Новости Гатчины
21.11До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
19.11В зоне СВО погиб житель Гатчины
19.11Безработным увеличили выплату на развитие бизнеса
18.11Внеси свой голос в развитие Гатчины - до 8 декабря!
18.11Статуэткой «Золотого Трезини» удостоена подсветка мемориала под Гатчиной
18.11Останки 730 погибших похоронят под Вырой
17.11В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
15.11Отключение отопления на ул. Карла Маркса (адреса)
15.11На повестке дня - экологическая безопасность
14.11Под Гатчиной произошел сход вагонов
14.11Экофестиваль KOSHKI-ФЕСТ вновь в Гатчине!
14.11Гатчинская филармония приглашает на органный фестиваль «Поющие Трубы»
13.11На трассе в Гатчинском районе «Лада» сбила школьницу
12.11Прокуратура приостановила работу незаконного зоопарка под Гатчиной
Афиша-анонсы Гатчины
30 ноября концерт бард-рок группы "АТА"
30 ноября фестиваль боевых искусств К-1
23 ноября Концерт памяти Ирины Вячеславовны Рогановой
17 ноября Юбилейный концерт коллективов «Коляды» и «Перезвон»
16 ноября Спектакль "Старомодная комедия"
15 ноября встреча "Группы поддержки для читающих людей"
Самое читаемое
•В зоне СВО погиб житель Гатчины
•Движение транспорта на маршруте полумарафона будет закрыто! (10 ноября)
•В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
•Статуэткой «Золотого Трезини» удостоена подсветка мемориала под Гатчиной
•Пропавшую 3 месяца назад овчарку нашли в Пудости
•Площадка "Юность" вновь ждет гостей!
•Задержана женщина, которая попыталась поджечь автомобиль
•Останки 730 погибших похоронят под Вырой
•Полумарафон меняет маршруты движения автобусов
•Гатчинцев приглашают на торжественное открытие сквера "Юность"!
"Лошадка на большую дистанцию"
24 октября 2014 г.
Очередная «Литературная суббота», прошедшая в городской библиотеке им. А.И. Куприна, была посвящена Александру Куприну, точнее – его большой любви к лошадям и тому, как это отразилось в его творчестве.
С этой новой для многих стороны показала Куприна слушателям автор традиционного цикла «Литературные субботы», главный библиотекарь «Купринки» Алена Тришина, проведя серьезное исследование как литературных произведений, так и документальных источников начала XX века.
Для многих любителей русской литературы Куприн начинался в детстве – с прекрасных рассказов о животных, написанных для маленькой дочери Ксении. Помните добрые, живые, порой очень драматичные истории о кошке Ю-ю и меделянине Сапсане, о трогательной дружбе между Барбосом и Жулькой? Благодаря им, мы учились слушать и понимать язык животных, сопереживать им, видеть в них действительно братьев наших меньших.
Куприн нежно любил все живые существа. «Если бы я мог, я завел бы и корову, и лошадь, и козла, – писал Александр Иванович в сентябре 1912 года. – Это безнравственно – разводить живность русскому писателю, которому подобает умирать в мансарде от чахотки и без копейки в кармане. Но что поделать с природным влечением! У каждого свои повадки, своя психология, свой быт...».
Как пишет в своих воспоминаниях литератор Андрей Седых, «настоящей страстью [Куприна] были лошади, – он искренне был убежден, что лучшее в «Анне Карениной» – это лошадь Вронского Фру-Фру и описание его скачки». Для Куприна красивее, умнее, добрее и благороднее лошади не было существа на свете. Им он посвятил более тридцати своих рассказов, для которых характерны не только литературное мастерство и точность образов, но и глубокое знание лошадиной природы и конного дела.
Рысак Изумруд в одноименном рассказе глубоко страдает от бездушия и коварства людей, к которым искренне тянется. И всетаки он побеждает, хоть и ценой своей жизни, низменную природу человека, привыкшего из всего извлекать барыш. Нелегкой предстает и жизнь лошадей в замечательном цикле «Рыжие, гнедые, серые, вороные...» (1928). И все же главная особенность этого цикла – размышления писателя о том, какими должны быть беговая лошадь и наездник. С любовью и знанием дела Куприн пишет о породах лошадей, о знаменитых русских конезаводчиках и скачках.
«Можно бросить вино, табак, азартную игру; женщины сами от тебя рано или поздно отвернутся. Но истинного любителя – прекрасный вид лошади, ее могучее ржание, ее стремительный бег, ее чистое дыхание, ее бодрый запах – будут волновать и тревожить неизменно до глубокой старости, до самой смерти, и я даже полагаю, что и после нее», – писал Куприн.
Свое трепетное чувство к лошадям Куприн приписывал происхождению – его мать была урожденная княжна Куланчакова (по татарски «куланчак» – жеребец). Этим же, кстати, он объяснял и свой порой непредсказуемый характер, описав его, в частности, в романе «Юнкера». Среди всех прочих его автобиографичного героя выделяла «бешеная кровь татарских князей, неудержимых и неукротимых его предков с материнской стороны, толкавшая его на резкие и необдуманные поступки».
Близко знавший его Ф.Д. Батюшков вспоминал: «Однажды в деревне, в Новгородской губернии, возвращались мы из какой-то поездки к соседям верхами. Подъезжая к усадьбе, я заметил потраву: чья-то лошадь забралась в овес. Я спешился, чтобы прогнать лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за челку и привел в дом. Сел на нее верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребенок, настоял, чтобы ее оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. «Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть». На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни».
Даже литературный процесс Куприн сравнивал с лошадиными бегами. Его первая жена М.К. Куприна-Иорданская вспоминала обращенные к ней слова писателя: «...Знаешь, на бегах горячие лошади берут сразу с места. Они становятся любимцами публики, им присуждают большие призы. Но это большей частью лошади, бегущие на короткую дистанцию. На длинную им не хватает дыхания и выдержки. Тогда раньше незаметная скромная лошадка приходит первой и берет приз. Вот и я на литературных бегах такая незаметная скромная лошадка. Но я лошадка на большую дистанцию. Короткая мне не нужна...».
И еще одну интересную страничку приоткрыла Алена Тришина в этот день своим слушателям, представив им работы художника Рудольфа Ференца (1831-1918). Много лет он прожил вместе со своей семьей в Мариенбурге, создав яркие литографии окрестностей СанктПетербурга и видов Гатчины, опубликованные в 1881 году в журнале «Всемирная иллюстрация». Излюбленными темами Ференца были царская охота, собаки и, конечно же, лошади – существа, благородство и красоту которых может оценить лишь равная им по этим качествам душа.
Юлия ЛЫСАНЮК
Гатчинская правда, № 118 (20562) от 18 октября
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
«...я создал мир иной. И образов иных существованье»