Новости Гатчины
05.03Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
10.01Опасных веществ в воздухе не обнаружено
06.01В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
06.01Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
26.12Фонд "Счастливое будущее" вместе с партнерами дарят новогодние праздники детям!
26.12График работы городских и пригородных автобусов в период новогодних праздников
26.12Фестиваль «Новогодняя кутерьма» - с 1 по 8 января в Гатчине
25.12На Соборной готовится к открытию бесплатный каток!
24.12Дрозденко: "Мы хотим, чтобы Гатчина стала яркой звездой на небосводе Ленобласти"
23.12Отключение электроэнергии в Гатчине: 24 декабря
23.12Стало известно, где в Гатчине можно запускать салюты и фейерверки
23.12Полная афиша новогодних и рождественских мероприятий Гатчинского округа
13.12В Гатчинском парке найден ранее неизвестный подземный ход
12.12Стрельба на день рождения обернулась "букетом" статей УК РФ
11.12Жительница Гатчины попросила губернатора устроить внука в секцию плавания

Афиша-анонсы Гатчины
с 1 по 8 января Фестиваль «Новогодняя кутерьма»
с 24 декабря по 8 января Новогодние игровые программы для детей в Гатчине
7 января военно-историческая реконструкция «Рождественский манифест»
c 25 по 28 декабря Новогодние благотворительные киносеансы
21 декабря концерт «Новый год к нам идет»!
14 декабря «Парад Дедов Морозов» в Гатчине!
14 декабря новогодний праздник «Приоратская сказка»
13 декабря рождественские образовательные чтения Гатчинской Епархии

Самое читаемое
•Масленица всех зовёт - 2 марта!
•О пожаре на территории завода по производству ацетона
•Оформление парковых абонементов для жителей Гатчины - с 1 апреля
•Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
•Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
•Опасных веществ в воздухе не обнаружено
•В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
"Лошадка на большую дистанцию"
24 октября 2014 г.
Очередная «Литературная суббота», прошедшая в городской библиотеке им. А.И. Куприна, была посвящена Александру Куприну, точнее – его большой любви к лошадям и тому, как это отразилось в его творчестве.
С этой новой для многих стороны показала Куприна слушателям автор традиционного цикла «Литературные субботы», главный библиотекарь «Купринки» Алена Тришина, проведя серьезное исследование как литературных произведений, так и документальных источников начала XX века.
Для многих любителей русской литературы Куприн начинался в детстве – с прекрасных рассказов о животных, написанных для маленькой дочери Ксении. Помните добрые, живые, порой очень драматичные истории о кошке Ю-ю и меделянине Сапсане, о трогательной дружбе между Барбосом и Жулькой? Благодаря им, мы учились слушать и понимать язык животных, сопереживать им, видеть в них действительно братьев наших меньших.
Куприн нежно любил все живые существа. «Если бы я мог, я завел бы и корову, и лошадь, и козла, – писал Александр Иванович в сентябре 1912 года. – Это безнравственно – разводить живность русскому писателю, которому подобает умирать в мансарде от чахотки и без копейки в кармане. Но что поделать с природным влечением! У каждого свои повадки, своя психология, свой быт...».
Как пишет в своих воспоминаниях литератор Андрей Седых, «настоящей страстью [Куприна] были лошади, – он искренне был убежден, что лучшее в «Анне Карениной» – это лошадь Вронского Фру-Фру и описание его скачки». Для Куприна красивее, умнее, добрее и благороднее лошади не было существа на свете. Им он посвятил более тридцати своих рассказов, для которых характерны не только литературное мастерство и точность образов, но и глубокое знание лошадиной природы и конного дела.
Рысак Изумруд в одноименном рассказе глубоко страдает от бездушия и коварства людей, к которым искренне тянется. И всетаки он побеждает, хоть и ценой своей жизни, низменную природу человека, привыкшего из всего извлекать барыш. Нелегкой предстает и жизнь лошадей в замечательном цикле «Рыжие, гнедые, серые, вороные...» (1928). И все же главная особенность этого цикла – размышления писателя о том, какими должны быть беговая лошадь и наездник. С любовью и знанием дела Куприн пишет о породах лошадей, о знаменитых русских конезаводчиках и скачках.
«Можно бросить вино, табак, азартную игру; женщины сами от тебя рано или поздно отвернутся. Но истинного любителя – прекрасный вид лошади, ее могучее ржание, ее стремительный бег, ее чистое дыхание, ее бодрый запах – будут волновать и тревожить неизменно до глубокой старости, до самой смерти, и я даже полагаю, что и после нее», – писал Куприн.
Свое трепетное чувство к лошадям Куприн приписывал происхождению – его мать была урожденная княжна Куланчакова (по татарски «куланчак» – жеребец). Этим же, кстати, он объяснял и свой порой непредсказуемый характер, описав его, в частности, в романе «Юнкера». Среди всех прочих его автобиографичного героя выделяла «бешеная кровь татарских князей, неудержимых и неукротимых его предков с материнской стороны, толкавшая его на резкие и необдуманные поступки».
Близко знавший его Ф.Д. Батюшков вспоминал: «Однажды в деревне, в Новгородской губернии, возвращались мы из какой-то поездки к соседям верхами. Подъезжая к усадьбе, я заметил потраву: чья-то лошадь забралась в овес. Я спешился, чтобы прогнать лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за челку и привел в дом. Сел на нее верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребенок, настоял, чтобы ее оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. «Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть». На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни».
Даже литературный процесс Куприн сравнивал с лошадиными бегами. Его первая жена М.К. Куприна-Иорданская вспоминала обращенные к ней слова писателя: «...Знаешь, на бегах горячие лошади берут сразу с места. Они становятся любимцами публики, им присуждают большие призы. Но это большей частью лошади, бегущие на короткую дистанцию. На длинную им не хватает дыхания и выдержки. Тогда раньше незаметная скромная лошадка приходит первой и берет приз. Вот и я на литературных бегах такая незаметная скромная лошадка. Но я лошадка на большую дистанцию. Короткая мне не нужна...».
И еще одну интересную страничку приоткрыла Алена Тришина в этот день своим слушателям, представив им работы художника Рудольфа Ференца (1831-1918). Много лет он прожил вместе со своей семьей в Мариенбурге, создав яркие литографии окрестностей СанктПетербурга и видов Гатчины, опубликованные в 1881 году в журнале «Всемирная иллюстрация». Излюбленными темами Ференца были царская охота, собаки и, конечно же, лошади – существа, благородство и красоту которых может оценить лишь равная им по этим качествам душа.
Юлия ЛЫСАНЮК
Гатчинская правда, № 118 (20562) от 18 октября
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
«...я создал мир иной. И образов иных существованье»