Новости Гатчины
22.11Заглубленные подвальные помещения будут изымать для оборудования укрытий
21.11До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
19.11В зоне СВО погиб житель Гатчины
19.11Безработным увеличили выплату на развитие бизнеса
18.11Внеси свой голос в развитие Гатчины - до 8 декабря!
18.11Статуэткой «Золотого Трезини» удостоена подсветка мемориала под Гатчиной
18.11Останки 730 погибших похоронят под Вырой
17.11В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
15.11Отключение отопления на ул. Карла Маркса (адреса)
15.11На повестке дня - экологическая безопасность
14.11Под Гатчиной произошел сход вагонов
14.11Экофестиваль KOSHKI-ФЕСТ вновь в Гатчине!
14.11Гатчинская филармония приглашает на органный фестиваль «Поющие Трубы»
13.11На трассе в Гатчинском районе «Лада» сбила школьницу
12.11Прокуратура приостановила работу незаконного зоопарка под Гатчиной
Афиша-анонсы Гатчины
30 ноября концерт бард-рок группы "АТА"
30 ноября фестиваль боевых искусств К-1
23 ноября Концерт памяти Ирины Вячеславовны Рогановой
17 ноября Юбилейный концерт коллективов «Коляды» и «Перезвон»
16 ноября Спектакль "Старомодная комедия"
15 ноября встреча "Группы поддержки для читающих людей"
Самое читаемое
•В зоне СВО погиб житель Гатчины
•Движение транспорта на маршруте полумарафона будет закрыто! (10 ноября)
•Заглубленные подвальные помещения будут изымать для оборудования укрытий
•До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
•Задержана женщина, которая попыталась поджечь автомобиль
•Площадка "Юность" вновь ждет гостей!
•Пропавшую 3 месяца назад овчарку нашли в Пудости
•Полумарафон меняет маршруты движения автобусов
•Гатчинцев приглашают на торжественное открытие сквера "Юность"!
Придворный художник Меттенляйтер
05 января 2013 г.
В конце 2012 года в Гатчинском дворце проходила десятая научная конференция «В тени августейших особ. Непарадная жизнь императорских резиденций». Для истории Гатчины особый интерес представляет доклад научного сотрудника Государственного Эрмитажа Н.Ю. Бахаревой «Художник, бывший старым и усердным царским слугою, или О придворной службе живописцев Меттенляйтеров». Исследователь творчества Меттенляйтера в рамках заявленной темы уделил внимание именно «придворной» деятельности художника.
Иоганн Якоб прожил большую часть своей жизни в России. Сначала он находился на службе при Малом дворе великого князя Павла Петровича, затем Павла I, а после убийства императора - вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
«Служение» при дворе царственных особ – это нелегкий труд, требующий не только необходимых талантов, усердия, но и определенных черт характера. А Меттенляйтер сумел «от- служить» более 30 лет, причем около 10, работая для Павла. По заключению Н.Ю Бахаревой «несомненное влияние на творческую деятельность придворного художника оказали как вкусы августейших заказчиков, так и круг его обязанностей».
Иоганн Якоб Меттенляйтер родился 9 (20) августа 1750 года в немецком городе Гросскухене, расположенном в Швабии, в семье школьного учителя и часовщика Иоганна Михаэля. Его начальные годы обучения живописи прошли в нескольких городах южно-германских земель. Затем будущий художник отправился в Европу, чтобы «продолжить обучение у более известных живописцев».
Использование ранее неизвестных источников и биографических данных позволили исследователю сравнить жизнь Меттенляйтера, полную приключений, с «похождениями героев известных литературных произведений XVIII столетия». Так, например, не получив благословения на отъезд из родного города, он сумел вскрыть родительский ящик с деньгами, вырезал на память изображение голов из портрета отца и матери и бежал в Штутгарт. Или, только полагаясь на судьбу, молодой художник мог выйти на дорогу, чтобы бросить вверх шапку, которая должна была указать, в какой город ему отправиться дальше.
Также немало испытаний претерпел молодой человек во время путешествия в Африку. Интересно, что именно талант хорошего портретиста помог ему освободиться от каторжной службы на корабле и заработать деньги на возвращение в Европу.
Меттенляйтер был земляком Марии Федоровны, принцессы Вюртембергской, супруги Павла Петровича. И еще до приезда в Россию исполнил портрет ее сестры Елизаветы. Возможно, не только ценя его службу, Мария Федоровна всегда благоволила к художнику-земляку.
Как предполагает исследовать, знакомство Меттенляйтера с Павлом Петровичем могло произойти во время путешествия супругов по Европе в 1781-82 годах под именем графа и графини Северных. Однако, И.-Я. Меттенляйтер смог отправиться в Россию в надежде на получение выгодных заказов несколько позже.
