Новости Гатчины
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•На пешеходном переходе сбили ребенка
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
•На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
А вокруг такой объемный мир!
17 мая 2012 г.
В начале мая в Культурно-выставочном центре Гатчины, расположенном на улице Рощинской, состоялся мастер-класс художника Александра Златкина, о выставке которого мы уже рассказывали на страницах нашего сайта Gatchina24.
Мастер-класс этот был не совсем обычный. Художник отказался от привычного клише - рисования перед публикой. При помощи простых слов, электронных репродукций и картин он ярко живописал зрителям процесс создания художественного произведения. Александр Ефимович представил не только свои картины, но и стихи, которые обрели самостоятельную жизнь в музыкальных произведениях. Песни на стихи Александра Златкина исполнили Елена Вологдина - преподаватель музыкальной школы им. М.М. Ипполитова-Иванова и Евгений Пестриков - преподаватель детской школы искусств поселка Сиверский.
Александр Златкин: Почему я не захотел стандартного мастер-класса? Дело в том, что сейчас я пишу пейзажи довольно долго. Да, когда-то я делал быстрые односеансовые работы, принимал участие в мастер-классах, но, честно сказать, я не получал от них удовольствия. Устраивать шоу из написания картины я не хочу. Потому что художник - это не тусовщик! Я не хочу показывать вам сырую работу. Конечно, показать можно - вот так я начинаю. Но тут же должен последовать вопрос из зала - а как вы заканчиваете? А как я заканчиваю - сам не знаю. Я не могу заранее это предсказать, не могу рассчитать время окончания работы. Показывать сырую работу - это вас не уважать. Я решил этого не делать. А вот рассказать, как я это делаю - могу!
Александр Ефимович рассказал об удивительном. Оказывается, к каждому своему пейзажу он проводит большую подготовительную работу. И дело даже не в сюжете, не в том чудесном месте, какое бы оно красивое не было. Сначала в сознании мастера оживает, зарождается какая-то цветовая гамма, какие-то краски… Что это за краски - зависит от настроения. Рассказывает Александр Златкин: «Вот я просыпаюсь утром, а настроение у меня классное. И вдруг увидел в окне голубое с серым. Неважно, что это - может быть небо с забором. Но цветовые отношения могут зацепиться в сознании. Под эти отношения, под эту цветовую гамму ищется сюжет. Вот тогда я прямо, целенаправленно хожу или езжу - ищу пейзаж, который попадает в эту цветовую гамму. Если я это нашел - бегу и быстро делаю эскизы. Сначала карандашные - поиски какие-то зарисовочки. После карандашного наброска делаю цветной эскиз. Набросков может быть очень много - десятки. Из них отбираю несколько. И вот их я уже делаю в полном цвете. Делаю пастелью. Раньше использовал масло или акварель».
Александр Ефимович поделился творческим секретом - он не любит гладкую масляную поверхность картин: «мне даже на нее смотреть не интересно - она смотрится плоской. А вокруг такой объемный мир - хочется туда нырнуть!»
А.З.: «Я все-таки преподаватель (прим. Редакции: Александр Златкин - возглавляет художественное отделение детской школы искусств им. Исаака Шварца), поэтому говорю детям: например, рисуете вы березу. Вот между мной и березой я вижу два миллиона молекул кислорода и всех прочих ингредиентов! А меня дети спрашивают: неужели вы видите молекулы? Отвечаю - ну конечно, вижу! Важно показать не просто березу, а то, что находится между мной и березой - то что дрожит, извивается, дует, ароматы какие-то природные показать - это, конечно, сверхзадача, я понимаю, что это невозможно. Но очень хочется это сделать… Вот поэтому я стал разрушать эту ровную поверхность холста, стал разрушать ее сознательно. Впервые я стал «фактурить» еще в восьмидесятые годы. Тогда я очень удивился - какие оказывается эффекты получаются, если уметь вот этой фактурой пользоваться! Если поверхность картины просто ровная и гладкая - это одно. А если она разрушена, то физики подтвердят - там столько эффектов может возникнуть! В последних работах от искусственного царапания я уже отхожу. Можно сказать, что сейчас моя живопись стала многослойной. Я возвращаюсь к работе снова и снова, поэтому однообразная поверхность в любом случае будет разрушена. И вот когда она уже вберет в себя вот эти мои слои, все мои умные мысли - это уже картина. Иногда мне чудится, что все мои мысли где-то там, в слоях живописных прячутся. Поэтому я думаю, а вдруг умный человек возьмет и прочтет их?»
Пройдемся по галерее
Гатчинская осень, 2010.
