Новости Гатчины
05.03Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
10.01Опасных веществ в воздухе не обнаружено
06.01В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
06.01Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
26.12Фонд "Счастливое будущее" вместе с партнерами дарят новогодние праздники детям!
26.12График работы городских и пригородных автобусов в период новогодних праздников
26.12Фестиваль «Новогодняя кутерьма» - с 1 по 8 января в Гатчине
25.12На Соборной готовится к открытию бесплатный каток!
24.12Дрозденко: "Мы хотим, чтобы Гатчина стала яркой звездой на небосводе Ленобласти"
23.12Отключение электроэнергии в Гатчине: 24 декабря
23.12Стало известно, где в Гатчине можно запускать салюты и фейерверки
23.12Полная афиша новогодних и рождественских мероприятий Гатчинского округа
13.12В Гатчинском парке найден ранее неизвестный подземный ход
12.12Стрельба на день рождения обернулась "букетом" статей УК РФ
11.12Жительница Гатчины попросила губернатора устроить внука в секцию плавания

Афиша-анонсы Гатчины
с 1 по 8 января Фестиваль «Новогодняя кутерьма»
с 24 декабря по 8 января Новогодние игровые программы для детей в Гатчине
7 января военно-историческая реконструкция «Рождественский манифест»
c 25 по 28 декабря Новогодние благотворительные киносеансы
21 декабря концерт «Новый год к нам идет»!
14 декабря «Парад Дедов Морозов» в Гатчине!
14 декабря новогодний праздник «Приоратская сказка»
13 декабря рождественские образовательные чтения Гатчинской Епархии

Самое читаемое
•Масленица всех зовёт - 2 марта!
•О пожаре на территории завода по производству ацетона
•Оформление парковых абонементов для жителей Гатчины - с 1 апреля
•Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
•Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
•Опасных веществ в воздухе не обнаружено
•В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
Мир за стеной: репортаж из психоневрологического интерната
04 декабря 2013 г.
Гатчинский психоневрологический интернат, построенный в свое время за пределами города, давно уже стал его неотъемлемой частью. Но по-прежнему о жизни, которая проходит за его сте- нами, нам почти ничего не известно. Кто эти люди? Как они сюда попали? Как живут?
Несколько часов, проведенных в интернате, показали: за его стеной протекает жизнь, очень похожая на нашу. Но, в отличие от нашей, она дает каждому, кто прикоснется к ней, гораздо больше возможностей глубоко прочувствовать такие вещи, как чужая боль и милосердие, бесконечная печаль, доброта и мужество.
Яблоневый сад
Хмурое предзимнее небо готово пролиться дождем. Через серую бетонную стену свешиваются последние яблоки – сморщенные и одинокие. Кажущаяся бесконечно длинной, расписанная пестрыми рисунками местных умельцев граффити, стена производит довольно гнетущее впечатление. Впрочем, в ноябре все всегда так… Аллея от проходной до главного корпуса кажется прямой, как стрела, по обе ее стороны раскинулся сад. Под яблонями развевается на ветру сохнущее белье. Прохожу вдоль клумбы с остатками летней роскоши. Ярким пятном желтеет лиственница, под нею дремлет толстый кот. Вход в интернат здесь, и он – свободный.
Первое, о чем предупредил меня сразу же после приветствия директор интерната Григорий Осадчий, – каким бы ни было мое представление об интернате, оно поменяется после того, как я побываю здесь. Мол, со всеми так происходит. Признаться, я благодарна ему за эти слова…
Григорий Тихонович возглавляет Гатчинский психоневрологический интернат чуть больше года. Необычайно энергичный и целеустремленный, он принес с собой огромный жизненный и профессиональный опыт не только медика, но и хозяйственника. Военврач в прошлом, он много лет проработал заместителем главврача Гатчинской центральной районной больницы. В его ведении находились Елизаветинская и Рождественская больницы, и современные больничные реалии ему хорошо знакомы.
– Еще до того, как пришел сюда, всегда с трудом воспринимал негативные высказывания о людях, живущих здесь, – признается Григорий Тихонович. – Чем глубже вникал я в их жизнь, тем больше понимал – это очень хорошие люди. У каждого из них сложилась своя печальная судьба. Кто-то остался без рук и ног, кто-то без родственников. У кого- то была асоциальная семья, кого- то лишили родительских прав, многие прошли через детские дома и психоневрологические интернаты. В общем, у каждого свое...
