Новости Гатчины
25.04Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
25.04Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
25.04Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
•Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
Дарья Велижанина: "Самое ценное, что передает нам фотография - это жизнь"
06 октября 2012 г.
Искусство фотографии – очень искреннее: можно ошибиться, но нельзя солгать. Фотограф Дарья Велижанина говорит, что жанр, в котором она снимает, близок к психологическому портрету: «Моя фотография не репортажная. Хочется чего-то более глубокого – более длительного общения с теми, кого снимаю. В домах, деревьях тоже хочется показать душу…».
Соглашаюсь – не только люди, но и вещи хотят быть услышанными и увиденными. Солнце, тонущее в холодной воде; старая «Волга», умирающая в провинциальном дворике; одинокая труба сгоревшей барской усадьбы – все имеет право на голос. Может быть, поэтому у Даши нет постановочных фотографий. Каждый снимок естественен, каждое лицо, каждая вещь – все живое, все говорит, потому что взято из реальности, без всяких искусственных примесей. Неудивительно, что самые любимые Дашины модели – это дети...
В первый раз мы встретились возле гатчинской школы № 9, где Даша ведет уроки фотомастерства. Высокого роста, очень стройная, с удивительными глазами, взгляд которых меняется по пути беседы – то спокойный, по-детски ясный, то тревожно вглядывающийся, словно ищущий подтверждения мыслям… Взгляд, вполне подходящий для человека, который почти треть своей жизни провел с фотоаппаратом в руках.
Даша считает, что у нее было счастливое детство – с походами в парк, беганьем под дождем, строительством шалашей, веселыми детскими праздниками... Больше всего она любила читать и рисовать, а еще – бродить по родному городу. Точнее, по разным городам, потому что жизнь Дашиной семьи была кочевнической. Раннее, малышовое, детство в Брянске, потом отроческий Могилев... А повзрослела эта большеглазая девочка на Волге, в Ульяновске. Повзрослела и решила, что станет математиком. С окончанием Ульяновского педагогического университета жизнь вроде бы определилась, и Даша поехала в Санкт-Петербург – учиться в аспирантуре. Теперь уже на очень серьезного математика...
В Петербурге Даша начала снимать. Есть у города на Неве такое свойство – стоит попасть в него человеку с большими глазами, как он, этот город, хватает его в охапку и ни за что не отпускает, пока не получит хотя бы одно признание в любви. Причем, любви, желательно, творческой. И Даша снимала Петербург – от большой любви, творческой и не только. Стоит заметить, что фотоаппарат Даше вручил папа – сам фотограф и журналист. Вручил, как благословение на путешествие в большую и взрослую жизнь, старенький ФЭД, привыкший к черно-белой съемке и неохотно переучивавшийся, когда хозяйка захотела снимать в цвете.
– Даша, Вы – странница? – спрашиваю.
– Скорее – да. Не люблю долго сидеть на месте, хочется ездить куда-то. И в то же время мне нужен дом, из которого можно было бы уходить и куда так хорошо возвращаться. Гатчина – удивительное место. Тихий, спокойный, зеленый город, напоминающий родной Брянск. Здесь мне хочется жить настоящим. Не бежать куда-то в поисках лучшего, а быть здесь, думать о людях, которые вокруг…
Искать красоту и думать о людях можно по-разному. Иногда лучший помощник в этом – фотоаппарат.
– Города и лица – то, что люблю фотографировать. Город не как архитектура, а как место обитания человека… Нам не нужна улица сама по себе. Нам важны наши отношения с ней.
Фотография, как известно, останавливает мгновение, удерживает его и возвращает нам. А вот насколько это нам нужно, решаем мы сами.
– Меня скорее интересует не событие, а часть события, один его ракурс – не обязательно самый важный, а просто особенный. В одном мгновении есть та же притягательность, что и в отдельном человеческом лице. Мгновение невоспроизводимо, а потому, даже незначительное, значимо.
Но порой фотография стаовится чем-то большим, чем портрет. Иногда она привлекает события, которые способны изменить жизнь, стронуть в ней что-то очень важное.
В 2004 году Даша побывала на Мызе-Ивановке, что в районе Пудости. Хотелось посмотреть и снять усадьбу А.И. Штакеншнейдера, известного русского архитектора, соорудившего дворец Белосельских-Белозерских, Мариинский, Николаевский, Ново-Михайловский дворцы в Санкт-Петербурге. Ожидала увидеть на берегу Ижоры резной дом, прославленный современниками и описанный во всех петербургских справочниках, и очень огорчилась, обнаружив лишь останки сгоревшей усадьбы и чудом уцелевшие стены старинной мельницы. Это печальное зрелище было зафиксировано на пленку, и вскоре на Гатчинском портале появилась Дашина статья с фотографиями Мызы-Ивановки. Благодаря этой публикации, «мельницей Штакеншнейдера» заинтересовались краеведы. Теперь у этого места появился шанс на жизнь, и только от доброй воли лиц, заинтересованных и некорыстных, зависит, возродится ли она...
