Новости Гатчины
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•На пешеходном переходе сбили ребенка
•В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
Гатчина — место действия первой советской оперы
02 октября 2013 г.
В будущем году исполнится 95 лет со времени отражения попыток белогвардейцев захватить Петроград. Дважды в течение 1919 года: в мае – июне Северный корпус под командованием генерала А.П.Родзянко, и в октябре – ноябре Северо-Западная армия, возглавлявшаяся Главнокомандующим всеми войсками Белых армий на Северо-Западном фронте России генералом Н.Н.Юденичем, доходила до пригородов столицы. В первом случае линия фронта проходила в 12-14 километрах от Гатчины, а во втором город, как в 1917 году во время мятежа Керенского-Краснова, снова оказался в центре антисоветского выступления.
Захватив 16 октября Красное Село, белогвардейцы на следующий день вошли в Гатчину, и 20-го числа, тесня красноармейцев, достигли Пулковских высот. С 17 октября по 3 ноября белые хозяйничали в Гатчине. На некоторое время здесь, в бывшем царском дворце, остановился сам Главком, службы его штаба, а также министры, так называемого, Северо-Западного Правительства России, куда в качестве Военного министра входил и Юденич. В Гатчине обретался также назначенный им на высокую должность генерал-губернатора Петрограда и Петроградского района генерал-майор П.В.Глазенап, уже заготовивший строгие приказы «по поддержанию порядка и общественной тишины в столице».
Но поход Юденича на Петроград оказался лишь очередным, неудачным для белых, эпизодом Гражданской войны в России. Получив подкрепления, большей частью боевые отряды, сформированные из петроградских рабочих 7- я и 15–я красные армии разгромили войска Юденича и изгнали их остатки с советской территории. Это событие было взято за основу сюжета оперы «За красный Петроград», написанной в 1924 году молодыми выпускниками Петроградской консерватории А.П.Гладковским и Е.В. Пруссаком по либретто А.П.Лебедева.
Инициатором создания оперы выступил Ленинградский губернский Совет профсоюзов (Ленгубпрофсовет), уделявший большое внимание, наряду с решеним социально - экономичеких задач, и решению задач проводившейся в стране культурной революции: ликвидации безграмотности, развитию общего и профессионального образования, политико-массовой и культурно-просветительной работы, вплоть до организации для рабочих бесплатных спектаклей и концертов. Заказывая оперу, Губпрофсовет рассчитывал поставить ее коллективом клубной художественной самодеятельности. Но непосильность выполнения такой задачи стала очевидной после первой же репетиции. Тогда Губпрофсовет обратился к Малому государственному академическому театру (бывший Михайловский), не имевшему в то время ни оперной, ни балетной, ни драматической трупп, а потому использовавшийся в качестве дополительной сценической площадки Мариинки и Александринки. Соглашение было достигнуто, и труппа Мариинского театра взялась за постановку оперы.
Сами создатели произведения «За красный Петроград» («1919 год») назвали свое творение музыкально-драматической хроникой, тогда как авторы большинства публикаций в музыковедческой литературе и в рецензиях на постановку в различных средствах массовой информации называли его оперой. В изданном в 1938 году юбилейном сборнике «20 лет Государственному Академическому Малому оперному театру. 1918 – 1938» указаны все премьерные спектакли двадцатилетия. Вот одна из записей сезона 1924 – 1925 годов.
«24 апреля. «За красный Петроград». Музыкально-драматическая хроника в 3 действиях, 7 картинах, с апофеозом. Муз. А.П. Гладковского и Е.В. Пруссака. Постановка Н.В. Петрова. Художник А.А. Арапов,дирижер С.А. Самосуд.
Участники первого спектакля: Н.Н. Куклин (Железнов), М.П. Максакова (Даша), Е.Н. Николаева (мать), П.И. Засоцкий (Вася), М.О. Рейзен (Молотов), Генари (Сермягин), В.В. Киселев (офицер), засл. арт. В.С. Шаронов (комитетчик), С.В. Волгин (Пузанов), В.А. Серебровский (комиссар), А.Т. Фомин (унтер - офицер), Л.Е. Обидейко (квартирная хозяйка), Я.А. Курганов (организатор коллектива), И.С. Григорович (1-й красноармеец). Спектакль просмотрен 13 раз».
