Новости Гатчины
05.03Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
10.01Опасных веществ в воздухе не обнаружено
06.01В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
06.01Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
26.12Фонд "Счастливое будущее" вместе с партнерами дарят новогодние праздники детям!
26.12График работы городских и пригородных автобусов в период новогодних праздников
26.12Фестиваль «Новогодняя кутерьма» - с 1 по 8 января в Гатчине
25.12На Соборной готовится к открытию бесплатный каток!
24.12Дрозденко: "Мы хотим, чтобы Гатчина стала яркой звездой на небосводе Ленобласти"
23.12Отключение электроэнергии в Гатчине: 24 декабря
23.12Стало известно, где в Гатчине можно запускать салюты и фейерверки
23.12Полная афиша новогодних и рождественских мероприятий Гатчинского округа
13.12В Гатчинском парке найден ранее неизвестный подземный ход
12.12Стрельба на день рождения обернулась "букетом" статей УК РФ
11.12Жительница Гатчины попросила губернатора устроить внука в секцию плавания

Афиша-анонсы Гатчины
с 1 по 8 января Фестиваль «Новогодняя кутерьма»
с 24 декабря по 8 января Новогодние игровые программы для детей в Гатчине
7 января военно-историческая реконструкция «Рождественский манифест»
c 25 по 28 декабря Новогодние благотворительные киносеансы
21 декабря концерт «Новый год к нам идет»!
14 декабря «Парад Дедов Морозов» в Гатчине!
14 декабря новогодний праздник «Приоратская сказка»
13 декабря рождественские образовательные чтения Гатчинской Епархии

Самое читаемое
•Масленица всех зовёт - 2 марта!
•О пожаре на территории завода по производству ацетона
•Оформление парковых абонементов для жителей Гатчины - с 1 апреля
•Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
•Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
•Опасных веществ в воздухе не обнаружено
•В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
Наивящая охота к токарному художеству
26 ноября 2013 г.
Августейшая благодетельница Гатчины императрица Мария Федоровна была талантливым человеком, и чем бы ни увлекалась, во все вкладывала душу.
Существует популярное немецкое выражение, что удел женщины – это исполнение трех обязанностей на букву «К»: Kinder, Kuche und Kirche (дети, кухня и церковь). Немецкая принцесса, а затем русская императрица Мария Федоровна – супруга Павла I идеально выполнила эти требования. Как пишет историк Е.С. Шумигорский: «Из всех русских женщин того времени она была одною из самых трудолюбивых, и порядок дневных ея занятий всегда был тщательно распределен».
Прежде всего, Мария Федоровна была прекрасной матерью, а затем бабушкой, воспитывая детей в «добрых нравах». Она родила 10 детей, значительно увеличив численность европейских династий. Два сына Марии Федоровны стали российскими императорами, а две дочери – европейскими королевами.
Несмотря на высокое положение, она вела хозяйство, соблюдая «бережливость в расходах» как в Гатчинской усадьбе, так и в любимом Павловске, следила за строительством и перестройкой дворцов, парков, содержанием оранжерей, ферм. Имея познания в ботанике, Мария Федоровны обсуждала с садовниками все посадки и уход за насаждениями, любила цветущие растения, особенно розы, которые ей привозили из разных стран Европы.
Императрица внесла значительный вклад в совершенствование системы образования в России, а также свою жизнь посвятила богоугодным делам, отдавая много сил и собственных средств. Своей важнейшей обязанностью императрица считала заботу о неимущих и страждущих, о сирых и убогих. Никто до Марии Федоровны и позднее не мог сравниться с ней в масштабах благотворительности. В России под ее руководством было создано целое ведомство благотворительных учреждений, которым Мария Федоровна заведовала 32 года, и которое после ее кончины было названо ее именем – Марии. В Гатчине ею был основан Сиротский институт, построен госпиталь, богадельня, церковь.
К этому надо добавить, что обладая художественными способностями, Мария Федоровна находила время и на творчество. Под руководством известных наставников она занималась рисунком, акварельным письмом по стеклу, лепкой из воска и стала неплохой художницей, что было отмечено Берлинской академией искусств, которая в 1818 году избрала ее своим членом.
