Новости Гатчины
27.04В Войсковицах мужчина умер от удара кирпичом по голове
26.04Открытие Дворцового парка после просушки - 27 апреля!
26.04Всероссийский субботник - 27 апреля!
25.04Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
25.04Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
25.04Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
Афиша-анонсы Гатчины
8 и 9 мая бесплатные экскурсии «Гатчинский парк. Возрождение»
28 апреля Органный концерт "Немецкое барокко"
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Открытие Дворцового парка после просушки - 27 апреля!
•Полигон теперь принимает отходы только из Санкт-Петербурга
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•Всероссийский субботник - 27 апреля!
Точка на карте: посёлок Кобринское
23 декабря 2013 г.
(Продолжение. Начало в №№ 130,136)
К первомайскому празднику 1947 года подводились первые итоги работы торфяников.
Приказом директора были премированы: бригадир канавщиков Иван Васильевич Бондарев – отрезом на костюм; бригадир торфяниц Нина Алексеевна Котлярова – отрезом на платье; торфяница бригады Котляровской – Александра Васильевна Шевцова – отрезом на платье; трактористы Георгий Николаевич Савицкий и Андрей Андреевич Скакун – отрезом на костюм; счетовод Нина Ивановна Алексеева – отрезом на платье.
Первое полугодие 1947 года тоже имело своих героев. По итогам добычи торфа почетное звание «Лучшая бригада» было присвоено бригаде торфяниц, возглавляемой Татьяной Степановной Черкасовой. Однако приказом №108 от 7 августа Черкасовой и рабочим ее бригады «за недоведение выполнения дневного задания» был объявлен выговор. Но в сентябре бригада Т.С. Черкасовой уже снова числилась в лидерах. За выполнение производственного задания на 142 процента бригадевручено переходящее Красное Знамя и премия. В том же году звания «Мастер торфяного производства» были присвоены бригадирам Н.А. Котляровой, Т.С. Черкасовой и многим рядовым торфянницам. Среди стахановцев первых лет часто упоминались имена местных жителей, проживающих в окрестных деревнях Кобрино и Покровка. В год основания предприятия здесь трудились: рабочий Владимир Владимирович Парфенов, прачка Анна Павловна Кямяря, грузчик Сергей Владимирович Постников, слесарь Павел Иванович Кямяря и другие.
Большим событием в жизни «Кобринского» в июле 1948 года стало введение в эксплуатацию первого паровоза, который первоначально обслуживал старший машинист К.С. Белкин. К этому времени был сформирован штат паровозного депо. Его возглавил Виталий Ефимович Хилковский, механик с довоенным стажем. Расширяется сеть узкоколейной железной дороги, возводится МОГЭС. Появляются такие должности, как: диспетчер, стрелочник, кондуктор, моторист, рабочий пути.
Переломным для кобринцев стал 1949 год, когда план по вывозке торфа был перевыполнен и составил 110 процентов. В это время здесь трудилось 1800 рабочих, которые выдавали в год 55 тысяч тон торфа. На смену ручному труду постепенно приходила механизация, к 1950 году на торфоразработках имелось уже 17 тракторов и 9 уборочных машин УМПФ-4. С момента образования предприятие входило в состав треста «Ленгосторф». Вся продукция доставлялась в Ленинград и использовалась как топливо для работы электростанций. Позднее часть торфа, около 3 тысяч тонн в год, вывозилась в качестве удобрений и подстbлок в животноводческие фермы в колхозы и совхозы Гатчинского района.
Скупые строки одного из статистических документов за август 1949 года наглядно рисуют картину динамического развития предприятия: «Водитель первого участка Петров убрал на машине УМПФ-4 270 тонн торфа, трактористка Кайдина на фрезеровании выполнила дневное задание на 142%, бригада Покусаевой на ручной уборке фрезерного торфа выполнила план на 278%». В честь дня Сталинского железнодорожника в августе того же года были премированы: старший мастер пути И.Н. Николаев, начальник каравана М.С. Семенов, старший стрелочник М.В. Калита и многие другие, всего 24 человека.
Но за этим победным триумфом стоял ежедневный героический труд сотен людей, полный серьезных испытаний, опасностей и разочарований. «23 августа произошла авария с груженым составом на седьмой валовой канаве, – сообщается в приказе директора №126 от 31 августа 1949 года. – В результате мотовоз №455 и шесть торфовозных вагонов выведены из строя. Предприятию нанесен убыток в сумме 3000 рублей. При расследовании причин аварии установлено, что сход произошел из-за недоброкачественной укладки переноски, а также из-за несоблюдения элементарных правил эксплуатации переносок. Приказываю: бригадира переносных путей Лиманского, по вине которого произошла авария, с работы снять и уволить с торфопредприятия».
А вот другой случай, описанный в одном из приказов: «19 октября 1949 года в 18 часов 20 минут при маневровых работах по вывозу торфа на путь №2 около 6-й валовой канавы кондуктор Сорокина попала под мотовоз №456, управляемый мотористом Филипповым. Кондуктор Сорокина понесла тяжелые телесные повреждения». Для расследования происшествия со смертельным исходом была создана специальная комиссия, дело долго разбиралось в Ленинградском областном комитете партии и управлении Торфяной промышленности. Виновные были строго наказаны.