Краткий сюжет оперы таков. С приближением к Петрограду войск Юденича городские советские и партийные органы обращаются к населению с призывом встать в ряды его защитников. Собравшиеся на квартире рабочего Железнова рабочие, прочитав в газете объявление, решают поддержать призыв и направляются на заводской митинг, где записываются в рабочий боевой отряд. Записывается и мастер Пузанов. Рабочий завода коммунист Молотов, олицетворяющий сознательность и силы питерского пролетариата, призывает участников митинга дать отпор Юденичу. Отряд убывает на фронт. Вместе с Молотовым на фронт отправляется его невеста Даша.
Гатчина. На площадь перед императорским дворцом,в котором разместился штаб Северо-Западной армии, приводят захваченных в плен красноармейцев и рабочих, среди них Железнов, Пузанов и Даша. Изменник Пузанов выдает белогвардейцам коммуниста Железнова. Его выводят из строя и расстреливают на глазах товарищей.
В следующей картине оперы показана верхушка гатчинского общества, с ликованием встретившая белогвардейцев. Она устраивает в богатом особняке в честь своих избавителей от совдепии богатый ужин. Белогвардейцы вальсируют с гатчинскими дамами.
Но радость городской знати была недолгой. Советские войска разбили на Пулковских высотах белогвардейцев и погнали их обратно. Перед зрителем разворачивается сцена боя под Гатчиной. Она изображается пантомимически (мимикой, жестикуляцией, пластическими движениями). В упорном бою противник терпит поражение. Советские войска освобождают Гатчину. Они входят в город через Ингербургские ворота. На проспекте красноармейцев радостно встречают жители с красными флагами.
Опера завершается апофеозом (торжественной картиной). Ликует народ, хор славит освободителей, исполняется реквием по погибшим, торжественно звучит оркестр, реют красные знамена.
II
Премьера оперы не осталась незамеченной прессой. Вот два отзыва о ней.
За красный Петроград
«За красный Петроград» - определеннейший сдвиг в нашей академической опере, результат совокупной работы десятков лиц, увлеченных идеей создать советскую оперу. Можно спорить о художественном значении спектакля, о музыкальных достоинствах оперы, но что она по претворённым идеям, духу и содержанию нужна, близка и нравится современному зрителю – это бесспорно. Композиторы Гладковский и Пруссак умело использовали ряд знакомых мотивов, начиная от мощного «Интернационала» до популярного «Яблочка». Сцена митинга на заводе звучит чрезвычайно подъемно и убедительно. Взятие Гатчины красными войсками встречается публикой восторженно.
К недостаткам оперы нужно отнести, прежде всего, слишком примитивный сюжет и слабую его разработку, затем очень слабое противопоставление: мощной волны рабочих, защищающих свой Питер, – жалкий круг белогвардейцев. Необходимо также развить больше действия, т.к. некоторые картины выпеваются просто «по–оперному» в публику. Из артистов нужно отметить Рейзена, давшего очень яркую фигуру коммуниста Молотова, олицетворяющего волю организованного пролетариата…
«Ленинградский рабочий», 27 апреля 1925 года.
За красный Петроград
Первый опыт создания революционной оперы следует признать удавшимся. Содержание оперы - борьба рабочих Красного Питера с бандами Юденича. Первые две картины происходят в Петрограде: рабочие одного из заводов во главе с Железновым организуют добровольческий отряд для борьбы с белыми. Изменник Пузанов тоже отправляется на фронт, чтобы там перейти на сторону белых. Действие переносится в Гатчину, в бою за которую большевик Железнов попадает в плен и, преданный Пузановым, расстрелян. Но ворвавшиеся в Гатчину красные ловят Пузанова, который несет заслуженную кару.
Этот несложный сюжет расширен просто, без сгущения красок. Исключение представляет разве сцена расстрела Железнова, проведенная в дешевых мелодраматических тонах. Типы Железнова, Пузанова и окружающих их: коммунистки Даши, матери и сына Железнова, белого офицера обрисованы и выписаны жизненно и правдиво. У Куклина (Железнов) иногда чувствуется оперный тенор под внешностью рабочего. Особенно цельные образы создали Максакова и Засецкий: первая – коммунистки Даши с решительными резкими движениями, второй, передавший юношескую мягкость и непосредственность сына Железнова – Васи. Хорошо, что авторы обошлись без любовной интриги, что опошлило бы суровую простоту оперы.