По ту сторону стены
История Гатчинского психоневрологического интерната начинается в 1952 году. Она так же печальна, как и истории всех других подобных учреждений, которые появились в Советском Союзе спустя несколько лет после войны – для тысяч инвалидов-фронтовиков, оставшихся без крова и родных. За прошедшие годы название бывшего Дома инвалидов войны и труда неоднократно менялось, но суть осталась прежней. Здесь постоянно проживают инвалиды, престарелые или хронически больные люди с психическими заболеваниями, которые нуждаются в постоянном уходе, присмотре и реабилитации. Иными словами, те, для кого не осталось места в мире по эту сторону стены…
Попасть сюда не так-то просто – очередь в психоневрологические интернаты Ленинградской области велика. Движется она медленно, и в этом одно из отличий интерната от больницы: здесь не лечатся и не выздоравливают – здесь живут, как правило, до конца своей жизни.
По словам Григория Тихоновича, процесс оформления в интернат начинается с визита в органы опеки, где объяснят, какие документы нужно собрать. Среди таких документов – за- ключение психиатра и личное заявление, согласие самого гражданина либо его опекуна. Пакет документов подается в Комитет социальной защиты Ленинградской области, который принимает решение и дает направление на проживание. Как только человек прибывает в интернат, администрация заключает с ним договор, по которому до 75% от его пенсии идут на обеспечение в интернате. Остальные 25 % остаются у проживающего. Если человек признан недееспособным, все его права, включая право управления жилплощадью, перекладываются на директора интерната, который становится опекуном проживающего.
Основная задача интерната – создание условий для постоянного проживания людей, оказавшихся в труднейшей жизненной ситуации. По договору интернат обязан предоставить проживающему жилье и полный уход за ним, включая медицинское обслуживание, питание, одежду и все, что нужно для жизни. Если надо предоставляется ортопедическая обувь, зубное протезирование, коляски.
Жилую зону интерната можно условно разделить на две части: главный корпус, в котором разместились два отделения общего профиля, и отдельно стоящие корпуса отделений милосердия для проживающих, которые нуждаются в особом уходе. В каждом отделении – свой персонал: врач, старшая медсестра, дежурные сестры, санитарки. Есть свой юрист, социальные работники, которые занимаются, в том числе, пенсиями и покупками. Проживающие постоянно находятся под психиатрическим и медицинским контролем, который осуществляют три психиатра и три терапевта.
Большая столовая на первом этаже принимает людей в две смены. Питание здесь четырехразовое и такое, что может позавидовать любое другое социальное учреждение или больница, – 170 рублей в день на человека. Здесь все устроено так, как и положено в уважающей себя организации, – отдельный пищеблок, тщательно продуманное меню, аккуратность и чистота.
Реабилитация
Для каждого проживающего разработан свой индивидуальный план реабилитации. Речь идет, в первую очередь, о поддерживающей терапии, включающей в себя множество разных направлений. Здесь активно занимаются спортом под руководством инструктора по физкультуре. Местная команда постоянно занимает призовые места в межинтернатовских соревнованиях по футболу и бадминтону. Интернат полностью обеспечен спортивным снаряжением, включая современные тренажеры, – затруднения только с площадями, на которых все это можно было бы разместить с комфортом для проживающих. Зато в этом году на территории интерната построили спортплощадку. Ярко-синяя, современная, она больше похожа на небольшой стадион и предназначена для самых разных видов спорта.
Важная часть реабилитационной программы – трудотерапия. Возможностей для этого много – можно заняться огородом и клумбами в теплое время года, можно помогать по хозяйству, убирать, что-то красить и ремонтировать. Можно даже получать деньги за свой труд. Кстати, проживающие в отделениях реабилитации могут свободно выходить на территорию интерната и за его пределы, а некоторые даже устраиваются на работу в городе.
По словам заместителя директора по медицинской части, психиатра Юлии Сапуновой, основной смысл социальной работы в том, чтобы проживающие не теряли связь с социумом. И для этого делается очень многое: поездки в цирк и театры, разнообразные экскурсии, в том числе в Петергоф, Псков, Новгород, Выборг. С концертами и спектаклями в интернате перебывали практически все творческие коллективы Гатчины. Каждый день здесь заполнен разнообразными событиями: проживающие гуляют в гатчинском парке, катаются на лошадях в Войсковицах, ездят на «тихую охоту» в самые грибные места Гатчинского района, рисуют, занимаются рукоделием.
– Основная масса проживающих с удовольствием принимает участие во всех этих мероприятиях, – говорит Юлия Геннадьевна. – У нас действительно есть такие люди, которые считают, что они владельцы нефтяных вышек, магнаты или у них связь с космосом, но это им не мешает умываться, чистить зубы, ходить в театр, рисовать, лепить, общаться, красиво одеваться и хорошо выглядеть. Мы не пытаемся их переубедить в том, что касается их взглядов на жизнь – мы хотим дать им возможность жить в согласии с самими собой…
Вокруг библиотеки
Отправляемся на экскурсию по реабилитационным отделениям. Длинные коридоры здесь снабжены пандусами и поручнями безопасности, установленными в рамках государственной программы по защите инвалидов «Доступная среда».
