Новости Гатчины
22.11Заглубленные подвальные помещения будут изымать для оборудования укрытий
21.11До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
19.11В зоне СВО погиб житель Гатчины
19.11Безработным увеличили выплату на развитие бизнеса
18.11Внеси свой голос в развитие Гатчины - до 8 декабря!
18.11Статуэткой «Золотого Трезини» удостоена подсветка мемориала под Гатчиной
18.11Останки 730 погибших похоронят под Вырой
17.11В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
15.11Отключение отопления на ул. Карла Маркса (адреса)
15.11На повестке дня - экологическая безопасность
14.11Под Гатчиной произошел сход вагонов
14.11Экофестиваль KOSHKI-ФЕСТ вновь в Гатчине!
14.11Гатчинская филармония приглашает на органный фестиваль «Поющие Трубы»
13.11На трассе в Гатчинском районе «Лада» сбила школьницу
12.11Прокуратура приостановила работу незаконного зоопарка под Гатчиной
Афиша-анонсы Гатчины
30 ноября концерт бард-рок группы "АТА"
30 ноября фестиваль боевых искусств К-1
23 ноября Концерт памяти Ирины Вячеславовны Рогановой
17 ноября Юбилейный концерт коллективов «Коляды» и «Перезвон»
16 ноября Спектакль "Старомодная комедия"
15 ноября встреча "Группы поддержки для читающих людей"
Самое читаемое
•В зоне СВО погиб житель Гатчины
•До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
•Движение транспорта на маршруте полумарафона будет закрыто! (10 ноября)
•Поисковики перезахоронили останки узников немецко-фашистского лагеря
•В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
•Задержана женщина, которая попыталась поджечь автомобиль
•Пропавшую 3 месяца назад овчарку нашли в Пудости
•Площадка "Юность" вновь ждет гостей!
•Полумарафон меняет маршруты движения автобусов
•Гатчинцев приглашают на торжественное открытие сквера "Юность"!
Экспедиция особого назначения
15 августа 2014 г.
Это – вторая статья из цикла рассказов об участии России в Первой мировой войне.
…В начале войны Сербия обратилась к России за военной помощью. Положение Сербии, не имевшей общих границ со своими союзниками, с самого начала войны с Австро-Венгрией оказалось очень тяжелым. Обстановка требовала послать туда оружие, боеприпасы, военное имущество и продовольствие, без которых Сербия не могла сколько-нибудь продолжительно вести неравную борьбу. Но при транспортировке возникли трудности. После перекрытия Турцией Черноморских проливов провоз оружия из России по морю мог идти только кружным путем – из Балтийского моря вокруг Европы, но для этого Россия не располагала достаточным коммерческим транспортом. Железнодорожное сообщение с Черногорией и Сербией тоже было затруднено. Россия не имела с ними общей границы, а провоз грузов через нейтральные Румынию и Болгарию встречал препятствия с их стороны. Однако румынское правительство дало понять, что не будет возражать против перевозок по Дунаю. Поэтому для поставки грузов в Сербию, а через нее и в Черногорию, оставался единственный путь – по реке Дунай. Исходя из этого, задачу можно было решить силами русского Черноморского флота. К тому времени выяснилось исключительное стратегическое значение, которое Дунай имел для Российской империи – как одна из важнейших коммуникационных линий, связывавших Россию с Европой.
В ночь на 16 (29) июля 1914 года мониторы австро-венгерской Дунайской флотилии и крепостные орудия Землина (с 1918-го – сербский Земун) начали бомбардировку Белграда. Австро-Венгрия обла дала неоспоримым военным господством на главной реке Европы. Австро-венгерский монитор имел по два 120-мм орудия в башнях, а также орудия меньших калибров и пулеметы, представляя собой подвижную брониро ванную батарею, практически, неуязвимую для ружейно-пулеметного огня и полевой артиллерии противника. Вооруженные си лы Сербии были фактически беззащитны против мониторов Дунайской флотилии, так как не имели даже бронебойных сна рядов, не говоря уже о минах и торпедах.