Постановка очень тщательна, выдержана в реалистических тонах, что, конечно, только помогает широким массам воспринять оперу. Хорошо сработаны моменты сражения около мостика, взятие Гатчины, а особенно митинг на заводе с эффектной декорацией в глубине сцены, изображающей гигантские молотковые краны. Только вряд ли отряд, отправляющийся на фронт, брал с собой такое же количество знамен. Это вышло красиво, но не правдиво.
Самое слабое место оперы – музыка композиторов Гладковского и Пруссака. За редкими исключениями (заключительный хор после митинга), где в оркестре слышна тема Интернационала) в их музыке нет силы, не чувствуется героического напряжения, каким были полны рабочие Питера. Потому-то наиболее удачна первая картина, где действующие лица показаны в домашней обстановке: мягким лиризмом проникнута тема матери Железнова и юношеским задором тема Васи.
Однако, помимо особенно бедных 3-х средних картин, в остальном музыка приемлема и, главное, вполне доступна рабочему зрителю, который с интересом будет следить за героическими сценами недавнего еще живого в памяти прошлого.
«Ленинградская правда», 26 апреля 1925 года
Нужно сказать, что в 1930 году А.П.Гладковский написал второй вариант этого произведения – оперу-ораторию «Фронт и тыл», только место действия перенес на Красную Горку, в Кронштадт, Петроград, на Пулковские высоты. Написал он оперу уже один, на либретто другого автора – поэта и прозаика В.В.Воинова. Однако, тот же критик – В.М.Богданов- Березовский, срвнивая ее с оперой «За красный Петроград», и отметив, что «либретто Воинова в культурном, сценическом и литературном отношениях стоит намного выше» и, что в опере «Фронт и тыл» есть развернутые музыкальные сцены, арии и ансамбли, все же назвал ее «батальной хроникой ораториального склада, в манере которой делались первые робкие шаги в области работы над советской оперой». Сценический век «Фронта и тыла» был недолгим, всего один сезон, «За красный Петроград» ставилась два сезона.
III
Со дня первого исполнения оперы «За красный Петроград» прошло 88 лет. Уже давно нет авторов и первых исполнителей первой советской оперы. Некоторые из них стали знаменитыми артистами или театральными деятелями. Быть первым всегда трудно и, наверное, особенно трудно было и артистам, и другим работникам театров быть зачинателями совершенно нового направления в оперном искусстве – искусства советского. Да, было классовое размежевание в артистической среде, была эмиграция не принявших советскую власть, была пролеткультовская революционность и отрицание традиций, было упрощенчество, плакатность. Но изменился состав публики.
«Теперь зритель, правда, часто сидит в ложах в шапках, но зато восторг его не имеет границ», – говорил, выступая на собрании труппы в ноябре 1918 года артист «Мариинки» Андреев. Особенность новой зрительской аудитории отметил и корифей русского и советского театра К.С. Станиславский: «Новый зритель, - писал он, - оказался чрезвычайно театральным: он приходил в театр не мимоходом, а с ожиданием чего-то важного, невиданного. Он относился к актеру с каким-то трогательным чувством». Такой настрой зрителей не мог не отразиться на артистах, по словам В.М. Богданов-Березовского, «старый репертуар начал звучать по-новому, по-иному».
Первая советская опера «За красный Петроград», действие которой происходит в нашей Гатчине, несомненно, выделяет наш город из сотен небольших городов нашей страны. При всех недостатках, подмеченных искусствоведами, мы должны быть благодарны ее создателям и гордиться тем, что именно Гатчине выпала честь быть вписанной в начальную страницу советского периода истории отечественного оперного искусства. Мы должны ценить и тот факт, что она вывела на сцену нового участника театрального действия – коллективного героя: организованные рабочие дружины, отряды красноармейцев и трудовые коллективы, спаянные общими целями и задачами во имя интересов народа и Родины. Таких героев прежде не было.
«Громадная толпа рабочих, красноармейцев и матросов со знаменами и оружием, обилие опускающихся красных флажков, мощный рабочий гимн в исполнении всех участвующих и оркестра, захватывают зрителя и заставляют забыть мелкие недочеты постановки», - такой оптимистической сценой заканчивается первая советская опера.