Библиотека – центр культурной жизни интерната. Книжный фонд, содержанию которого можно только позавидовать, классические стеллажи с подписными изданиями, уютный мягкий уголок для чтения. Тут же выставка с творческими работами проживающих – искусные вышивки, кружева, коллажи, изделия из бисера и бумаги, витражные работы.
Вокруг библиотеки, бессменной заведующей которой вот уже на протяжении двадцати двух лет является Лидия Ивановна Иванова, сложился обширный круг культурно-массовых мероприятий. Здесь не пропускают ни одного праздника, собираясь на круглые столы с чаепитием. Именно сюда идут по всем вопросам, связанным с ежедневными культурными событиями в интернате.
А для массовых мероприятий есть самый настоящий конференц-зал. Он расположен на втором этаже, и мы поднимаемся туда на совершенно фантастическом новеньком лифте – еще одно приобретение интерната в рамках все той же «Доступной среды». Благодаря ему, отныне на второй этаж и, в частности, в конференц-зал могут беспрепятственно подниматься колясочники, которых в интернате около пятидесяти. В этом большом, красивом зале проводятся дискотеки, на которые собирается весь интернат, здесь же проходят занятия творческого коллектива, занявшего, к слову, в этом году третье место на областном фестивале среди интернатов.
Кадровый вопрос
– Проблемы были, – говорит Григорий Тихонович. – Как же без этого? Постепенно избавились от пьющих и нечистых на руку. Доплата у нас значительная, и люди держатся за свои места. Текучести кадров в интернате нет…
Добросовестно работать персоналу помогают сами проживающие. На каждом этаже установлен ящик для писем директору, и каждый может опустить в него свою жалобу или пожелание. Разумеется, далеко не всякая жалоба имеет под собой основание, но все они рассматриваются и, если нужно, отдаются в работу. «Сотрудники стали к проживающим иначе относиться, и, как следствие, больные стали больше жаловаться – люди почувствовали, что могут быть услышаны, и стали больше доверять нам, – добавляет Осадчий. – Я стараюсь внушить персоналу, что мы сюда пришли не деньги зарабатывать, а делиться своим теплом»…
Тёплые коты
Идем по коридору дальше. Вот бытовая комната, где можно постирать одежду в машине-автомате. Холл с телевизором, цветы на подоконнике. Григорий Тихонович подводит меня к одному из них, с ярким бутоном на верхушке: «Вы такое видели когда-нибудь? И я не видел…». На вопрос: «Кто ухаживает за цветами?», ревниво реагирует сухонькая старушка: «Как кто? Мы, конечно!».
В комнатах живут по два-три человека – как правило, это люди, близкие по возрасту и увлечениям. У женщин, как водится, по-домашнему уютно, у мужчин обстановка более аскетичная. Практически в каждой комнате телевизоры, у многих есть ноутбуки. Здесь очень любят братьев наших меньших и всячески холят их и лелеют. Коты здесь один другого упитаннее и очень вальяжные. Всех остальных и не перечесть – хорьки, кролики, морские свинки, не говоря уже об аквариумных рыбках и попугайчиках.
Дом милосердия
Оживить территорию вокруг корпусов интерната – эту задачу одной из первых поставил перед собой Григорий Осадчий, придя сюда. Земли здесь много, но она по большей части запущенная и неровная – отвоевывать ее у природы приходится буквально пядь за пядью. В планах директора – расчистка запущенных земель интерната, расширение огорода, разбивка газонов. Все на самом современном уровне – весной здесь собираются воплотить в жизнь дизайн-проект, разработанный специалистами из Пушкина. Справляться с трудностями помогает Попечительский совет интерната, куда входят глава Гатчины и района Андрей Ильин, депутат Законодательного собрания Ленинградской области Людмила Тептина, директор Гатчинского лесничества Валерий Терешкин и многие другие. Почти на любую просьбу откликается Комитет соцзащиты Ленинградской области.
Мы выходим наружу. Мокрая дорожка блестит от дождя. Она огибает реабилитационный корпус и уходит в сторону Отделений милосердия. Недавно заасфальтированная, она стала настоящим подарком для колясочников и велосипедистов – теперь они могут совершать полноценные прогулки на свежем воздухе. Между двумя Отделениями милосердия – мужским и женским – старая круглая площадка, на которой совсем скоро должна появиться часовня…
Юлия ЛЫСАНЮК
Гатчинская правда, № 131 (20425) от 16 ноября
Читайте также
Олег Лиманкин: "Психиатры не чародеи, но и не злодеи"
"Узкие" пучки протонов вместо скальпеля!
Бесплатные лекарства для детей: миф или реальность?