Новости Гатчины
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
15.04В Коммунаре злоумышленник стрелял в полицейского
15.04Шины на переработку можно сдать в Гатчине
14.04Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
13.04Приоратский парк приглашает на выставку, посвященную придворной охоте
12.04Назначены штрафы нарушителям, выгружающим строительный мусор на контейнерные площадки
Афиша-анонсы Гатчины
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
31 марта Органный концерт "Зеркала времён"
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
Самое читаемое
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•О планах по благоустройству в Гатчине
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
•Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
Детская «география»
12 августа 2013 г.
На детских площадках, оснащенных качелями, лестни- цами, горками и песочницами, пребывает, в основном, «молодежь» до 7-8 лет. Дети постарше предпочитают «обживать» территории, куда взгляд взрослых (родителей) не проникает или почти не проникает.
Родители всех времен и народов рассуждают примерно по одной схеме, определяя границы территории, на которой разрешают находиться своему ребенку без сопровождения. Если, к примеру, речь идет о районе с многоэтажными домами, то согласие отпустить гулять ребенка одного зависит от того, хорошо ли видна игровая площадка из «родительских» окон, услышит ли ребенок, когда его позовут из этих окон и успеет ли спуститься родитель, если увидит, что события во дворе требуют его вмешательства. Оказалось, что в семьях, живущих на первом-третьем этажах, дети, как правило, пользуются большей самостоятельностью, чем те, кто живет на девятом. Если семья живет в собственном доме с двором, огороженным забором, то ребенок может даже и не спрашивать разрешения играть на улице, - все оговорено изначально: граница – забор. Еще одно условие, определяющее дальность прогулок, - идет ли ребенок гулять один или вместе с кем-то. Если это приятель со своей мамой (бабушкой), то маршрут может пролегать далеко за пределами обычных границ.
Психологи, отечественные и зарубежные, выясняли еще и то, какая территория вне дома нужна детям, чтобы они проявили свое любопытство при ее освоении, реализовали собственные интересы и желания, и при этом не потерялись.
Американский педагог Роджерт Хэрт несколько лет назад провел уникальное исследование. Он поселился в маленьком городке, где ДЕТСКОЕ население состояло из 87 человек. Хэрт прожил там год, подружился с детьми всех возрастов и попросил их ежедневно заполнять специальные географические карты, отмечая фломастером свои маршруты в течение дня. Причем, передвижения в школу, по делу или на прогулку, в одиночестве, с товарищами или с родителями обозначались разным цветом.
Обработав эти карты, Хэрт сделал вывод, который совпал с наблюдениями психологов: мальчики в любом возрасте, от младшего до подросткового, осваивают по масштабу территорию в полтора-два раза больше, чем их сверстницы. Как пишет психолог М. Осорина, «мальчикам от природы положено больше, чем девочкам, лазать, куда не надо, устремляться туда, где интересно, привлекательно и опасно. Иначе, как бы тогда открыли Америку? Зато девочки осваивают свою территорию куда более качественно – «обживают» психологически и материально».
Поступление в школу вызывает резкое расширение осваиваемой территории и у девочек, и у мальчиков – по вполне понятным причинам. Все чаще родители поддерживают инициативу ребенка вынести ведро на помойку, сходить за хлебом в ближайший магазин – тем самым расширяется география мест, которые он посещает один.
Появление у школьника подросткового велосипеда дает еще один скачок в освоении территории и окружающего мира. Любимое занятие в этот период – велосипедные прогулки с друзьями. Вернемся к «материальному» освоению территории детскими «компаниями».
Если вы думаете, что ваш малыш случайно забыл ведерко в песочнице, то ошибаетесь: он сделал это намеренно, правда, на подсознательном уровне, как того требуют древние инстинкты. Дети склонны оставлять следы своего присутствия на освоенной ими территории. Вот почему девочки так любят делать «секреты», закапывая фантики под стеклышками в землю. А мальчишки строят «шалаши» в кустах и даже на деревьях – у кого что получается лучше.
Понятия «наш двор», «наша улица», «наши места» всегда важны для подростковых групп. «Связь между пространственным поведением ребенка и развитием его личности ярко проявляется в подростковом возрасте через особенности «пограничных конфликтов» с родителями», – пишет М. Осорина. В момент взросления он быстро замечает и остро реагирует на неприемлемые для него нарушения взрослыми границ его телесного «Я» или принадлежащей ему территории. Вы всего лишь хотите поправить на нем (на ней) шапку, а он (она) возмущается. Почему? Признак маленьких детей – открытость их границ и телесная доступность для родителей. Чем ближе ребенок к переходному возрасту, тем важнее для него граница его личной территории – комнаты – в квартире. Если же таковой нет, то он об этом страстно мечтает. Его комната (территория), - объясняют психологи, - воспринимается им как проекция его личности, которую надо охранять». В тех семьях, где изначально относились к ребенку, как к личности и спрашивали у него разрешения, прежде чем войти в его комнату, этот период проходит более-менее гладко. Там же, где ребенка рассматривают как родительскую собственность, наступает «сезон» конфликтов.
Если нет возможности поместить ребенка в отдельной комнате, постарайтесь отделить его площадь шкафом, ширмой. Если в детской соседствуют разновозрастные братья-сестры, организуйте старшему «неприступный кусок земли», а младшему объясните, что лазать в стол к старшему нельзя.
Но вернемся к исследованиям Хэрта. Карты, заполненные детьми, показали, что они часто придумывают свой собственный путь к определенному месту. С точки зрения взрослого, этот маршрут может быть нелогичным или долгим. Ребенка же привлекает возможность пролезть в дыру в заборе, пройти вдоль канавы с головастиками, воспользоваться полуразрушенным мостиком. На этом маршруте его ждут и острота ощущений, и возможность наблюдать за чем-то интересным, и проявить свою ловкость, храбрость. А потом, не забывайте, дети ведь от природы романтики – есть места, где им просто нравится бывать и фантазировать.
Отечественные психологи (М.Осорина) обнаружили, что даже статус ребенка в группе сверстников может повлиять на выбор его маршрута. Ему важен сам факт, что он идет самостоятельно найденным путем – и не так, как взрослые, и не так, как его приятели.
Существуют также особенности поведения в группах. Когда дети младшего возраста идут гулять, то они склонны группироваться в однополые компании, которые располагаются неподалеку друг от друга и каждая играют в свои игры. Когда же они объединяются для общей игры – например, в прятки, то территориально это место находится посередине между их привычными площадками.
Есть еще так называемые «страшные места» - опасные, запретные и чуждые детям. Это подвалы, чердаки, старые погреба, заброшенные дома (дачи). Входы в эти места считаются для детей точками соприкосновения с иным миром – таинственным враждебным и…. манящим. Исследование «страшных мест» - особая традиция детской групповой жизни, о которой может, в принципе вспомнить любой взрослый.
Есть места «интересные» – где ребенок может беспрепятственно наблюдать за чужой жизнью: муравейник, канава с головастиками или наоборот, окно в ателье, мастерскую где что-то шьют или чинят, к примеру.
Есть и места для уединения, куда ребенок уходит, чтобы успокоиться, пережить обиды, «обрести контакт с самим собой, помечтать». Это может быть место под кроватью, в кладовке, сломанные качели во дворе, мостки над прудом – если это на даче, беседка. Поэтому если ваш ребенок залезает в кладовку и подолгу сидит там, это вовсе не означает, что он поглощает варенье из запасов на зиму – просто он хочет помечтать.
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Гатчинская правда, № 85 (20379) от 1 августа
Читайте также
Беречь детей - беречь от детей
"Березовый домик" - альманах для детей