Новости Гатчины
04.05Читать стихи и слушать любимые песни приглашают 9 мая в Поэтический сквер
03.05Когда отключат отопление в 2024 году в Гатчине?
03.05В гатчинском ЗАГСе чествовали золотых юбиляров
02.05Пожар в парке «Зверинец» ликвидирован
02.05В Гатчине и районе стартовала акция «Страна героев»
27.04В Войсковицах мужчина умер от удара кирпичом по голове
26.04Открытие Дворцового парка после просушки - 27 апреля!
26.04Всероссийский субботник - 27 апреля!
25.04Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
25.04Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
25.04Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
Афиша-анонсы Гатчины
8 и 9 мая бесплатные экскурсии «Гатчинский парк. Возрождение»
5 мая Благотворительный пасхальный концерт!
28 апреля Органный концерт "Немецкое барокко"
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
Самое читаемое
•Когда отключат отопление в 2024 году в Гатчине?
•В гатчинском ЗАГСе чествовали золотых юбиляров
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•Пожар в парке «Зверинец» ликвидирован
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Открытие Дворцового парка после просушки - 27 апреля!
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
«Хочу учиться!»
14 сентября 2013 г.
- многие родители готовы на все, чтобы услышать от своего чада такую фразу или что-то ей подобное. Но, оказывается, чтобы ребенок САМ захотел выучить больше, чем задано в школе, папе с мамой нужно «остановиться, оглянуться» на себя и свои потребности.
Еще в середине прошлого века американский психолог Абрахам Маслоу разработал теорию о пирамиде потребностей. Пирамиду-то он не строил, а вот последовательность, в которой человек «выстраивает очередь» своих потребностей на протяжении всей жизни, основал.
Первыми идут, естественно, физиологические, затем – потребность в безопасности, на третьем месте – социальные, на четвертом – потребность в уважении и только на пятом, самом верхнем «этаже» - саморазвитие и самореализация.
Чем занимается человек, дошедший до вершины? Он хочет понять смысл своего существования, найти свое место в этом мире; он увлекается интересным делом, будь то выпекание фирменного торта или написание компьютерной программы. Для того, чтобы делать что-то качественно, он перерывает кучу источников – бумажных и электронных в поисках «золотого зерна», он меняет свое окружение, если понимает, что оно, это окружение, не позволяет ему развиваться и идти дальше (впрочем, это окружение иногда само «отваливается, теряется по дороге «в гору»). Человек, занятый самореализацией, часто идет против устоявшегося общественного мнения, опираясь на реальные факты, а не суждения тети Даши или дяди Паши. Если у него что-то не получается, он проводит анализ своих действий, принимает план «Б» и снова карабкается на вершину.
Теперь посмотрим, какое отношение эта теория имеет к родителям.
Итак, если человек голоден, гол, ему негде жить, то ему не до любви и дружбы – ему решать проблему первого уровня. Решит их – поднимется выше.
Если ваши разговоры сводятся к жалобам на отсутствие денег, это значит, что вы где-то в пути между первым и вторым уровнем и тратите свои силы на удовлетворение самых «физиологических» потребностей.
Если ваши жалобы сводятся к тому, что «все мужики козлы, а бабы – дуры, а любовь и счастье – только в кино и сказках», – вы застряли на третьем «этаже»; если вы страдаете от отсутствия «ХОЧУ УЧИТЬСЯ!» - карьерного роста и конфликтов с коллегами на работе – вы «окопались» на четвертом.
Если же у вас есть все: и семья, и квартира, и стабильная работа, а нет чего-то в жизни, какой-то «изюминки», увлеченности, «полета» - значит, «труба зовет» и вы хотите штурмовать пятый уровень. Согласитесь – все, как в компьютерных играх, которыми увлекаются ваши дети (если они у вас есть, конечно). А теперь представьте, что ваши дети ЖИВУТ с вами на тех «этажах-уровнях», где вы застреваете.
Отсюда первый вывод-совет, который дают и психологи, и педагоги: если ребенок видит желание и стремление мамы-папы учиться, узнавать новое, стремиться к личностному росту, то это для него – главное «наглядное пособие».
Еще один постулат, достаточно «древний»: школьные оценки мало стимулируют детей к учебе – только дисциплинированных и ответственных (опять же, если эти качества заложены были в семье). Что же делать?
Расскажу об опыте таганрогских учителей и психологов (в частности, Дмитрия Скоморохова), которые работали не с самой «продвинутой» аудиторией – с детьми детских домов. Программа, которую они придумали, основывается на том, что ребенку дают понять: дело вовсе не в хороших оценках, а в тех знаниях и умениях, которые он приобретает. Детям наглядно показывали, для чего нужны те или иные изучаемые предметы: математика, химия, физика и т.д. Детям разъясняли также, что использовать компьютер только для того, чтобы на нем «пострелять-поиграть» - это то же самое, что разогревать на нём чайник. С помощью компьютера можно совершить экскурсию в любую страну, видеть он-лайн каждый дом и архитектурные особенности улицы, с помощью интернета можно посещать мастер-классы, изучать иностранный с носителем языка и общаться с ним по скайпу – совершенно бесплатно. С помощью интернета можно получить ответ на самый замысловатый вопрос – причем, скорость его «получения» во сто крат превышает поиск ответа в энциклопедиях бумажных. И с его же помощью можно оказаться на книжной полке – практически любой библиотеки мира!
Если «округлить» все рассуждения, то программа предусматривала не только «стимулирование желания учиться (поездки в Москву, на интересные соревнования, конкурсы), а еще и раннюю профессиональную ориентацию: посещение современных предприятий с рассказом о том, где и в каком учебном заведении можно получить «профильное» образование. И, вообще, о том, какие профессии сегодня востребованы и в каких размерах оплачиваются.
Кроме того, фонд «Катрен» лучшим ученикам давал стипендию: школьникам от 400 до 1200 рублей в месяц, а студентам от 1000 до 10 000 рублей. Как рассказывает менеджер фонда Мария Захваткина, программа «Обучение с увлечением» направлена на мотивацию к обучению и включает в себя адаптационные тренинги, профориентационные экскурсии, познавательные путешествия. «В наших силах, - считает М.Захваткина, - помочь детям заглянуть в свое будущее и задуматься о том, что они лично могут сделать для того, чтобы оно свершилось. Они должны понять, что есть смысл вкладывать свои силы в учебу. И это, прежде всего, работа над собой».
Так что, дорогие родители, приближающийся час пик – 1 сентября – это достаточно весомый повод, чтобы посмотреть, на каком ВЫ этаже, и сможете ли вы помочь вашим детям взять высокий старт.
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Гатчинская правда, № 94 (20388) от 22 августа
Читайте также
Беречь детей - беречь от детей
"Березовый домик" - альманах для детей