Новости Гатчины
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•На пешеходном переходе сбили ребенка
•В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
•На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
Придворный художник Меттенляйтер
05 января 2013 г.
В конце 2012 года в Гатчинском дворце проходила десятая научная конференция «В тени августейших особ. Непарадная жизнь императорских резиденций». Для истории Гатчины особый интерес представляет доклад научного сотрудника Государственного Эрмитажа Н.Ю. Бахаревой «Художник, бывший старым и усердным царским слугою, или О придворной службе живописцев Меттенляйтеров». Исследователь творчества Меттенляйтера в рамках заявленной темы уделил внимание именно «придворной» деятельности художника.
Иоганн Якоб прожил большую часть своей жизни в России. Сначала он находился на службе при Малом дворе великого князя Павла Петровича, затем Павла I, а после убийства императора - вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
«Служение» при дворе царственных особ – это нелегкий труд, требующий не только необходимых талантов, усердия, но и определенных черт характера. А Меттенляйтер сумел «от- служить» более 30 лет, причем около 10, работая для Павла. По заключению Н.Ю Бахаревой «несомненное влияние на творческую деятельность придворного художника оказали как вкусы августейших заказчиков, так и круг его обязанностей».
Иоганн Якоб Меттенляйтер родился 9 (20) августа 1750 года в немецком городе Гросскухене, расположенном в Швабии, в семье школьного учителя и часовщика Иоганна Михаэля. Его начальные годы обучения живописи прошли в нескольких городах южно-германских земель. Затем будущий художник отправился в Европу, чтобы «продолжить обучение у более известных живописцев».
Использование ранее неизвестных источников и биографических данных позволили исследователю сравнить жизнь Меттенляйтера, полную приключений, с «похождениями героев известных литературных произведений XVIII столетия». Так, например, не получив благословения на отъезд из родного города, он сумел вскрыть родительский ящик с деньгами, вырезал на память изображение голов из портрета отца и матери и бежал в Штутгарт. Или, только полагаясь на судьбу, молодой художник мог выйти на дорогу, чтобы бросить вверх шапку, которая должна была указать, в какой город ему отправиться дальше.
Также немало испытаний претерпел молодой человек во время путешествия в Африку. Интересно, что именно талант хорошего портретиста помог ему освободиться от каторжной службы на корабле и заработать деньги на возвращение в Европу.
Меттенляйтер был земляком Марии Федоровны, принцессы Вюртембергской, супруги Павла Петровича. И еще до приезда в Россию исполнил портрет ее сестры Елизаветы. Возможно, не только ценя его службу, Мария Федоровна всегда благоволила к художнику-земляку.
Как предполагает исследовать, знакомство Меттенляйтера с Павлом Петровичем могло произойти во время путешествия супругов по Европе в 1781-82 годах под именем графа и графини Северных. Однако, И.-Я. Меттенляйтер смог отправиться в Россию в надежде на получение выгодных заказов несколько позже.
С 1786 года художник уже живет в Петербурге. Он получает разрешение преподавать в Императорской Академии художеств, а также в качестве художника-монументалиста выполняет работы по «приведению в порядок» живописных панно с копий фресок Лоджий Рафаэля в Эрмитаже, оформлению костела Св. Екатерины на Невском проспекте, Троицкого собора Александро-Невского монастыря и Концертного зала в Царском Селе.
И только в начале 1790-х годов Меттенляйтер становится художником Малого двора великого князя Павла Петровича. К этому времени относится его серия видов великокняжеских резиденций в Павловске и Гатчине.
Пейзажи Гатчины Меттенляйтера ценятся не только своими художественными достоинствами, но и как важный исторический документ. Так на двух больших живописных полотнах с видом на Гатчинский парк из окон дворца, написанных в 1792 году, мы видим, как формировалась Гатчина в «павловский» период. Вместе картины представляют собой единую панораму Гатчины. С немецкой тщательностью детально выписаны первые гатчинские улицы и парковые ландшафты. Например, можно рассмотреть, что на месте Ботанических садовеще сохранился комплекс бывшей гатчинской мызы, вместо Горбатого мостика существовал «мост на козлах», а перед уже построенным павильоном Венеры нет Портала «Маски». Эти полотна принадлежат Гатчинскому дворцу-музею и часто экспонируются на выставках.
