Новости Гатчины
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
15.04В Коммунаре злоумышленник стрелял в полицейского
15.04Шины на переработку можно сдать в Гатчине
14.04Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
13.04Приоратский парк приглашает на выставку, посвященную придворной охоте
12.04Назначены штрафы нарушителям, выгружающим строительный мусор на контейнерные площадки
Афиша-анонсы Гатчины
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
31 марта Органный концерт "Зеркала времён"
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
Самое читаемое
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•О планах по благоустройству в Гатчине
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
•В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
•Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
"Тени прошлого" в Гатчинском дворце
22 мая 2013 г.
8 мая Гатчинский дворец отметил свой второй день рождения, представив гостям новую программу «Третье столетие истории дворца». Программа охватывает все три исторических периода существования дворца – орловский период, время Павла I и XIX век, когда во дворце жили Николай I и Александр III.
Знакомая уже многим посетителям история дворца подается на этот раз в довольно необычном ракурсе. Вводной частью программы стал небольшой документальный фильм о страшном пожаре 1944 года, в который вошли уникальные кадры, снятые как советскими, так и немецкими операторами. По словам начальника отдела музейных программ Л.Н. Перовой, это принципиально новый подход к встрече посетителей. Предназначение фильма – эмоциональное воздействие на зрителя, подготовка его к восприятию информации о том, каким дворец был в довоенное время, что с ним стало в годы немецкой оккупации, и как складывалась его судьба после войны.
Эпоха великих потрясений
Как известно, до Великой Отечественной войны Гатчинский дворец являлся одним из самых крупных музеев страны. Для посетителей были открыты 100 залов, где можно было увидеть 24 500 предметов искусства, принадлежавших в свое время императорской династии Романовых. Популярность дворца была огромной: в 1939 году музей посетило более 303 тысяч человек. В первые же дни войны 1941 года в действие вступил так называемый план «разгрузки» музейных ценностей, согласно которому Гатчинскому дворцу можно было вывезти в эвакуацию четыре вагона экспонатов.
Во время оккупации во дворце располагался немецкий штаб. Немцы разворовывали оставшиеся во дворце музейные ценности, уничтожая то, что нельзя было отправить в Германию. Картина, представшая глазам вернувшихся во дворец после ухода немцев работников музея (январь 1944-го), была страшной: дворец полностью сожжен, вокруг валяются обломки мраморной скульптуры, в парке взорваны все мосты, полуразрушены павильон Орла и Березовый дом…
После войны
Послевоенная судьба Гатчинского дворца была трудной. Только в мае 1976 года в музее начались реставрационные работы. Первые интерьеры дворца – Аванзал, Тронная Павла I, Мраморная столовая и Проходная Ринальди – были открыты для посетителей 8 мая 1985 года к 40-летию Победы.
За прошедшие 28 лет в музее-заповеднике произошли значительные изменения. К 1993 году удалось восстановить 135-метровый подземный ход и грот «Эхо». Уже в текущем столетии открыли экспозицию в Арсенальном каре, в бывших личных комнатах императора Александра III и его семьи, организовали выставочное пространство в комнатах внуков Николая I. В Ночь музеев откроет свои двери для посетителей совершенно преобразившийся Театр, который кажется невероятно современным на фоне «оживающих преданий» старины глубокой.
К 2014 году предполагается открыть Ротонду под гербом, Светлый переход, Комнату Ротари, все полотна которой удалось сохранить. Идет к завершению научная реставрация Греческой галереи, интерьер которой считался одним из самых красивых и торжественных во дворце. Пока все эти помещения застроены лесами красного цвета, что делает неожиданно праздничной и динамичной атмосферу еще пустых залов.
Реставрационные работы ведутся на основе сохранившихся во время войны полотен с изображением интерьеров дворца, с виртуозным мастерством и предельной точностью выполненных художниками Л. Премацци и Э. Гау в XIX веке. В распоряжении реставраторов также довольно много довоенных фотографий. Современная техника позволяет увеличить и рассмотреть самые мелкие детали интерьера с целью его восстановления.
И все же следы разрушения – тяжкая память о войне – встречаются буквально на каждом шагу. Доступны для посетителей еще не восстановленные Чесменская и Оружейная галереи. Голые, ободранные стены некогда одних из самых пышных и торжественных парадных интерьеров XVIII столетия, покрыты пробоинами – незаживающими ранами на живом теле старого дворца. О былом великолепии напоминают лишь высокие своды галерей, остатки чудесной лепнины и все те же акварели Гау, выставленные в виде репродукций в залах.
Сейчас во дворце готовятся программы, дающие возможность увидеть и другие неотреставрированные помещения.
Ожившие тени прошлого
На сегодняшний день дворец восстановлен всего на 25–30 процентов. По словам музейщиков, полная его реставрация требует запредельных, астрономических сумм. Чтобы оживить интерьеры, восстановление которых пока невозможно, и попытаться воссоздать их исторические объемы, во дворце предполагают использовать интерактивное оборудование.
В частности, в полностью разоренной Чесменской галерее уже можно увидеть проекции изображений полотен, входивших некогда в ее интерьер. Ждет своей очереди Китайская галерея, куда можно пройти, поднявшись по Мраморной лестнице. Чтобы скрыть следы ужасающего запустения в этом помещении, у входа в него предполагается установить специальный экран, создающий иллюзию довоенного интерьера.
А 8 мая, в день рождения, точнее, возрождения музея, здесь презентовали уже действующую интерактивную инсталляцию «Тени прошлого». Ее авторами стали художник-постановщик А. Райхштейн и мультипликатор Т. Мошкова. В мягком полумраке, вдоль стены над лестничным пролетом под музыку Шостаковича шествуют призрачные силуэты бывших обитателей дворца – «сеньоры, их жены и служанки, собаки на лежанках и дети на руках»… Вслед за ними шагают революционные матросы, навсегда изгоняющие «тени прошлого» из их обиталища.
Юлия ЛЫСАНЮК
Гатчинская правда, № 53 (20347) от 18 мая
Читайте также
"Инверсия" во дворце: взгляд из музейной витрины
Молодые писатели вокруг «ДЕТГИЗА»: стихи не понарошку