После объявления Австро-Венгрией войны 15 (28) июля 1914 года, Россия – в знак поддержки Сербии – объявила мобилизацию, вследствие чего балканский конфликт, в полном соответствии с замыслами и желаниями германского и австро-венгерского генеральных штабов, перерос в европейскую и мировую «Великую войну». В первый день войны правительство Николы Пашича запросило кредит у России и Франции. Россия дала согласие. Десятью днями позднее, 27 июля (9 августа), сербское правительство обратилось к России с новой просьбой о кредите и о поставке военного снаряжения и продовольствия. И эта просьба получила положительный ответ. И сразу за этим, 28 июля (10 августа), Сербское правительство обратилось с просьбой о содействии Морского министерства в обеспечении переправы сербских войск через Дунай. Сербия просила при изготовлении мостов использовать преимущественно русские материалы и силы русских военно-инженерных частей. Наконец, Сербия просила выделить команды специалистов-минеров и минно-торпедное оружие для борьбы с речными силами противника.
Морской Генеральный штаб занялся разработкой этой операции. В первую очередь, было принято решение выслать по Дунаю в Сербию некоторое количество мин заграждения, а также пароходов и барж, так как никаких плавучих средств для переправы через Дунай у Сербского правительства не имелось. Командующий Черноморским флотом выделил для предстоящей операции минные аппараты, мины, личный состав и пароход, необходимый для перевозки имущества и личного состава до Сербского Дуная. Морским Генеральным штабом 3-го августа был командирован в распоряжение Командующего флотом Черного моря для выполнения поставленной задачи старший лейтенант Волковицкий. Одновременно Командующим Черноморским флотом был командирован минный офицер лейтенант Григоренко.
После отправки первого, по сути, разведочного отряда в Сербию, Морским министерством 3(16) августа 1914 г. было принято решение о формировании Экспедиции особого назначения (ЭОН) во главе с капитаном I-го ранга М.М. Веселкиным, которой было придано Русско- Дунайское пароходство. Суда РДП исполь зовались также как санитарные транспорты. При этом военные грузы приходилось провозить секретно. Румынское правительство, опасавшееся санкций со стороны Германии, дало разрешение на транспортировку оружия только под видом санитарно-медицинских материалов. Отправка судов ЭОН производилась из порта Рени (Россия), находящегося на правом берегу Дуная, до порта Прахово в Сербии.
Организация похода видна из разработанных боевых расписаний для каждого парохода с соответствующей инструкцией для боя. В наиболее опасных местах при следовании каравана предполагается на ночь становиться на якорь без огней. Каждый появляющийся на горизонте австрийский пароход решено сопровождать вдоль каравана пароходом «Румыния», пока австрийский пароход не пройдет линию каравана. В порты караван заходить не должен. В определенные румынские порты могли заходить только пароходы-разведчики для приема телеграмм от агентов Русско- Дунайского пароходства.
Согласно боевому расписанию, построение каравана выглядело следующим образом: впереди боевого от ряда шел разведыва тельный отряд, состоявший из вооруженных пароходов «Патриот», «Прут», «Шевченко» и моторного катера «Гидроплан». За ним следовал боевой отряд в составе пароходов «Граф Игнатьев» и «Румыния». В третий отряд входили пароходы «Святой Сергий», «Вилково», «Бел град», «Сербия», которые буксировали баржи с имуществом, вооружением и продовольствием. 25 сентября 1914 года в Одессу прибыл начальник ЭОН – флигель-адъютант капитан I ранга М.М. Веселкин со своим штабом. 1 (14) октября все суда каравана, к которому присоединились еще несколько барж, груженных лошадьми, и пароход «Болгария», на котором разместился Начальник экспедиции и его штаб, а также моторный катер, направляемый для минного отряда, вышли из Рени в Прахово.
