Новости Гатчины
05.03Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
10.01Опасных веществ в воздухе не обнаружено
06.01В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
06.01Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
26.12Фонд "Счастливое будущее" вместе с партнерами дарят новогодние праздники детям!
26.12График работы городских и пригородных автобусов в период новогодних праздников
26.12Фестиваль «Новогодняя кутерьма» - с 1 по 8 января в Гатчине
25.12На Соборной готовится к открытию бесплатный каток!
24.12Дрозденко: "Мы хотим, чтобы Гатчина стала яркой звездой на небосводе Ленобласти"
23.12Отключение электроэнергии в Гатчине: 24 декабря
23.12Стало известно, где в Гатчине можно запускать салюты и фейерверки
23.12Полная афиша новогодних и рождественских мероприятий Гатчинского округа
13.12В Гатчинском парке найден ранее неизвестный подземный ход
12.12Стрельба на день рождения обернулась "букетом" статей УК РФ
11.12Жительница Гатчины попросила губернатора устроить внука в секцию плавания

Афиша-анонсы Гатчины
с 1 по 8 января Фестиваль «Новогодняя кутерьма»
с 24 декабря по 8 января Новогодние игровые программы для детей в Гатчине
7 января военно-историческая реконструкция «Рождественский манифест»
c 25 по 28 декабря Новогодние благотворительные киносеансы
21 декабря концерт «Новый год к нам идет»!
14 декабря «Парад Дедов Морозов» в Гатчине!
14 декабря новогодний праздник «Приоратская сказка»
13 декабря рождественские образовательные чтения Гатчинской Епархии

Самое читаемое
•Масленица всех зовёт - 2 марта!
•О пожаре на территории завода по производству ацетона
•Оформление парковых абонементов для жителей Гатчины - с 1 апреля
•Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
•Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
•Опасных веществ в воздухе не обнаружено
•В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
Преподобный агапит
11 апреля 2014 г.
27 декабря 2007 года Определением Священного Синода Русской Православной Церкви был причислен к святым мученикам уроженец нашего города монах Агапит, в миру Михаил Михайлович Таубе, – человек необыкновенной судьбы.
Михаил Михайлович Таубе родился 4 ноября 1894 года в городе Гатчине Санкт-Петербургской губернии в семье барона Михаила Фердинандовича Таубе.
Выпускник института Инженеров путей сообщения Михаил Фердинандович (1855-1924) женился на Анне Александровне Барановой и поселился в Гатчине. У них родилось четверо сыновей и дочь Мария. Сам М.Ф. Таубе был математиком и философом, и известен как один из выдающихся теоретиков неославянофильства и автор работ по истории русской самобытной мысли. Он выступал с докладами в «Христианском содружестве учащейся молодежи», основанном в 1903 году при «Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви». После революции под его руководством были организованы чтения на религиозно-философские темы для интеллигентов при храме священномученика Исидора Юрьевского, духовном центре Эстонского Православного Братства, неразрывно связанного с Гатчиной.
Дед преподобного Агапита, Фердинанд Иванович Таубе, окончил институт Инженеров путей сообщения в 1831 году. Он был одним из тех, кто верил в будущее железных дорог в России. Когда было решено в виде опыта построить железную дорогу от Петербурга до Царского Села, и открылась подписка на акции, Ф.И. Таубе принял в ней активное участие. На первом собрании акционеров он оказался единственным инженером, и ему была предложена должность директора правления. Вскоре Главным управлением путей сообщения он был назначен управляющим железной дорогой. Он закончил свою карьеру действительным статским советником, исправляющим должность вице-директора Департамента железных дорог.
Михаил, младший сын Михаила Фердинандовича Таубе, в 1912 году окончил престижную петербургскую гимназию Карла Мея и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но окончить успел только три курса. Начавшаяся Первая мировая война помешала его обучению. Весной 1915 года Михаил поступил на ускоренные артиллерийские курсы, по окончании которых в феврале 1916 года был произведен в офицеры и отправлен на фронт.
На фронте он находился до июля 1917 года, сначала в чине прапорщика, а затем подпоручика в должности помощника командира батареи.
В сентябре 1921 года М.М. Таубе поступил вольнослушателем в Петроградский Богословский институт, а в апреле 1923 года в поисках духовного окормления уехал в Оптину пустынь. В 1923 году Оптина обитель в числе других российских монастырей была закрыта. Там функционировал только музей «Оптина пустынь», основанный в мае 1919 года как культурно-исторический и церковно-археологический. На территории Оптиной пустыни также велись археологические раскопки. Кроме того, здесь была организована летняя дача для месткома Наркомпросса. В качестве музейных рабочих и сторожей в монастыре оставили 15 монахов, а остальным приказали убираться. Михаила Таубе рекомендовала в качестве сотрудника директор Оптинского музея Лидия Васильевна Защук (позже преподобномученица Августа). В музее Михаил Таубе был назначен хранителем собрания книг монастырской библиотеки, переданной тогда в ведение музея. Здесь он вполне смог познакомиться с богословским наследием и богатейшими по своему духовному содержанию рукописями.