Рассказывает Елена Ивановна Айдынян - куратор выставочного зала и методист Центра информационных технологий: С ребятами из детского сада мы смотрели эту работу, и они отвечали на вопрос - есть ли в ней ветер? Дети очень наблюдательны - они сказали есть. Спрашиваю - почему? Потому что листья летят и трава наклоняется - вот здесь есть движение. Но самое ценное, что мы с ними разглядели - движение есть в самих мазках кистью. Все движется, все закручивается. Даже с маленькими детьми мы это разглядели. А вот рассматривая картину "Старая полка", мы заметили, что там совершенно другое движение кистью - нет такой рельефности, объемности и даже видно переплетение холста. Мы с ребятами решили, что на строй полке, где стоят старые предметы уже не нужно движение. Уже время не так быстро течет. Вот такие маленькие открытия мы делаем с детьми с помощью ваших работ.
А.З.: Замечательно, хотелось бы добавить, что летать могут не только листья, это может летать запах осени, это могут летать те же самые молекулы кислорода. Я детям в школе говорю: вы представьте, приедет комиссия по проверке количества листьев, которые вы нарисовали. Посмотрит на вашу работу и скажет: тут не точно, там не точно - вам стыдно будет. Поэтому работать надо точно. Предельно точно. По крайне мере, надо стремиться к этому. Пейзажи - они шевелиться должны!
Александр Ефимович также рассказал своей работе «Маковое поле» (кстати, поделился с присутствующими в зале, где он нашел в природе такую красоту), и подробно рассказал о нескольких работах, написанных на тему Библейских сюжетов.
А.З.: Картина «Вифлеемская звезда». Сюжет ее - волхвы, восточные мудрецы, увидели звезду, пошли за ней и пришли к месту рождения. Вот они, наши волхвы идут по зимнему городку».
А на экране мы видим совсем другой Вифлеем. С электрическим столбом, домиками, нашими русскими, заснеженными улочками… Александр Ефимович сказал, что действие происходит в городе, где он вырос - в Брянской области. Следующая работа - наши волхвы пришли уже поздравить с рождением. Они сели в прихожей - не могут пройти в комнаты, потому что у них сапоги не промытые. И поэтому они в коридорчике, дальше половичка полосатого их не пустили. В чемодане дерматиновом дары - они готовы их принести.
Симеон.«Ныне отпускаешь раба твоего», 2009
Рассказывает Елена Ивановна Айдынян: Когда мы смотрели эту работу с ребятами, то думали - кто же здесь главный герой? Это не столько сами фигуры - Симеон, Богоматерь, Христос, которого совсем не видно - он завернут в пеленки. Самую большую историю на этой картине рассказывают руки - руки Симеона и руки матери. Они занимают центральное место.
А.З.: Я очень рад, что вы о руках заговорили. И руки вот эти я увидел, знаете у кого? Я сел в электричку и напротив меня такой дед колоритный присел с мешками - дачник. Пока он сидел напротив меня от Татьянино до Аэропорта, я нарисовал его руки… А вообще, сам сюжет этот очень красивый. Вот старик, который ждет смерти и не может умереть, пока не дождется мессию. Непонятно сколько лет он жил вообще, этот Симеон. И наконец, он дождался. Слепой, почувствовал приход Марии, почувствовал этого младенца. И он сказал, спасибо тебе, господи, отпускаешь ты раба своего - такие красивые слова. Вот этими лапами старческими Симеон берет сверток с младенцем, а Мария придерживает, боится - уронит еще…
Завершился мастер-класс выступлением друзей Александра Ефимовича Златкина: Елены Вологдиной и Евгения Пестрикова, который, рассказал, как родились песни на стихи Александра Ефимовича: «Случилось это просто - ты мне показал какие-то тексты, а мне они очень понравились. Я еще тогда подумал - я так не могу. А Златкин взял и написал! И вот так получились песни, которые сегодня мы с Еленой споем для вас».
Кстати, Александр Ефимович не считает себя поэтом. В лучшем случае, как он сказал, можно называть его автором текстов. А все потому, что у него очень серьезное, ответственное отношение к званиям поэт, художник. «Все должно быть серьезно. - говорит Александр Ефимович, - Я всегда старался, всегда стремился к высшему уровню. Можно писать все что угодно: картины, стихи, музыку. Но обязательно надо стремиться к какому-то уровню. А уровень - это и есть профессионализм. Если взялся что-то делать, то делать надо серьезно! И ставить для себя самые высокие планки.
Александр Златкин
Александр Златкин: И вот так получились песни.
Елена Вологдина и Евгений Пестриков
Конечно же, автографы!
Маковое поле, 2011-2012
Два солнца, 2006
Березы, 2011
Яблони, 2006
Старая полка, 2011
Фото: gatchina24.ru
Читайте также
Выставка живописи и графики Владимира Волка откроется 18 марта
Приглашаем на выставку акварелей Владимира Серебрякова
В Культурном центре Гатчины состоится Пасхальный концерт
В Культурном центре Гатчины состоится творческая встреча-сказание