В состав каравана входили семь колесных пароходов и 16 барж. Караван вез более 32-х тысяч ящиков с патронами, 322 ящика со снарядами, 214 бухт колючей проволоки, 12,5 тыс. пудов угля, 1,7 тыс. пудов сена, 99 бочек кислоты, 467 бочек минерального масла, 426 бочек бензина и 67 – спирта. Кроме того, на баржах находились 753 лошади, большое количество материала, необходимого для устройства понтонов. В Сербию было доставлено два шестидюймовых орудия и 1000 снарядов боекомплекта для орудий, а также 13000 снарядов для полевой артиллерии. 8(21) октября экспедиция благополучно достигла пункта назначения и через шесть дней вернулась домой. Прибытие этого каравана существенно сказалось на обороноспособности Сербии. Всего ЭОН осуществила 45 рейсов в Сербию, доставив большое количество оружия, боеприпасов и продовольствия. Все это помогло сербам выдержать в 1914 году наступление превосходящих сил противника, а на некоторых участках даже заставить австрийские войска отступить.
В состав экспедиции входили: отряд боевых и транспортных судов под непосредственным командованием капитана I-го ранга М.М. Веселкина, отряд заграждений (минная команда) под командованием лейтенанта Григоренко, инженерный отряд под командой полковника П.И. Доброва, отряд защиты Железных ворот под командованием ст. лейтенанта Семенова и различные береговые подразделения. Для защиты ЭОН от австро-венгерских мониторов и самолетов в Сербию прибыло 11 русских морских батарей, которые вошли в состав правого фланга сербской армии под командованием командира Краинского отряда полковника Драгутина Димитриевича. Эти батареи были рассредоточены по всему течению Дуная от Шабаца до Кладова. Наиболее выделялись 10-я и 11-я батареи, размещенные в центральной крепости Белграда – Калемегдане. Они заблокировали устье Дуная и Савы. Однако в сентябре 1915- го эти батареи были подавлены сильнейшим артиллерийским обстрелом из австрийских крупнокалиберных орудий, в результате чего погиб весь состав обеих батарей – 163 русских солдата и офицера.
Первостепенной задачей подразделений русских минеров и артиллеристов была борьба против мониторов и артиллерии неприятеля, расположенной на другом берегу реки, близ Земуна. Основной целью минеров стало обеспечение безопасности ключевых пунктов всей австро-сербской границы по Саве и Дунаю. Поэтому с 25 августа по 6 октября (с 7 сентября по 19 октября) русские моряки занимались, в основном, постановками минных заграждений на участке реки Савы от Белграда до Шабаца. Самая крупная и зрелищная акция того периода была осуществлена близ села Раденкович, на берегу Савы, напротив устья речки Босут, впадающей в Саву с австрийской стороны. В том месте русские минеры в середине сентября сумели торпедой Уайтхеда подорвать искусственный бассейн в устье Босута, который служил местом укрытия двух австрийских мониторов. После подрыва берега возле стенки шлюза мониторы из-за низкого уровня воды оказались на мели и вышли из строя на целый месяц.
В начале октября 1914 года одна группа русских моряков была направлена в Белград, чтобы постановками мин воспрепятствовать движению австрийских мониторов, которые со стороны Земуна все чаще тревожили Белград. К этому времени уже пришло известие о самом большом успехе русских минеров. Австрийский монитор «Темеш», который под флагом командующего Дунайской флотилией шел для уничтожения сербских переправ, в ночь с 9(22) на 10 (23) октября налетел на мину, поставленную близ острова Оршадска на Саве, подорвался и затонул. В рапорте начальника Экспедиции М.М. Веселкина на имя начальника Морского Генерального штаба было написано: «Действия старшего лейтенанта Волковицкого и лейтенанта Григоренко с подведомственными им нижними чинами флота по постановке мин заграждения на Дунае заслуживают быть отмеченными, как проявление высокого воинского духа и личной храбрости. Представляемый при этом Вашему Превосходительству, адресованный на мое имя рапорт Штаба Сербской Верховной Команды … в простых и ясных выражениях на сербском языке дает оценку бесстрашной и доблестной деятельности в Сербии старшего лейтенанта Волковицкого и лейтенанта Григоренко с нижними чинами нашего флота. Почему приемлю на себя лестную обязанность во исполнение моего служебного долга усердно ходатайствовать перед Вашим Превосходительством о награждении названных двух офицеров орденами Святого Великомученика Победоносца Георгия 4-й степени, а также ходатайствую о награждении знаками отличия 4-й степени наиболее отличившихся чинов по представлению старшего лейтенанта Волковицкого».
