Новости Гатчины
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•На пешеходном переходе сбили ребенка
•На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
Русь-тройка стала Русью-птицей...
09 февраля 2013 г.
У замечательного русского советского писателя – Героя Социалистического труда Валентина Катаева есть стихотворение «Она летит», посвященное младшей сестре зародившейся у нас в Гатчине военной авиации – авиации гражданской, которой сегодня, 9 февраля, исполняется 90 лет.
Бедна ли Русь, темна, убога ль
(Кто взвесит русский капитал).
Но Николай Васильич Гоголь
Ее судьбу предугадал.
И перед чванной заграницей
Во исполненье вещих слов
Русь-тройка стала Русью-птицей,
Летящей выше облаков.
В тот далекий день Верховный орган власти – совет Труда и Обороны республики принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». В соответствии с ним для руководства и управления новой отраслью народного хозяйства в Совет были назначены представители Главвоздухофлота, Высшего Совета Народного Хозяйства, Народного Комиссариата путей сообщения, Народного комиссариата почт и телеграфа и Народного комиссариата иностранных дел. С помощью привлеченных к работе ученых и инженеров Совет разработал план развития воздушных линий на ближайшее трехлетие в различных районах страны и добивался его выполнения. Так, в СССР был образован самостоятельный административный орган руководства Гражданским воздушным флотом, отделившимся с той поры от Военно-Воздушного Флота, за исключением остававшейся в ВВС в течение трех лет Инспекции по надзору за воздушными линиями.
Вскоре после отделения состоялись организационные собрания учредителей акционерных обществ ГВФ: 14 марта АО «Добролет» в Москве, 10 мая АО «Закавка» в Тбилиси, 1 июня АО «Укрвоздухпуть» в Киеве (позже все они слились в одну организацию) и началась прокладка и оборудование воздушных линий, строительство аэродромов и сооружений.
Чуть раньше, 8 марта 1923 года с задачей добровольного сбора средств на строительство воздушного флота было организовано «Всероссийское общество друзей воздушного флота» (ОДВФ). Оно распространяло авиационные знания, содействовало самолет - и моторостроению, развивало авиационный спорт, приобщало людей, особенно молодежь к овладению авиационной техникой. К 1 апреля 1925 г. ОДВФ насчитывало более 2-х миллионов членов, в том числе около 5 тысяч членов Троцкой (Гатчинской) уездной организации.
Гражданская авиация в нашей стране рождалась не на пустом месте. Еще в 1921 году было образовано смешанное советско-германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт», открывшее 1 мая 1922 года первую международную авиалинию Москва - Кенигсберг (через 4 года линия была продлена до Берлина). В июле – сентябре 1922 года в связи с действовавшей в Нижнем Новгороде Всероссийской ярмаркой, между Н.Новгородом и Москвой была организована перевозка на самолетах пассажиров и почты. Со следующего года эта авиалиния стала регулярной.
Возможности авиации позволяли ей выполнять и другие народно-хозяйственные задачи. 8 июля 1922 года летчик Н.П.Ильзин (бывший выпускник Гатчинской военно-авиационной школы) впервые в стране провел опыты по опрыскиванию и уничтожению ядохимикатами вредителей сельскохозяйственных культур. Тем же летом проводилось обследование лесов в целях противопожарной охраны, а с помощью аэрофотосъемки велась разведка нефтеносных участков дна Каспийского моря.
В августе 1924 года летчик Б.Г.Чухновский, гатчинец по рождению, первым в мире провел в полярном бассейне разведку льда для проводки судов.
В том же году стало широко известно имя еще одного питомца Гатчинской ВАШ – В.В.Калинина. Вместе с другим авиаконструктором В.А.Александровым он построил первый советский пятиместный пассажирский самолет АК-1. В июне следующего года АК-1 участвовал в международном групповом перелете шести советских самолетов по маршруту Москва - Пекин и показал хорошие качества. Одним из пилотов был М.А.Волковойнов, также бывший выпускник Гатчинской школы, а в судейскую бригаду перелета входил бывший начальник школы Н.Н.Данилевский.
И вообще, в 1920-х – 1930-х годах в гражданской авиации служило немало летчиков и авиационных специалистов – гатчинцев по рождению или по службе в гатчинском авиагарнизоне. Вот еще несколько имен. Уроженцами Гатчины были начальник Северного Управления ГВФ и одновременно директором Ленинградского института инженеров ГВФ бывший военный моряк В.И.Мацкевич, начальником военно-учебной части этого института – бывший штабс-капитан русской, а впоследствии подполковник Советской Армии Ф.С.Панов. Пилотом ГВФ, налетавшим в моторной авиации 4 млн. км (редкий километраж!) стал уроженец Суйды Н.И.Шарапов, начальником Балашовской школы пилотов ГВФ – унтер-офицер Гатчинского авиагарнизона И.Ф.Скворцов, а бывшие выпускники ГВАШ, пилоты ГВФ М.С.Бабушкин и М.Т.Слепнев – Героями Советского Союза.
А сколько нынешних гатчинцев связали свою судьбу с гражданской авиацией! Поздравляем всех с праздником!
Владимир НИКОЛАЕВ
Гатчинская правда, № 15 (20308) от 9 февраля
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
МУП ЖКХ "Сиверский" рапортовал о готовности к зиме
Пионербол объединил пенсионеров