IV
Конечно же, опера «За красный Петроград» имела успех, прежде всего, среди тех, для кого она создавалась - фабрично- заводских рабочих Ленинграда. В ее эпизодах – митингах, собраниях, боевых схватках они узнавали самих себя и снова проживали те, то драматические, то радостные, мгновения. Для них, неискушенных в эстетических тонкостях оперного искусства, главным критерием была правда жизни. А она в спектакле была. В этом большая заслуга всей труппы и постановщиков - режиссера Н.В Петрова и дирижера С. А. Самосуда.
Впоследствии, вспоминая о работе над оперой, С.А. Самосуд писал: «К постановке оперы актеры отнеслись с исключительным энтузиазмом. Весь коллектив был вдохновлен нашим первым советским оперным спектаклем». А режиссер Н.В. Петров в своих воспоминаниях отмечал, что С. Самосуд во многом проявил себя не только как музыкальный руководитель, работающий в тесном контакте с композиторами, но и как сорежиссер. Именно он предложил переделать чисто музыкальное вступление к финалу в сцену боя под Гатчиной. «Пантомима – это будет то новое, что мы с вами внесем в искусство советской оперы», убеждал он А. Гладковского.
Кстати, несколько артистов из первого состава исполнителей оперы «За красный Петроград» стали выдающимися мастерами советского оперного искусства. Это постановщикиспектакля режиссер, народный артист РСФСР, доктор искусствоведения, профессор Н.В. Петров, дирижер, народный артист СССР С.А. Самосуд, певец (бас), народный артист СССР М.О. Рейзен, певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР М.П. Максакова, известный живописец, художник театра и кино А.А. Арапов.
Особую симпатию публики вызвала молодая певица Мария Максакова. «Возможности совсем нового женского образа наметились в исполнении артисткой Максаковой роли работницы Даши, - писал по поводу исполнения ею одной из центральных ролей оперы В.М. Богданов-Березовский. - Это был как бы предварительный эскиз целого ряда (и удачных, и неудачных) образов работницы-передовика, женщины – борца и организатора в последующих советских операх…».
Сама народная артистка СССР Мария Петровна Максакова с теплотой вспоминала о работе над ролью.
- Я помню, как создавала свою первую роль в советской опере Гладковского и Пруссака «За красный Петроград». Образ Даши, одной из участниц героической эпопеи обороны Петрограда (взятие Гатчины) в 1919 году, во время постановки оперы можно было наблюдать в реальной жизни. Присущие образу Даши черты новой советской женщины, борца за революцию, я старалась уловить, наблюдая деловитых молодых девушек, энергично затянутых в кожаные пальто, с кубанкой на скромно причесанной голове, которых часто можно было встретить на улицах Ленинграда. Я ходила за ними по пятам, стараясь уловить их внешний облик, одежды, походку, интонацию, жесты, старалась проникнуть в их внутренний мир. И если мне действительно удалось достичь в образе Даши простоты и убедительности, как отмечала тогда пресса, то именно потому, что я стремилась в нем воплотить подлинный образ своей современницы.
Народная артистка СССР М.П. Максакова была не только выдающейся оперной певицей, но и замечательной исполнительницей русских народных песен и старинных романсов. Наверное, во многих семьях еще хранятся грампластинки с записями ее чудесного голоса. У талантливой певицы талантливые наследницы. Ее дочь, Людмила Васильевна Максакова – певица, актриса театра и кино, народная артистка России, а внучка, тоже Мария Максакова и тоже певица, ведущая телеканала «Культура», заслуженная артистка России. В знак уважения к этой семье, внесшей огромный вклад в культуру нашей страны и продолжающей вносить его, а также особо учитывая, что Мария Петровна Максакова на сцене театра в качестве добровольного бойца рабочего отряда по имени Даша 13 раз «освобождала» Гатчину, нельзя ли пригласить продолжательниц ее фамилии на кинофестиваль в качестве почетных гостей?
Владимир НИКОЛАЕВ
Гатчинская правда, № 106 (20400) от 19 сентября
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
Учиться понимать традиции и обычаи
Лауреаты «ГАТЧИНСКОЙ РОМАНСИАДЫ» - Динар Байтемиров и Виктория Ганжа