В арсенале Даши – цифровой и пленочный фотоаппараты, но особое предпочтение она отдает последнему. Несмотря на то, что у нее есть много цветных работ, она позиционирует себя как автора черно-белой фотографии и даже пленку для съемок использует черно-белую:
– Черно-белая пленка для меня остается самой важной, потому что она позволяет убрать из кадра все лишнее, все ненужное, что попадает в кадр. Все то, что загромождает фотографию. Черно-белая пленка позволяет от этого избавиться и оставить все самое главное, все самое важное.
– Почему все же черно-белое, Даша? – не унимаюсь я. – В нем, и правда, есть какая-то магия, но откуда, откуда она берется? В чем тайна?
– В таких фотографиях столько оттенков, столько внутренней игры…– отвечает. – Черно-белые снимки похожи на сны. В них всегда есть какая-то недосказанность, незавершенность. Всегда есть какая-то глубина…
…Бродим по аллеям гатчинского парка. Даша сегодня без фотоаппарата – попробуй тут поснимать, когда двое парней – мал-мала – носятся по шуршащим осенним дорожкам, опасно подбираясь к самой воде… Она напоминает подвижницу, которая при любых обстоятельствах, в любую погоду, упрямо наклонив голову, движется вперед. Пусть с остановками, но идет, приручая пространство, иногда незнакомое и пугающее, иногда открытое и доброжелательное. На мой вопрос, что помогает справляться с трудностями, Даша отвечает, что многое бы не состоялось без поддержки мужа, а также друзей и родных, проявляющих живой интерес к ее творчеству.
В 2008 году Даша вернулась из Германии, где два года жила со своей семьей, очень активно снимала и даже провела свою первую выставку (в Гамбурге). Вернувшись, стала искать единомышленников в Гатчине. Так возникло Творческое объединение фотографов при Музее истории г. Гатчины, членами которого стали Ирина Мирошниченко, Сергей Смекалов, Елена Смирнова, Павел Гусаков, Лариса Киселева и сама Даша. Все шестеро достигли интересных результатов в художественной фотографии. За плечами у них совместные выставки. Фотохудожники встречаются, делятся информацией, продумывают разные фото-идеи для нашего города. В ноябре этого года ожидается вторая отчетная выставка Объединения.
Даша мечтает о том, чтобы возродить в Гатчине фото-жизнь:
– Хочется найти фотографов среди молодежи, организовать обучение. Было бы здорово выпустить фотоальбом, посвященный нашему городу, в который вошли бы работы местных мастеров. А центром всего этого мог бы стать Дом фотографии в Гатчине…
А пока Даша Велижанина ведет детские кружки в Гатчинской школе-интернате и в Центре дополнительного образования на улице Чкалова, обучая азам фото-мастерства детей от 8 до 15 лет. Она придумала и оживила группу «Творческие люди Гатчины» в социальной сети ВКонтакте. Цель проста: помочь собраться в нашем городе людям с творческой жилкой – думающим, творящим, бескорыстным, действующим. Для тех, кто хотел бы научиться фото-грамоте, организованы индивидуальные занятия, как очные, так и заочные.
У Даши очень насыщенная и непростая жизнь, ключевые моменты которой можно проследить по авторским выставкам. После памятного гамбургского события ее фотоработы выставлялись в Ульяновске, Санкт-Петербурге и, конечно же, в Гатчине.
24 сентября в филиале № 1 городской библиотеки им. А. И. Куприна (Мариенбург) открылась очередная Дашина выставка, которая продлится до конца октября.
Есть люди цельные, устоявшиеся, не ведающие сомнений. Есть те, кто постоянно что-то в себе преодолевает. Но важно совсем не это. Гораздо важнее не сбрасывать со счетов свою внутреннюю жизнь и отращивать те самые «большие» глаза, без которых эта жизнь не имеет смысла. Если это удается, тогда, по стихам самой Даши:
…как дети, в игре живущие,
мы, одинокие,
тревожной ночною порой вдруг получаем силу,
силу летать и дарить…
Юлия ЛЫСАНЮК
Гатчинская правда, № 113 (20257) от 06 октября
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
МУП ЖКХ "Сиверский" рапортовал о готовности к зиме
Пионербол объединил пенсионеров