Новости Гатчины
05.12Сбежавшую из дома девочку нашли росгвардейцы
04.12Завершен ремонт двора на ул. Коли Подрядчикова
04.12Банкрот выплатил работникам зарплату после вмешательства прокурора
04.12Обращения по уборке на дорогах принимает круглосуточная служба Ленавтодора
03.12Отключение холодной воды в Гатчине: 4 декабря
03.12В Гатчинском районе задержаны хакеры, оформлявшие займы через «Госуслуги»
02.12Ремонт теплотрассы оставит без отопления и горячей воды 37 домов на Аэродроме
02.12Изменение расписания движения маршрута № 527
28.11Внедорожник выехал под колеса электрички. Водитель скончался
27.11Гатчинский университет станет площадкой для кампуса школы цифровых технологий от Сбера
27.11Отключение отопления, холодной и горячей воды (адреса)
27.11Пенсионерку загрызла ее собственная собака
26.11Под Гатчиной производили наркотики в промышленных масштабах
26.11Под Гатчиной будет открыт музей геноцида мирных граждан СССР
Афиша-анонсы Гатчины
8 декабря Гала-концерт IV Открытого вокального конкурса "Голос Гатчины"
30 ноября Спектакль "Старомодная комедия"
30 ноября концерт бард-рок группы "АТА"
30 ноября фестиваль боевых искусств К-1
23 ноября Концерт памяти Ирины Вячеславовны Рогановой
17 ноября Юбилейный концерт коллективов «Коляды» и «Перезвон»
Самое читаемое
•Сбежавшую из дома девочку нашли росгвардейцы
•Отключение холодной воды в Гатчине: 4 декабря
•Ордена Мужества вручены семьям павших Героев
•Ремонт теплотрассы оставит без отопления и горячей воды 37 домов на Аэродроме
•Движение транспорта на маршруте полумарафона будет закрыто! (10 ноября)
•Завершен ремонт двора на ул. Коли Подрядчикова
•Банкрот выплатил работникам зарплату после вмешательства прокурора
•В зоне СВО погиб житель Гатчины
•Отключение отопления, холодной и горячей воды (адреса)
•Под Гатчиной производили наркотики в промышленных масштабах
Пьеса за пьесой, макет за макетом...
23 марта 2014 г.
В Центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина открыта выставка работ известного петербургского сценографа Леонида Пережигина. Художник-постановщик театральных и телевизионных спектаклей, популярных телепрограмм, создатель макетов, декораций и плакатов рассказывает нам о своей работе.
- Леонид Вениаминович, с чего начинается работа сценографа в театре?
- С Александром Белинским – главным режиссером театра Музыкальной комедии судьба свела меня в 1999 году. На Малой сцене театра готовили постановку комедии «Мы из Одессы, здравствуйте!» на музыку Дунаевского. «Ваши пожелания?», – спросил я у Александра Аркадьевича. «Прочитайте пьесу, – ответил он, – мне нужно, чтобы было белое, синее и зеленое. Белое – Одесса, синее – море, зеленое – акация». И это все, что он мне сказал. Вручили мне план малой сцены, и я стал придумывать одесский дворик. Сцена очень маленькая, невысокая, неглубокая, но там был балкон. Попытался увеличить это пространство. Добился самого главного – сцена не казалась маленькой. Ведь музыка Дунаевского по ощущению широкая, вольная и свободная. Макет в 1/20 сцены делал целый месяц. Сложился зримый образ спектакля с небом, чайками и двориком. Александру Аркадьевичу понравилось. «Приходите ко мне в кабинет, – сказал он, – возьмите следующую пьесу».
- И какая же это была пьеса?
- Следующая пьеса была «Похищение Елены» на музыкуфранцузских шансонье 30-40 годов XX века. Вновь я услышал: «Прочитайте пьесу». Про пространство Александр Аркадьевич никогда не говорил, а в макете я опять решал проблемы пространства. На мой вопрос: «Ваше пожелание?», он ответил: «Чтобы было воспоминание об импрессионистах», имея ввиду цветовую гамму. У импрессионистов – это сочетание зеленого с сиреневым. Получился замок с боковыми мансардами, которые можно было удачно обыгрывать.
- Чем отличается работа сценографа в театре от работы на телевидении, где вы тоже трудились много лет?