Приехав в Оптину, Михаил стал духовным сыном преподобного Нектария, в котором его привлекала строгость старца. Высокий, худой, всегда грустный, похожий на Рыцаря печального образа, Михаил Михайлович много времени проводил у своего духовного отца, лично руководившего его занятиями в библиотеке, тщательно записывая все его поучения. Часто он готовил доклады на богословские темы и читал их ученикам старца. Его слушатели были уверены, что он станет впоследствии епископом и богословом.
Уезжая в ссылку в село Холмищи, о. Нектарий поручил духовное руководство Михаила иеромонаху Досифею, который, вероятно, и постриг его в монахи с именем Агапит в память своего духовного отца, иеросхимонаха Агапита (Беловидова, 1842-1922).
В 1924 году на территории музея расположился детский дом с проживающими в нем 180 детьми. Началось постепенное посягательство на территорию музея и его вытеснение. В качестве научного сотрудника музея монах Агапит пробыл там до мая 1925 года, а затем был уволен и жил то на родине в Гатчине, то около Оптиной, готовя себя к священническому служению и зарабатывая на жизнь преподаванием иностранных языков.
16 июня 1927 года инок Агапит был арестован в г. Козельске, где жило много оптинцев. До своего ареста он ходил в светской одежде, а когда пришли его арестовывать, он с радостью надел рясу и ушел в тюрьму христианским исповедником, точно только и ждал этого момента. Его обвиняли в контрреволюционной агитации и религиозной пропаганде среди широких слоев крестьянского населения под руководством иеромонаха Никона (Беляева), последнего оптинского старца.
19 декабря 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения в лагере на Соловках, но вместе с о. Никоном он был оставлен в Кеми. По окончании срока заключения, 23 мая 1930 года Особое Совещание приговорило его к трем годам ссылки, и он был отправлен в Архангельск, куда прибыл в одном этапе вместе с о. Никоном, что стало для него большим утешением.
В июне 1930 года о. Никон и о. Агапит поселились в деревне Нижнее Ладино под Архангельском. В августе 1930 года отца Никона перевели на Пинегу, в деревню Воспола. Это было его последнее земное пристанище, последний этап его земного страдания. Монаха Агапита вновь арестовали в январе 1931 года, приговорили к трем годам заключения и отправили в Мариинские лагеря в Сибирь. После окончания срока заключения мученик поселился в городе Орле, где проживал после заключения его духовный отец, иеромонах Досифей.
В начале 1936 года отец Агапит заболел, у него образовалась опухоль на языке, и друзья предложили ему лечь в больницу. Он выехал в Москву, операция была сделана, но врачи предупредили, что могут быть последствия. Через некоторое время обнаружилась новая опухоль, операцию делать было бессмысленно. Перед последним отъездом в Орел, он навсегда попрощался со всеми знакомыми. Прощался просто, спокойно, будто на время уходя от всех, чтобы, даст Бог, встретиться в иной жизни снова.
Его страдания в течение болезни все более возрастали, ни есть, ни говорить он уже не мог, но при этом не терял бодрости духа и, пока были силы, ходил в храм. Когда отцу Агапиту было что-либо нужно, он писал записки своей старушке-хозяйке, жившей на другой половине дома, через стену от него. Он предупредил ее, что, когда ему станет совсем плохо, он ей постучит. 18 июля он постучал в стену, и, когда хозяйка вошла, то увидела, что монах Агапит лежит, не сводя глаз с иконы Божией Матери. Лицо его было сосредоточено и кротко. Ни боль, ни страх не искажали его. Он не стонал, только дыхание становилось все реже... Впоследствии она рассказала, что переносил он свои страдания так светло, что она молится о нем, как о святом. Отец Агапит скончался 18 июля 1936 года и был погребен на одном из кладбищ в городе Орле, но могила его позже была утрачена.
Судьба других детей Михаила Фердинандовича Таубе, также уроженцев нашего города, сложилась по-разному. Старший – Александр (р.1889) – стал красным командиром и преподавал в Военной академии им. М.В. Фрунзе. Иван (р.1892) был белым офицером и оказался в эмиграции. Сергей (1894-1937), штабс-капитан Преображенского полка, вместе со своей сестрой Марией (1899-1929) входил в строго православную фракцию религиозно-философского кружка «Воскресение» и был репрессирован по делу этого кружка в 1929 году. Три года отбывал наказание на Соловках. В 1937 году работал инженером отдела топографических изысканий Куйбышевского гидроузла. Был арестован в ноябре 1937 года, осужден за антисоветскую агитацию и расстрелян 8 декабря 1937 года.
Михаил КАРПОВ
Гатчинская правда, № 37 (20481) от 5 апреля