с Марианной Евгеньевной прожили под одной крышей еще 16 лет. А в 1979 году Марианна Евгеньевна скончалась.
В 1980 году в 77-летнем возрасте Владислав Михайлович женился в третий раз на Наталье Ивановне Никулиной (Васильевой). Они были знакомы с блокады. Оба были историками, оба писали книги, оба работали в архивах… Перу Натальи Ивановны Глинка принадлежат книги «Державин в Петербурге», «Строгий стройный вид», «Беседы о русском искусстве. XVIII век». По свидетельству М.С. Глинки, «более счастливого брака, чем этот, мне в моей жизни наблюдать не пришлось…».
Все послевоенные десятилетия жизни Глинки были тесным образом связаны с Эрмитажем: «Музейщик, историк, писатель, он был не только хранителем, но и реставратором человеческих образов». Во вступлении к книге «Хранитель» директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский называет Владислава Михайловича Глинку «символом Эрмитажа, в первую очередь, эрмитажной интеллигентности и учености».
С поселком Сусанино связаны несколько десятилетий жизни Владислава Михайловича. Здесь на 4-й линии жили его близкие родственники, а именно – Михаил Глинка, племянник Владислава Михайловича, который был им усыновлен. Сюда великий историк приезжал как простой дачник. В Сусанино еще живут люди, которые лично его знали. Так, в нашей Сусанинской школе работает женщина, которая находилась в приятельских отношениях с ним. По ее словам Владислав Михайлович был очень приветливым и интеллигентным человеком. На память о нем остались книги с его личным автографом.
Скончался Владислав Михайлович 25 февраля 1983 года. Похоронен в поселке Сусанино.
Творческая деятельность
Первые печатные работы Владислава Михайловича увидели свет в конце 30-х годов ХХ века. Это были небольшие рассказы и очерки из военного прошлого России. Публикация этих очерков продолжилась и в осажденном городе. Журналы «Костер», «Звезда», «Ленинград» помещали очерки В.М. Глинки о Суворове, Кутузове, Денисе Дaвыдове.
Параллельно В.М. Глинка работал в музее, и как работник музея он весь рабочий день занимался инвентаризацией экспонатов, разборкой архивов, подготовкой научных сообщений. «Однако ни научный, ни научно-популярный жанр вскоре уже не могут удовлетворить историка. Его влечет художественная, свободная ткань повествования», – написал М.С. Глинка.
Одна за другой появляются «Повесть о Сергее Непейцыне», повести «Дорогой чести», «Домик магистра», «Старосольская повесть», «Жизнь Лаврентия Серякова», «История унтера Иванова», «Судьбы дворцового гренадера» – все эти книги являются образцом точности автора во всем, что касается истории, деталей прошлого, ушедшего навсегда быта.
Особенное место в исследовательской работе ученого занимали Отечественная война 1812 года и декабристы. «Для него эти пересекающиеся темы – гораздо больше, чем поле художественного, искусствоведческого и исторического поиска. Для него эти события – главные, определяющие, краеугольные для всего XIX века русской истории», – пишет его племянник.
В послевоенные года еще более упрочился авторитет Владислава Михайловича Глинки как консультанта по историческим вопросам. Когда ставился спектакль или снималась картина, действие которых происходило в российском прошлом, Н.П. Акимов, Г.М. Козинцев, С.Ф. Бондарчук, Г.А. Товстоногов, И.Е. Хейфиц приглашали В.М. Глинку для участия в работе над своими постановками.
По словам М.С. Глинки, «к концу 1930-х годов имя В.М. Глинки становится в одном ряду с именами самых знающих музейных работников Ленинграда. В.М. Глинку начинают приглашать для историко-бытовой консультации. Оказывается, в таких консультациях нуждаются люди множества профессий: сценаристы и драматурги, режиссеры театра и кино – им надо знать, какими могли или не могли быть отношения между людьми сто и двести лет назад, как могли или категорически не могли они между собой говорить, каковы бывали манеры, нравы, возможные привычки, обычаи, что могло считаться любезностью, а что дерзостью, что почиталось обычным, а что совершенно невозможным… В таких консультациях нуждаются художники, иллюстраторы, скульпторы, театральные костюмеры и специалисты по реквизиту – этим необходимо знать в мельчайших деталях, как выглядели и как носились те или иные мундиры, ленты, ордена, аксельбанты, прически, зонтики, трости, ямщицкие кушаки, ночные чепцы, нижние юбки, онучи, оружие; какие были экипажи, детали упряжи, поддужные колокольчики, дорожные погребцы, мостовые, кузнечные меха, дворцовая посуда, щипцы для снятия нагара, донышко цилиндра, женское седло… В них нуждаются и сами музейщики, а также и искусствоведы…».
Владислав Михайлович стал одним из самых востребованных научных консультантов в истории. 34 театральных спектакля и 19 кинокартин проконсультировано историком за послевоенные годы, в том числе и киноэпопея «Война и мир», получившая премию «Оскар» в 1968 году как «Лучший фильм на иностранном языке».
Вот что вспоминал о нем Г.А. Товстоногов: «Его удивительная эрудиция поражала. Он мoг на память описать пуговицу мундира какого-нибудь особого полка и, никуда не заглядывая, тут же нарисовать ее на бумажке. Помимо тaкoгo рода консультаций, он помогал в репетициях, подсказывая детали, которые могли придать театральному действию атмосферу тoгo или иного времени, и детали эти мoг знать только он».
В послевоенное время издаются также и капитальные труды «Русский военный костюм XVIII – начала XX века», «Военная галерея Зимнего дворца».
Особое место в жизни и воспоминаниях Владислава Михайловича заняла тема блокады Ленинграда. Этим страшным годам Владислав Михайлович посвятил отдельный труд. Многие дни проведены им в бомбоубежищах Эрмитажа. В.М. Глинка первым из музейщиков (как в прошлом работник Гатчинского дворца) был направлен в Гатчину на следующий день после ее освобождения, чтобы дать по радио первую информацию о разрушениях.
«Воспоминания о блокаде» В.М. Глинки были опубликованы уже после его смерти. Бесценная рукопись была случайно обнаружена, в течение нескольких лет ее «расшифровывали», уж очень непонятный почерк был у автора, а затем опубликовали.
Владислав Михайлович вел оживленную переписку со многими известными людьми – историком Тарле, писателями Катаевым, Солженицыным и Граниным. Вот что вспоминает о нем Д. Гранин: «Владислав Михайлович Глинка был одним из последних петербуржцев, которых я знал. Слово «петербуржец» для меня означает очень многое. Это культура России, ее литературные, академические и научные традиции, это отношение к жемчужине нашей страны – городу Петра, это, наконец, безукоризненное знание всего петербуржcкoгo – старого быта, нравов, истории и участие в ней».
В.М. Глинка оставил заметный след в различных сферах культуры второй половины ХХ века – литературе, музейном деле, киноискусстве. Одновременно Владислав Михайлович остается непревзойденным знатоком истории русского быта и костюма XVIII-XIX веков.
Полина КУШНИР, ученица 9 класса Сусанинской школы
P.S. Данная работа была представлена на научно-практической конференции «Ровесник – ровеснику». Руководители: учитель МХК Картунен Елена Анатольевна и учитель истории и обществознания Лапиков Алексей Михайлович.
Гатчинская правда, № 45 (20489) от 24 апреля
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
Учиться понимать традиции и обычаи
Лауреаты «ГАТЧИНСКОЙ РОМАНСИАДЫ» - Динар Байтемиров и Виктория Ганжа