- Если в театре художник делает декорацию на глаз зрителей, которые сидят в зале, – а это фронтальное и боковое восприятие, то на телевидении смотрят «глазами» камер оператора. Смотрят то, что показывает оператор и режиссер. Это разныеточки зрения — диагональные и перекрестные. На телевидении декорации ставятся для камер, что осложняет работу сценографа. На постановочном факультете ЛГИТМиКа нас этому не учили. На телевидении я попал в другое пространство. В нем важны крупный план, детали. Декорации должны быть более изящными, высокого качества исполнения. Их можно освещать более разнообразно. В те годы я приобретал опыт у телевизионных художников, мог экспериментировать.
- В чем еще отличие театральных и телевизионных декораций?
- В театре делают декорации надолго и прочно, так как предполагается большой период их эксплуатации. Некоторые спектакли с моими декорациями идут в Петербурге до сих пор. На телевидении, если спектакль отсняли, декорации больше не нужны. Они часто исполнены влегком материале – капроне, вуали. Сейчас телевизионные декорации делают часто из пластика, все блестящее. В передаче «Музыкальный ринг», которая с успехом шла на 5-м канале, у нас был светящийся пол из оргстекла, разные витражные фоны – окна города, цветы в русском стиле, звезды. Световое оформление из неонового освещения.
- На выставке в библиотеке широко представлены ваши плакаты. У кого вы учились этому искусству?
- Этому я учился в ЛГИТМиКе у Игоря Алексеевича Иванова, который был одновременно главным художником театра Комедии. Свой первый плакат сделал в 1977 году в Смоленске для спектакля «Орфей спускается в ад». Самыми удачными работами в этом жанре считаю плакаты к спектаклям «Дон Жуан» и «Павана Мавра», заказанными мне народным артистом СССР Никитой Долгушиным, когда я оформлял балетную программу на телевидении. Именно он был автором этого проекта, собравшим «звезд» Мариинского театра.
На мой традиционный вопрос: «Ваше пожелание?» в спектакле «Павана Мавра» Никита Долгушин сказал: «Мне нужно, чтобы из глаза Отелло проступала слеза». В этой слезе мы нарисовали отражение Дездемоны с платком. Великий артист и балетмейстер принял эскиз сразу.
В плакате к спектаклю «Дон Жуан» в постановке балетмейстера Георгия Алексидзе я «отталкивался» от красного костюма с рукавами-буфф главного героя. Сначала у меня на плакате герой летел вниз, в ад, держа в руке шпагу с фатой невесты. Никита Долгушин, который заказывал работу, перевернул эскиз плаката вверх ногами. У меня было, что Дон Жуан летит в ад, а стало, что летит в пространстве. Так и оставили.
- На телевидении вы делали много авторских работ, связанных с театром. Расскажите о программе «Фокинская хореография», которая повторялась по Центральному телевидению.
- В цикле «Балетный концерт» я создавал макет павильона и эскизы костюмов для исполнителей «Видения розы». Судьба подарила мне возможность работать с артистами Кировского театра Сергеем Вихаревым и Еленой Евтеевой. Изучал эскизы костюмов Бенуа и разработал свои варианты, которые представлены на выставке.
Так складывались обстоятельства, что у меня театр «переплетался» с телевидением. На телевидении я еще любил работать над сказками для детей. Сам придумывал для них декорации и сам их расписывал. Запомнился телеспектакль по письмам Игоря Северянина «Ананасы в шампанском», над которым мы работали с Сергеем Реммехом, и где роль Ивана играл Даниил Рассомахин. Цветовым решением постановки была сиреневая гамма.
- Выставка в библиотеке — это, в своем роде, гимн культуре ушедшей эпохи, одним из создателей которой вы были. Отрадно, что жители Гатчины и района имеют возможность вблизи рассмотреть то, что обычно издалека видят на сцене или экране телевизора. А как вы сами теперь относитесь к экспонатам выставки?
- В последнее время меня тревожит «идея фикс», что надо восстановить тот или иной макет. Ведь в нем отражена история нашей культурной жизни. Чем я и занимаюсь в свободное от работы время.
- Спасибо за беседу и выставку. Творческих вам успехов.
Зинаида СКОРНЯКОВА
Гатчинская правда, № 29 (20473) от 18 марта