Важной задачей ЭОН являлись также перевозки из сербских портов в русские военных грузов, доставлявшихся из Англии и Франции через Грецию и Сербию. Военный министр В.А. Сухомлинов в письме Морскому министру И.К. Григоровичу от 26 января 1915 года писал: «Ввиду замерзания Архангельского порта, Военное министерство наметило для следования наших военных грузов из Франции и Англии новый путь морем до Салоник. От Салоник этот путь пройдет через Грецию и Сербию до Прахова на Дунае, откуда по этой реке – до нашей границы у Рени. Для провоза наших грузов по Дунаю представляется желательно воспользоваться речной флотилией, которая под начальством флигель-адъютанта капитана I ранга Веселкина с таким же выдающимся успехом служила делу провоза в Сербию военных материалов».
Перевозки вооружения и военно-технического имущества для России начались в середине марта 1915 года. Перечень грузов был очень большой: патроны, детонаторы, артиллерийские снаряды, порох, прожекторные станции, бинокли, оптическое стекло, алюминий, запчасти к автомобилям и самолетам, аэропланы, грузовые автомобили, телеграфные станции и многое другое.
Создание речных переправ позволило сербскому командованию своевременно маневрировать своими силами в ходе боевых действий. 8 декабря 1914 года инженерный отряд полковника П.И. Доброва установил на стратегической Цареградской дороге плавучий мост через реку Мораву длиной 174 метра. В середине мая мост заменили на стационарный из заготовленных за это время конструкций, а разобранный мост перевезли в устье реки Колубары для устройства второй переправы. В августе 1915 года отряд приступил к постройке двух железнодорожных железобетонных мостов через реку Тимок на стратегической железной дороге Ниш – Княжевац вблизи болгарской границы. Также в августе приступили к работам по сборке части железнодорожного моста через Мораву на стратегической железной дороге Пожаревац – Осипаоница. К сентябрю отряд заготовил материалы и части для постройки моста протяженностью 999 м на реке Саве.
В итоге Сербии и союзникам при самом непосредственном участии Экспедиции особого назначения удалось полностью прервать сообщение Центральных держав с Турцией и Болгарией по Дунаю. Вплоть до осени 1915 года это имело крупное стратегическое значение для развития военно-политической обстановки на Балканском полуострове и являлось важным преимуществом лагеря Антанты. Отряды ЭОН действовали на значительном протяжении Дуная. Позднее австрийская агентурная разведка установила, что русские морские отряды контролировали все сербское побережье. Кроме того, фарватер прикрывали минные поля и торпедные батареи. Проход 330-километрового участка между Белградом и болгарской границей стал совершенно невозможен из-за сосредоточенного артиллерийского огня и поставленных мин.
Несмотря на все трудности военного времени, Экспедиции особого назначения удалось выполнить поставленную перед ней задачу. С 1 октября 1914 года до начала общего наступления австро-венгерских, германских и болгарских войск в октябре 1915 года ЭОН выполнила 45 рейсов в Сербию. Последний рейс был 18 сентября из Прахово. 46-й рейс был нагружен, но в связи с прекращением сообщения с Сербией остался не отправленным. Всего было отправлено грузов в Сербию – 5273792 пуда, в Черногорию – 1093565 пуда. Из Салоник в Россию через Прахово было отправлено 19 караванов с грузами. Первый рейс с грузами из Салоник был осуществлен из Прахово 4 июня 1915 года, последний – 18 сентября. Было перевезено 318.282 пуда грузов.
С.В. ТЮРИКОВ
(Продолжение следует)
Гатчинская правда, № 87 (20531) от 7 августа