Несмотря на все предпринятые меры по увеличению кадрового состава рабочих и служащих предприятия, рабочих рук все равно не хватало. Нормативы добычи торфа присылались «сверху» и в ряде случаев были сильно завышены. Поэтому в летние периоды 1948-1949 годов руководство в очередной раз привлекло к работе на самых трудных участках торфоразработок сезонных рабочих, завербованных в Воронежской области. Как правило, это были молодые девушки в возрасте от 18 до 22 лет. После окончания трудового сезона часть из них оставалась работать в Кобринском. Почти все «торфушки» удачно выходили замуж. Неслучайно именно эти годы стали самыми рекордными в истории поселка по числу заключений браков и рождению детей. В 1949 году в поселке были открыты первые детские ясли, а еще через год в местной амбулатории появилась комната «Матери и ребенка».
Этот период характеризуется довольно слабым проведением на предприятии идеологической работы. Секретарь партийной организации Г. Таранишин в одном из документов в марте 1948 года сообщал: «Многие коммунисты не посещают занятий агитационного кружка, не повышают своего идейного уровня. Нам нужна помощь со стороны отдела пропаганды и агитации райкома ВКП(б), но этой помощи мы не имеем. За все время на нашем строительстве не было сделано ни одного политического доклада…». В декабре 1949 года торфяники торжественно отмечали 70-летие со дня рождения И.В. Сталина. В связи с этим событием на предприятии был установлен бюст вождя. Всего же на территории Гатчинского района тогда установили пять сталинских памятников.
«Коллектив торфопредпри- ятия «Кобринское» с честью не- сет стахановскую вахту мира, – рассказывала в информаци- онном сообщении в октябре 1951 года газета «Гатчинская правда». – Октябрьский план по отгрузке торфа ленинградским электростанциям выполнен до- срочно. Отгружено свыше 12 ты- сяч тонн топлива, вместо 10 тысяч тонн по плану. Особенно высо- ких производственных показа- телей добились бригады грузчиц А. Соповой и М. Логачевой. Они выполняют дневные задания на 130-140 процентов. Четко ра- ботают погрузочные механиз- мы, обслуживаемые слесарями Н. Садовниковым, Н. Печниковым и мотористами С. Себелевой и М. Белоглядовой. Бесперебойно по- дает торф машинист паровоза П. Ершов и другие. Вчера коллек- тивом торфопредприятия от- правлен очередной, 19-й в этом месяце, эшелон торфа».
В директорских приказах того времени часто мелькают имена передовых торфяников, награжденных почетными грамотами и денежными премиями. Среди них: трактористка А.И. Прутская, работницы созданного в 1950 году лесного отдела А.Ф. Кайдина, М.В. Овчаренко, Е.Е. Якубина, машинист З.Я. Зачесов, грузчицы торфа М.Я. Янева и П.Х. Литвинова, стрелочница М.И. Гудзенко и другие. Имена многих торфяников были занесены в Книгу Почета предприятия. Среди упомянутых передовиков ныне покойная Мария Ивановна Гудзенко, блокадница, участник Великой Отечественной войны, награжденная медалью «За оборону Ленинграда». На торфопредприятие она приехала в 1947 году и в разное время трудилась здесь стрелочницей на «узкоколейке», поваром в детском саду, дезинфектором, кассиром в клубе. Она принимала непосредственное участие в благоустройстве поселка, работая на субботниках и воскресниках.
В 1955 году первому производственному участку (начальник Михаил Дмитриевич Белкин) было торжественно вручено переходящее Красное Знамя Центрального совета профсоюзов торфяной промышленности. Тогда же во второй раз в Книгу Почета предприятия были занесены: водитель УМПФ-4 Семен Романович Малофеев, бригадир слесарей Николай Иванович Каширин, тракторист Григорий Ефимович Якубин, водитель УМПФ-4 Иосиф Иванович Ковальчук, слесарь Дмитрий Николаевич Пуркис, водитель УМПФ-4 Иван Иванович Прутский, машинист экскаватора Алексей Федорович Клюшин, тракторист Сергей Владимирович Постников, учетчицы торфа Тамара Михайловна Колтунова и Раиса Семеновна Белецкая, грузчица торфа на МОГЭСе Анастасия Тихоновна Бурова.
В 1957 году бригада путевых рабочих Алексея Федоровича Колобкова была премирована денежной премией в размере 400 рублей (из них 85 – бригадиру). На первомайском празднике была отмечена хорошая работа главного механика Александра Николаевича Бундаса, слесаря Михаила Ивановича Каширина, трактористов Николая Александровича Садовникова и Евгения Сергеевича Филиппова, начальника отдела труда и зарплаты Марии Ивановны Трусовой и других.
В1950 году директором «Кобринского» был назначен начальник транспортного отдела Иван Алексеевич Механиков, выпускник Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина (1938 г.) по специальности инженер-строитель, работавший с первых дней создания предприятия. Он был участником Великой Отечественной войны, кавалером ордена Красной звезды. В годы его правления предприятие стало лидером торфодобывающей отрасли Северо-Западной зоны России и вошло в десятку лучших предприятий Советского Союза. Именно с его именем связаны лучшие годы развития поселка. В 1950 году И.А. Механиков становится депутатом Гатчинского районного Совета народных депутатов, а с 1955 года – членом Гатчинского районного комитета партии. Трудовой подвиг директора отмечен орденом Ленина. Он был награжден Серебряной медалью Выставки достижения народного хозяйства (ВДНХ) в Москве. Вместе с семьей: супругой Валентиной Никандровной – учителем местной школы и детьми Валентиной, Владимиром и Татьяной, И.А. Механиков проживал в Кобринском по адресу: улица Зеленая, дом №3.
Андрей БУРЛАКОВ
Продолжение следует
Гатчинская правда, № 142 (20436) от 12 декабря
Читайте также
Механизмы поддержки импортозамещающих производств
«Газпром газомоторное топливо» приходит в Гатчинский район