Новости Гатчины
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
Современные первоклассники: кто они?
08 сентября 2014 г.
Специалисты оценили готовность сегодняшних детей к школе
Редкую возможность посмо¬треть на детей, которые осенью пополнят ряды школьников, предоставила Галина КОВАЛЕВА, руководитель Центра оценки качества образования Института содержания методов обучения РАО. В исследовании «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе», результаты которого были представлены в РИА «Новости», участвовали более 20 000 российских первоклассников, а также их родители и свыше 800 учителей начальной школы. Данный проект существует уже пять лет, сейчас он поддерживается в 15 регионах страны за счет инициативы регионов и конкретных школ. Сами школы запрашивают такое исследование для себя. «Будет запрос - будет и придание должного значения этим данным, а там, может быть, получится откорректировать школьные проблемы на уровне министерства», - надеется руководитель проекта.
Задачи исследования
Первоначально ученых волновал вопрос: откуда берутся неуспевающие? Пять лет назад, когда катастрофические результаты ЕГЭ поразили всех, было решено найти исток проблемы. От выпускников 11 классов исследователи «спустились» к выпускникам 9-х, потом еще ниже, пока не стало очевидным, что неуспешность складывается очень рано.
Больше трети поступивших в школу детей попросту не готовы работать на базовом уровне: слушать учителя, выполнять задание по образцу.
Как оказать им необходимую психолого-педагогическую поддержку, как определить направления поддержки каждому ребенку, как обеспечить ему дальнейший успех?
Да-да, именно каждому, потому что те, кто пришел успешным, но попал в класс с более низким уровнем, тоже оказываются в группе риска. Организовать дифференцированное обучение трудно, учитель идет на понижение уровня, в результате снижается мотивация у хорошо подготовленных детей.
В мониторинг включены комплексные методики, позволяющие сделать большой прогноз на начало учебного года.
С какими стартовыми показателями дети приходят в школу?
Половина детей с нетерпе¬нием ждут школы (у психологов это критерий готовности). Еще 40% не так уверены, но скорее хотят, чем не хотят. Проблемная группа - 6,5% скорее не хотят и 0,5% категорически не хотят идти в школу. И хотя позитивный настрой превалирует, родителям не стоит забывать, что неосторожные угрозы или ехидные слова по поводу грядущих перемен могут сломать настрой.
Что касается физического здоровья будущих первоклассников, то у 83% детей соотношение массы тела и роста соответствует возрастной норме, у 4% выше, у 13% - ниже нормы.
Уровень подготовки детей к школе оценивался по трем базовым навыкам:чтение, письмо, счет. По мнению учителей, по чтению готовы к школе 64,3%, по письму - 53,8%, по счету - 78,2%. В целом дети сносно считают, кое-как умеют читать, наиболее затруднительный навык - письмо.
Итак, здоровые, подготовленные, полные энтузиазма дети приходят в школу - и что там? Проблемы. Но уже не их.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе...
Осложняет работу учителя тот факт, что дети приходят разновозрастные: 40% детей шести с половиной - семи лет, 53% - старше семи лет, а кроме них есть и шестилетки. Как видим, родители сейчас не торопятся отдавать ребенка в школу.
Говорит Галина Ковалева:
- Десять лет назад, когда мы переходили с программы «1-3» на «1-4», предполагалось, что дети станут приходить в школу с шести лет. Однако теперь большинство приходят в восемь. Родители осознают, что наша школа требовательная, надо подчиняться - зачем туда торопиться?
Другая недетская проблема всплыла, когда уровень общей готовности к обучению предложили оценить учителям и родителям. Мнения круто разошлись: больше половины учителей и родителей склоняются к тому, что общий уровень подготовки - средний.А вот высоким его считают 22% учителей и 30% родителей;низким его находят 15,5% учителей и лишь 2% родителей. Что же, запросы учителей завышены?
- Учителя ждут в школу хорошо подготовленных детей и помогающих родителей, - рассказывает детский психолог, соавтор проекта Ольга Данилевская, - а между тем до сих пор среди родителей сильно мнение, что школа должна всему научить ребенка с нуля - и писать, и читать. Кстати говоря, четкого ответа на этот вопрос школа родителям не дает. Потому что школе его тоже никто не дает?
Почему эмоциональная зрелость важнее навыков
И готовить ли вообще - ведь психологи давно твердят, что ребенок должен наиграться, полноценно и весело прожить свой дошкольный возраст. С другой стороны, не научившись читать к шести годам, ребенок рискует попасть в когорту неуспешных первоклассников. Отставание по каким-либо показателям само по себе не страшно, но оно влечет недостаточную похвалу и излишнее внимание - растятся комплексы.
Осознавая опасность, родители начинают судорожно учить детей, но плоды могут получиться горькие.