С 1786 года художник уже живет в Петербурге. Он получает разрешение преподавать в Императорской Академии художеств, а также в качестве художника-монументалиста выполняет работы по «приведению в порядок» живописных панно с копий фресок Лоджий Рафаэля в Эрмитаже, оформлению костела Св. Екатерины на Невском проспекте, Троицкого собора Александро-Невского монастыря и Концертного зала в Царском Селе.
И только в начале 1790-х годов Меттенляйтер становится художником Малого двора великого князя Павла Петровича. К этому времени относится его серия видов великокняжеских резиденций в Павловске и Гатчине.
Пейзажи Гатчины Меттенляйтера ценятся не только своими художественными достоинствами, но и как важный исторический документ. Так на двух больших живописных полотнах с видом на Гатчинский парк из окон дворца, написанных в 1792 году, мы видим, как формировалась Гатчина в «павловский» период. Вместе картины представляют собой единую панораму Гатчины. С немецкой тщательностью детально выписаны первые гатчинские улицы и парковые ландшафты. Например, можно рассмотреть, что на месте Ботанических садовеще сохранился комплекс бывшей гатчинской мызы, вместо Горбатого мостика существовал «мост на козлах», а перед уже построенным павильоном Венеры нет Портала «Маски». Эти полотна принадлежат Гатчинскому дворцу-музею и часто экспонируются на выставках.
Павильон Венеры появился тоже в 1792 году, но живописный плафон «Триумф Венеры», исполненный Меттенляйтером, его украсил только в 1797 году. Эта картина на потолке площадью 80-квадратных метров относится к монументальным произведениям художника и изображает торжественное шествие богини любви и красоты по небесам. Ее содержание раскрывается через изображение многочисленных символов и атрибутов богини.
Художник также работал над живописным убранством парадных залов Большого дворца в Павловске, таких, как Зал Войны, Мира, Кавалерский, Картинный, Парадная Опочивальня, и был хранителем коллекций живописи и Гатчинского, и Павловского дворцов.
И, наконец, придворный художник принимает участие в оформлении Михайловского замка - последней резиденции императора Павла I. Им были написаны полотна для плафонов: «Прометей, оживляющий Человека», «Храм Минервы», «Прилежание и Леность», «Суд Париса» и другие картины.
Считается, что ему же пришлось гримировать изуродованное лицо своего августейшего покровителя после мартовской кровавой ночи 1801 года. По семейным преданиям Иоганн Якоб вернулся утром из замка, «состарившимся в один день лет на десять, совершенно больной и расстроенный». Н.Ю Бахарева подчеркивает, что документальных свидетельств такого поручения именно Меттенляйтеру пока не найдено, «но сам факт существования подобного предания свидетельствует о том, что Меттенляйтер пользовался особым расположением императорской семьи».
Как придворный служащий, живописец был обязан сопровождать императора при переездах. Во время «высочайшего присутствия» в Гатчине квартира Меттенляйтера располагалась в Кухонном каре дворца.
После смерти Павла I Меттенляйтер продолжал работать при дворе Вдовствующей императрицы Марии Федоровны, выполняя ее заказы. В этот период он писал картины в разных жанрах, а также выполнял рисунки для росписи экранов для каминов, обивки мебели, часто делал копии с портретов. Например, художник выполнил 5 копий с известного «Портрета императрицы Марии Федоровны в траурном платье» кисти Г.Кюгельхена, где она изображена с мальтийским крестом и портретом Павла Петровича. Мария Федоровна раздавала этот портрет как награду своим подданным.
Работая при дворе, художник имел приличный доход, а так- же ему полагалась бесплатная квартира и провизия. Даже после того, как он вынужден был «оставить службу» по старости и нездоровью, в благодарность за многолетнюю службу императрица сохранила за ним содержание «в качестве пенсиона». Продолжая дело отца, его младший сын Павел тоже стал придворным живописцем, а позже и библиотекарем Гатчинской дворцовой библиотеки. Николай I тоже продолжал покровительствовать семье Меттенляйтеров, в том числе и овдовевшей жене Павла и их дочери.
Умер И.Я. Меттенлейтер 25 февраля 1825 года в Гатчине и, по некоторым сведениям, был похоронен на кладбище в деревне Большие Колпаны под Гатчиной.
В 70-е годы ХХ века в Гатчинский дворец-музей была передана из частной коллекции картина «Святое семейство» копия Иоганна Якоба с Рафаэля. Сейчас это живописное полотно украшает концертный зал дворца –Александровскую приемную.
Заключая свой доклад, Н.Ю Бахарева отметила, что у «работавших при императорском дворе, неизменным на протяжении многих лет оставались их преданность августейшим заказчикам, готовность и способность выполнять любую порученную им работу». Хотелось бы добавить, что часто и труд этих подданных вознаграждался по достоинству.
Валентина ФЕДОРОВА
Гатчинская правда, № 1 (20294) от 5 января