Новости Гатчины
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•На пешеходном переходе сбили ребенка
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
Клуб у заводских ворот
25 августа 2014 г.
(Продолжение. Начало в № 89)
II.
Идея рабочего клуба 20-х гг. ХХ века. Макет А.М.Родченко на выставке в Париже 1925 г. Рабочие клубы конца 30-х гг., их организация и задачи. Возможности заводского клуба «Гатчинсельмаша» в середине 60-х гг.
Пожалуй, теперь есть смысл рассказать, что представлял собой в это время заводской клуб.
Такие клубы появились в первое послереволюционное десятилетие, в середине 20-х гг. ХХ века. В разработке концепции и оформлении первых рабочих клубов участвовали крупные деятели культуры того времени. Известен, например, проект рабочего клуба известного художника, скульптора, фотографа, дизайнера Александра Родченко (1891-1956), представленный в виде макета на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 г.
Рабочий клуб был задуман А. Родченко как новый тип общественного интерьера, который являлся не просто предметно-бытовой обстановкой, но выполнял жизнестроительную функцию, оказывая формирующее влияние на отдых и занятия на досуге рабочего человека своего времени. Макет «Рабочий клуб» проектировался А. Родченко, исходя из концепции многофункционального пространства, в котором простота форм отражала новые эстетические идеалы. В оборудование, кроме мебели и осветительных приборов, входили складная трибуна, стенка-экран для экспонирования иллюстративного материала и горизонтальный подиум для экспонатов или выступлений ораторов, чтецов, шахматные столики на двоих и многое другое. Сцена должна была служить своего рода универсальной декорацией для лекций, театрализованных вечеров и бесед.
Идея А. Родченко оказалась очень плодотворной. Такие клубы стали создаваться на предприятиях в обязательном порядке перед Великой Отечественной войной на основе «Положения», утвержденного Президиумом ВЦСПС 13 июня 1939 г. Как сказано в документе, основное назначение таких клубов – удовлетворение «культурно-просветительных нужд» рабочих и служащих предприятий, членов их семей, учащихся, военнослужащих.
Помещения клуба принадлежали заводу, но передавались профсоюзному клубу в бесплатное пользование. Клуб имел три источника финансирования: ассигнования профсоюза, поступления от платных мероприятий, отчисления от предприятий на содержание и ремонт.
Клуб был призван вести политико-просветительную работу. Он и вел ее, особенно в период избирательных кампаний. Но главной функцией клуба была организация досуга, культурное наполнение свободного времени, адресованное, прежде всего, молодежи. Клуб развивал любительское творчество, обеспечивал отдых и разнообразные развлечения, вел внешкольную работу с детьми. Совместно с библиотекой проводились лекции, выставки, литературно-художественные вечера. Организовывались экскурсии, киносеансы, концерты, вечера отдыха. Особенное внимание уделялось событиям общегосударственного праздничного календаря.
Примерно по этой схеме был организован и действовал наш клуб при заводе. Зрительный зал на 250 мест, сцена с раздвижным занавесом, киноэкраном и небольшой каморкой для звуковой аппаратуры. Была и комната за сценой – здесь гримировались и переодевались. Световое оборудование – самое простое, но все необходимое имелось. Была и трибуна для выступлений, а также фойе, два кабинета и неплохая библиотека, которой заведовала Р.М. Абрамова. Фойе использовалось для отдыха, проведения шахматно-шашечных турниров. Заметим, кстати, что мы могли использовать возможности завода при изготовлении необходимых деталей оформления и реквизита. При заводе постоянно работал художник, и мы пользовались его услугами при оформлении творческих работ. Так что наша постановочная «бедность» вовсе не ограничивала художественную фантазию.
Всей работой клуба руководило выборное правление. Председателем правления в нашем клубе был Илья Самуилович Гофман. С первых дней он был нашим лучшим другом и советчиком. Правление клуба должно было утверждать наш репертуар и проводить предварительный просмотр программ. Но правление доверяло нам и не вмешивалось в нашу работу.
В клубе уже работал вокальный ансамбль под руководством баяниста А.Н. Татаринцева. В ансамбле пели, в основном, рабочие завода среднего поколения. Александр Николаевич преподавал в Гатчинской музыкальной школе и по совместительству работал в клубе. Мы тогда еще не знали, какое значение для наших постановок будет иметь замечательное звучание его баяна.
Таково было окружение, в которое должен был «вписаться» воссоздаваемый в клубе театральный коллектив.
В.Г. ВЕЛЕДИНСКИЙ
Продолжение следует
Гатчинская правда, № 90 (20534) от 14 августа