Новости Гатчины
26.04Открытие Дворцового парка после просушки - 27 апреля!
26.04Всероссийский субботник - 27 апреля!
25.04Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
25.04Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
25.04Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•Всероссийский субботник - 27 апреля!
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•Открытие Дворцового парка после просушки - 27 апреля!
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
•Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
Марина Цветаева: письмо в бесконечность
16 октября 2012 г.
26 сентября исполнилось 120 лет со дня рождения Марины Цветаевой, замечательного поэта Серебряного века, женщины трагической и сломанной судьбы. Поэтому не случайно именно в эти дни в музее-усадьбе «Рождествено» состоялся моноспектакль «Марина Цветаева. Письмо в бесконечность» в исполнении талантливого молодого артиста Артёма Вольховского (режиссёр и музыкальный редактор Павел Макарцев).
«Откуда родом» дар Марины Цветаевой?
Конечно, семья: отец - профессор Московского университета, директор Румянцевского музея и основатель Музея изящных искусств в Москве, мать - талантливая пианистка.
Несомненно, дар свыше: стихи она начала писать еще с детских лет, а в восемнадцать уже выпустила свой первый сборник, который оценили поэты Н.Гумилев, В.Брюсов и М.Волошин.
Разумеется, прекрасное образование: стихи Цветаева писала и на немецком, и на французском… Зиму Цветаевы жили в Москве, жаркое лето проводили в маленьком уютном городке Тарусе, нередко бывали за границей, посещая Германию, Швейцарию, Францию, Италию… «Ах, золотые деньки! Как далеки они. Боже! Господи, как далеки».
Но как рано начались потери: в 14 лет Марина лишилась матери, умершей от чахотки. В 1912 году вышла замуж за Сергея Эфрона, у них родились две дочери, Ариадна и Ирина. Но вместе семья была недолго: муж, офицер, примкнул к Белому движению и эмигрировал в Константинополь. Марина осталась в России, в голодной Москве. «Сижу, - с утра ни корки чёрствой - Мечту такую полюбя, Что - может - всем своим покорством - Мой Воин! - выкуплю тебя». Она сдаёт дочерей в приют в Кунцево: старшую она заберет оттуда больной, младшая умрет. В 1922 году Цветаева с дочерью Ариадной эмигрирует. Семья воссоединяется (надолго ли?), они живут в Чехии, где рождается сын Георгий, затем во Франции – и везде всё та же бедность. «Мне совершенно всё равно - Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошёлкою базарной...» С.Эфрон работает в чекистской организации и оказывается замешан в политическом убийстве. «…Белый был — красным стал: Кровь обагрила. Красным был — белый стал: Смерть побелила…».
Следствие этого - возвращение на Родину, где вскоре происходит арест Ариадны и Сергея. Цветаева безуспешно хлопочет об освобождении родных, носит им передачи в тюрьму, всё так же бедствует (они с сыном снимают отгороженную занавеской часть комнаты). Незадолго до смерти Цветаева пишет заявление с просьбой о том, чтобы её устроили судомойкой в столовую для писателей в Чистополе. В архиве Союза писателей Татарии сохранилось её отчаянное письмо, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку… «О поэте не подумал Век — и мне не до него…. Век мой — яд мой, век мой — вред мой, Век мой — враг мой, век мой — ад».
31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева повесилась.
И вот её стихи, её жизнь, её голос – звучат в Рождествено. Стихи мудрые, резкие, гордые – не только той ещё, дворянской, гордостью, но и гордостью посвящённого и чуждого миру Поэта, который всегда знает больше нас. «Певцом – во сне – открыты Закон звезды и формула цветка»… Стихи, в которых боль равна любви. «Я вас не забыла и вас не забуду Во веки веков. Таких обещаний я знаю бесцельность, Я знаю тщету. - Письмо в бесконечность.- Письмо в беспредельность.- Письмо в пустоту». Стихи-письма в бесконечность и из бесконечности – в них вся страшная эпоха, вся страна наша, и вся человеческая скорбь. Эти стихи были для М.И.Цветаевой и заклинанием, и молитвой, и спасением, и погибелью. Она, как это часто, увы, бывает в России, поэт признанный, почитаемый, но одновременно - и загнанный, изгнанный. «Четвертое измерение – мстит» - написала она как-то Б.Пастернаку. Богатая – и бедная. «Если душа родилась крылатой - Что ей хоромы - и что ей хаты! Что Чингис-Хан ей и что - Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных - и сытость сытых!».
Спектакль, составленный из стихов М.И.Цветаевой, был задуман А.Вольховским и П.Макарцевым весной 2011 года, его премьера состоялась 26 сентября в г. Орле. Вместе авторы подбирали музыку, подчёркивающую смысл и эмоциональную составляющую стихов. В моноспектакле «М.Цветаева. Письмо в бесконечность» музыка является не просто фоном, а действующим лицом. Она создаёт и внутренний монолог спектакля, и его внешнюю атмосферу.
В организации этого – уже четвертого по счёту - показа спектакля Павлу и Артёму помогли студенты Санкт-Петербургской консерватории пианист И.Александров и режиссёр К.Цветкова.
Артём Вольховский родился в г. Челябинске, его отец Валерий Вольховский – замечательный режиссер театра кукол. В Орле Артём жил с шести лет, окончил музыкальный колледж по специальности «Академическое пение», занимался постановкой спектаклей в студенческом экспериментальном театре «Эквилибриум» и в этом году поступил на первый курс Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, чтобы стать профессиональным режиссёром музыкального театра. В Орле А. Вольховский как режиссер поставил три спектакля («М.Цветаева. Письмо в бесконечность», «Тень» по пьесе-сказке Е.Шварца и мюзикл «Ромео и Джульетта»). Первой его актёрской работой стала роль Квазимодо в мюзикле «Воля Судьбы» по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Павел Макарцев родился в г. Орле, в настоящее время учится на шестом курсе Орловского медицинского института, с детства увлекается классической музыкой, самостоятельно изучает творчество великих музыкантов ХХ века, в будущем планирует сделать музыку своей профессией.
В творческих планах молодых людей – новые спектакли, учёба, выступления. Несмотря на то, что стихи Цветаевой порой странны, порой – страшны, Артём уверен: «В ее стихах столько тем, столько жизни, столько… сторон жизни и ликов смерти… Но в целом поэзия Цветаевой – жизнеутверждающая!». Хочется добавить: потому что настоящая поэзия – безмерна, или над-мерна.
«Что же мне делать, слепцу и пасынку
В мире, где наичернейший — сер,
Где вдохновенье, хранят как в термосе,
С этой безмерностью в мире мер?!»
Е.СЕМОЧКИНА, сотрудник музея-усадьбы «Рождествено»
Гатчинская правда, № 117 (20261) от 16 октября
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
Молодые писатели вокруг «ДЕТГИЗА»: стихи не понарошку