В ДОУ, например, идет активная подготовка к школе, но воспитателям зачастую не хватает квалификации, чтобы использовать грамотные методики обучения, например, Эльконина и Давыдова.
В центрах дошкольной подготовки, несмотря на аккредитацию, гарантии и платность занятий, ребенок может быть выучен так некорректно, что лучше бы его вообще не учили. Во избежание неприятностей родители все чаще прикрепляют ребенка к конкретной школе, а то и к конкретной учительнице, ведут подготовку с прицелом. Но и здесь их подстерегает опасность: отдать дошколенка в школьные условия раньше срока педагогически неверно.
- Дошкольник от школьника объективно отличается. Школьные принципы нельзя переносить в дошкольное пространство, - отмечает Ольга Данилевская. - Это уже не игра в школу! Обучение тому же чтению должно проводиться совершенно иначе - для собственных нужд, без механическо¬го натаскивания, только из интереса.
Все-таки дошколятам нужны занятия в игровой форме, с упором на наглядно-образный ряд, а это могут дать педагоги, имеющие богатый опыт работы с дошкольниками. Известны и опыты совмещения стратегий: подготовку к школе ведут вне школы, но туда идут на маленькие адаптационные занятия, цель которых - знакомство с будущим учителем. Одно безусловно: слишком интенсивная подготовка существенно снижает мотивацию. Ребенок перегорает, сталкивается с трудностями и неприятностями, которые сулит новая жизнь. Дети уже не ждут от школы чего-то феерического и волшебного, они разочарованы. Особенно когда на подготовительных занятиях все «по-взрослому» - и тетради, и чуть ли не отметки в виде зайчика. Утомление, повышение тревожности.
Адаптивность и ее цена
Психолог Ольга Данилевская рассматривает семью ребенка как полноправного участника учебного процесса, как группу поддержки. Но вот насколько родители понимают, как поддерживать ребенка?
Во-первых, нужно срочно прекратить панику. Естественно, что начало школьной жизни - стресс для родителей, но это не значит, что можно перекладывать свои страхи на ребенка.
Во-вторых, научиться спокойно относиться к реалиям, честно и трезво оценивать своих детей, не относиться к их неудачам и недоработкам как к катастрофе.
- Мы попросту не даем ребенку научиться - он как будто бы должен знать все сразу, без права на ошибку, - говорит психолог. - Все, что касается нашего ребенка, ранит нас - куда ни ткнешь, везде больно. Поэтому родителям не нравится помогать ребенку, когда у него не сразу получается. Тут же появляется раздражение, обида. Не можете сами - найдите специалиста.
Искать же специалиста надо не исходя из того, насколько его мнение схоже с родительским, а из того, можно ли ему доверить ребенка без оглядки и не вмешиваться потом в процесс без особой нужды. Будьте готовы выслушать мнение о слабых сторонах своего ребенка. Без доли трудностей нельзя пройти полноценный адаптационный
процесс, а подгонять, заставлять переписывать работы, подделывать за ним задания - ложный путь.
Нужно учить не бояться нового, уметь удерживать эмоции, переключаться на новые задания. Некоторым детям крайне тяжело отвлечься от мелкой неудачи. Тут самое главное для родителей - не воспринимать эти объективные психофизические явления как капризы. Да, ребенок действи-тельно пока не способен переключаться. В то же время нельзя постоянно искать слабые места, надо выявлять скрытые ресурсы, то есть готовить его, собирать в прямом смысле. Потому что кроме адаптивности есть еще и цена адаптации.
Так что вместо муштры выбирайте повседневные, интересующие ребенка сюжеты - не унылое занятие математикой, а подсчет сдачи в кафе, не беглое чтение из-под палки, а изучение вывесок и этикеток. А семейное чтение - по-прежнему самый эффективный способ подготовки ребенка к жизни.
Сказано к слову
Попутно докладчики дали целую россыпь интересных фактов.
Во Франции каждый ребенок проходит обучение чтению в 5 лет. Это забота государства.
В то же время умение читать ничего не говорит о потенциале ребенка. Очень вредно делить детей по умению читать. Разные, они должны учиться вместе, тянуться друг за другом.
На международном тестировании PIRLS в 2001 году ученица четвертого класса не смогла уместить свой ответ на одной строчке бланка и впала в ступор: она не знала, как себя вести. А в этом году таких уже десяток. Детей научили что-то делать, но не научили самостоятельно принимать решения.
Мы никак не можем решить: у нас ребенок для программы или программа для ребенка? По факту первое: мы говорим об адаптивности ребенка, но ничего не делается для адаптации школьной программы под те особенности и нужды, которые есть у наших детей.
Вслед докладу остается только воскликнуть: что еще должно произойти, сколько должно быть неготовых детей, чтобы школа подвинулась в сторону их удобства?
Спектр-Гатчина, № 33 от 27 августа