Новости Гатчины
22.04Возобновил работу сезонный маршрут № 10
05.03Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
10.01Опасных веществ в воздухе не обнаружено
06.01В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
06.01Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
26.12Фонд "Счастливое будущее" вместе с партнерами дарят новогодние праздники детям!
26.12График работы городских и пригородных автобусов в период новогодних праздников
26.12Фестиваль «Новогодняя кутерьма» - с 1 по 8 января в Гатчине
25.12На Соборной готовится к открытию бесплатный каток!
24.12Дрозденко: "Мы хотим, чтобы Гатчина стала яркой звездой на небосводе Ленобласти"
23.12Отключение электроэнергии в Гатчине: 24 декабря
23.12Стало известно, где в Гатчине можно запускать салюты и фейерверки
23.12Полная афиша новогодних и рождественских мероприятий Гатчинского округа
13.12В Гатчинском парке найден ранее неизвестный подземный ход
12.12Стрельба на день рождения обернулась "букетом" статей УК РФ

Афиша-анонсы Гатчины
с 1 по 8 января Фестиваль «Новогодняя кутерьма»
с 24 декабря по 8 января Новогодние игровые программы для детей в Гатчине
7 января военно-историческая реконструкция «Рождественский манифест»
c 25 по 28 декабря Новогодние благотворительные киносеансы
21 декабря концерт «Новый год к нам идет»!
14 декабря «Парад Дедов Морозов» в Гатчине!
14 декабря новогодний праздник «Приоратская сказка»
13 декабря рождественские образовательные чтения Гатчинской Епархии

Самое читаемое
Свободный полет меж башнями
15 января 2014 г.
Владимир Мамонтов, журналист, политолог. Он, кроме основного места работы, частый гость и на страницах профессионального журнала «Журналист».
Два дня назад, 13 января - День российской печати -стал поводом российским перьям поразмышлять о своём таком интересном труде и собственном профессиональном месте в обществе.
Как редактор, я надеюсь, что его очередные мысли «по поводу» будут интересны и нашим читателям.
Про что ни попросит журнал написать - а у меня про все почти есть воспоминание, которое всплывает уместно и иллюстрирует красноречиво. Когда столько лет в профессии, то воспоминания накапливаются плотно, как каменный уголь. Бывали периоды, когда что ни день - то воспоминание.
Но вот с темой, а зависимы ли журналисты от власти или не зависимы, вышла у меня закавыка. Начну вспоминать - и бросаю: какое-то оно сомнительное, воспоминание это. То сам выглядишь в таком воспоминании недостаточно героически, то власть - дюже пошло. То человека неохота обижать, то срок давности еще не вышел. А бывает, что срок годности воспоминания истек.
Ну, что, скажем, проку вспоминать, как, работая в краевой газете, ты смело ругал районные власти, а когда перебрался в газету ЦК - краевые? Как-то это недухоподъемно.
Увы, правда, горька она или безвкусна, в том, что журналист зависит от власти. Спросите об этом журналиста не советской, а нынешней местной газеты, которая демократично и свободолюбиво выходит на губернаторские гранты. Спросите у журналиста местной оппозиционной газеты, которая выходит на деньги бандита, пардон, сорвалось, кандидата, который сам хочет стать губернатором. Они ответят вам: отстань с глупыми вопросами, не мешай работать.
Существуют, разумеется, куда более изощренные схемы взаимодействия. Строятся они на том, что не все во власти тупоголовые, а в журналистике - святые. Чаще разные качества, положительные и не очень, в людях сильно перемешаны. Умной, изощренной власти не нужно (не всегда нужно) слепое повиновение, она понимает, что послушное СМИ, уныло излагающее «правильную» точку зрения, не авторитетно. Власть (умна ли она, изощренна - решать вам) на наших глазах не раз исполняла такой трюк: она не мордовала СМИ или авторов за независимые суждения, она не вязалась к словам, она закрывала глаза на яркие, порой даже фейерверочные проявления журналистской отвязности. Но в нужный (важный, критический) момент именно на страницах этих газет, из уст этих комментаторов звучали судьбоносные мысли. И есть такое предположение, что власть находила способы дополнительно мотивировать объективных и несгибаемых. Которые твердо знали: в нужный момент они дорого продадут свою неподкупность. И имели мудрость и выдержку не торговать собой по мелочам.
Есть еще у СМИ один способ демонстрировать независимость от власти, честить ее в хвост и в гриву, но при этом чувствовать себя в полной безопасности. Делается это так: ты ахалтекинцем гарцуешь по буфету, и Путин-то у тебя тиран, и в правительстве тупицы, и Олимпиада не нужна, и вообще, чуть какое принуждение к миру через пыльный Рокский тоннель - ты грузин. Но когда осатаневшая от такой наглости власть вознамерится тебя прижучить, ты:
а)предрекаешь такой вой прогрессивной общественности, что стрижка свиней покажется «Пасторальной» Бетховена;
б)подмигиваешь власти, берешь ее за пуговицу и шепчешь: «Ты чего?»
Я же из сил выбиваюсь, доказываю всем своим существованием, что свобода слова в России есть! Грузином наряжаюсь, ночей не сплю, всякие особо колкие колкости выдумываю, которые полагается терпеть, как завещал великий Ельцин, который нас пальцем не трогал - и вам завещал!
И надо признать, что некоторая правда жизни в таких трактовках есть, ибо даже самая интровертная власть зависима от внешних реакций. Опасность же для таких СМИ в том, что терпение власти не беспредельно. А завираться, надуваться и далеко уходить за пределы объективности иной журналист способен просто в три секунды. Обычно тут следует жесткая привязка подобной модели тыльной стороной к Госдепу США, но до подобных нелепостей мы опускаться не станем.
Работает и иная, филигранная, схема взаимоотношений власти и СМИ. Вот, скажем, существует вполне благополучная газета «большого стиля», где имеются коридоры и кабинеты, буфеты и курилки, а не только «ньюсрумы» да «дедлайны». Сказать, что такое СМИ зависит от власти - ничего не сказать. Но работают в ней опытнейшие люди, можно сказать, зубры, которые превосходно знают меру, где можно заступать за флажки, где - нет, а где - капкан. Можете себе представить: в такой газете мы можем даже обнаружить некоторую фронду власти! В шорохе ее страниц слышен негромкий, но вздох. Намек на стенание. Там прекрасно знают, сколько башен у Кремля и куда ориентирована каждая, что и позволяет демонстрировать меж ними высший пилотаж независимости.
И вот что интересно: несмотря ни на какие башни, СМИ все равно делятся на хорошие и плохие, интересные и скучные, осведомленные и поверхностные. В полном соответствии с максимой Евгения Шварца «Связи... не могут сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым».
Спектр-Гатчина, № 1 от 15 января