Павильон Венеры появился тоже в 1792 году, но живописный плафон «Триумф Венеры», исполненный Меттенляйтером, его украсил только в 1797 году. Эта картина на потолке площадью 80-квадратных метров относится к монументальным произведениям художника и изображает торжественное шествие богини любви и красоты по небесам. Ее содержание раскрывается через изображение многочисленных символов и атрибутов богини.
Художник также работал над живописным убранством парадных залов Большого дворца в Павловске, таких, как Зал Войны, Мира, Кавалерский, Картинный, Парадная Опочивальня, и был хранителем коллекций живописи и Гатчинского, и Павловского дворцов.
И, наконец, придворный художник принимает участие в оформлении Михайловского замка - последней резиденции императора Павла I. Им были написаны полотна для плафонов: «Прометей, оживляющий Человека», «Храм Минервы», «Прилежание и Леность», «Суд Париса» и другие картины.
Считается, что ему же пришлось гримировать изуродованное лицо своего августейшего покровителя после мартовской кровавой ночи 1801 года. По семейным преданиям Иоганн Якоб вернулся утром из замка, «состарившимся в один день лет на десять, совершенно больной и расстроенный». Н.Ю Бахарева подчеркивает, что документальных свидетельств такого поручения именно Меттенляйтеру пока не найдено, «но сам факт существования подобного предания свидетельствует о том, что Меттенляйтер пользовался особым расположением императорской семьи».
Как придворный служащий, живописец был обязан сопровождать императора при переездах. Во время «высочайшего присутствия» в Гатчине квартира Меттенляйтера располагалась в Кухонном каре дворца.
После смерти Павла I Меттенляйтер продолжал работать при дворе Вдовствующей императрицы Марии Федоровны, выполняя ее заказы. В этот период он писал картины в разных жанрах, а также выполнял рисунки для росписи экранов для каминов, обивки мебели, часто делал копии с портретов. Например, художник выполнил 5 копий с известного «Портрета императрицы Марии Федоровны в траурном платье» кисти Г.Кюгельхена, где она изображена с мальтийским крестом и портретом Павла Петровича. Мария Федоровна раздавала этот портрет как награду своим подданным.
Работая при дворе, художник имел приличный доход, а так- же ему полагалась бесплатная квартира и провизия. Даже после того, как он вынужден был «оставить службу» по старости и нездоровью, в благодарность за многолетнюю службу императрица сохранила за ним содержание «в качестве пенсиона». Продолжая дело отца, его младший сын Павел тоже стал придворным живописцем, а позже и библиотекарем Гатчинской дворцовой библиотеки. Николай I тоже продолжал покровительствовать семье Меттенляйтеров, в том числе и овдовевшей жене Павла и их дочери.
Умер И.Я. Меттенлейтер 25 февраля 1825 года в Гатчине и, по некоторым сведениям, был похоронен на кладбище в деревне Большие Колпаны под Гатчиной.
В 70-е годы ХХ века в Гатчинский дворец-музей была передана из частной коллекции картина «Святое семейство» копия Иоганна Якоба с Рафаэля. Сейчас это живописное полотно украшает концертный зал дворца –Александровскую приемную.
Заключая свой доклад, Н.Ю Бахарева отметила, что у «работавших при императорском дворе, неизменным на протяжении многих лет оставались их преданность августейшим заказчикам, готовность и способность выполнять любую порученную им работу». Хотелось бы добавить, что часто и труд этих подданных вознаграждался по достоинству.
Валентина ФЕДОРОВА
Гатчинская правда, № 1 (20294) от 5 января