Однако одним из самых ее любимых занятий была резьба на цветных камнях, по кости и янтарю. Резьбе по твердым сибирским камням, медальерному искусству великую княгиню обучал придворный гравер и медальер К. Леберехт. Ей нравились агаты, яшма, оникс. Овладев секретами и непростой техникой изготовления резных камней, Мария Федоровна стала преподносить геммы (гемма — ювелирный камень, обычно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями) Екатерине II, коллекционированием которых та увлекалась.
Результатом ее упорных трудов было множество подарков, которые Мария Федоровна делала членам семьи на праздники и важные даты. Как отметила А.С. Елкина в книге «Венценосная художница»: «Мария Федоровна занималась искусством не столько ради собственного удовольствия, сколько для того, чтобы доставить светлые минуты другим. Потому ее творчество соединялось с чувством долга и самодисциплины». Например, по мнению специалистов она создала в пластике одно из лучший изображений Павла, которое повторялось в разных материалах и включалось в отделку предметов убранства залов Павловска, Михайловского замка.
Любимыми материалами Марии Федоровны были кость бивней слона, мамонта и янтарь. Мария Федоровна научилась точить изделия из кости и янтаря под руководством известного мастера Фая.
В начале XVIII века резьба по кости вошла в моду в Европе и России. Токарные мастерские существовали при многих европейских дворах. Известно, что в России из царственных особ Петр I любил вырезать предметы из слоновой кости и дерева. По словам Андрея Нартова – «любимого токаря» Петра, первого русского инженера: «Государь имел наивящую охоту к токарному художеству, прехитро вытачивал в махинах из слоновых костей». В коллекции Государственного Эрмитажа сохранилось несколько станков, на которых работал царь. В то же время наступил расцвет и искусства резьбы по янтарю. Мастера изготавливали не только ювелирные изделия, но и вазы, бокалы, песочные часы, шкатулки и другие изделия. Как известно, в это время была создана знаменитая Янтарная комната.
Наибольшее количество работ Марии Федоровны находится в экспозиции Павловского дворца. Например, для любимого супруга Мария Федоровна изготовила детали и украшения для письменных столов, осветительных приборов и таких письменных принадлежностей, как ножи для разрезания бумаг, ручки, футляры, лампы. Сейчас в Библиотеке Павла I посетителей поражает роскошный стол-храм с 12-ю ножками-колоннами и портиком с колоннадой из слоновой кости и другой письменный стол из Михайловского замка с ножками и настольными украшениями из слоновой кости.
Также многие произведения Марии Федоровны украшали Гатчинский дворец до 1917 года, а затем до 1941 года. Например, из подарков Марии Федоровны Павлу Петровичу на Пасху в Гатчинском дворце в Малиновой гостиной находилось изящное настольное украшение в виде маленького памятника из слоновой кости с вазой из янтаря, которое «сделало бы честь любому мастеру прикладного искусства».
Там же в Малиновой гостиной висела люстра из слоновой кости, в изготовлении которой принимала участие Мария Федоровна. Сегодня в этом заново восстановленном зале находится уже другая люстра. А люстра из слоновой кости исчезла из зала еще в 20-е годы ХХ века. Предполагается, что она была продана, как и многие музейные вещи, через Музейный фонд.
Изображение этой люстры осталось только на акварели Л.О. Премацци и дореволюционных фотографиях дворца. Также сохранилось ее описание, сделанное в статье П. Вейнера «Убранство Гатчинского дворца» в журнале «Старые годы» 1914 года, посвященном Гатчине: «Совершенно необычайными являются люстра и два настенных бра этой комнаты, где бронзе отведено лишь служебное назначение – связать и украшать основные части, точенные из слоновой кости. Самая композиция люстры, хотя довольно запутанная, обладает красивыми особенностями, например, лентами, подвязывающими гирлянды к рожкам и от них свисающими, или букетами из мелких роз, прерывающими монотонность цепей; в остальном повторяются знакомые мотивы».
Но «запутанность», на которую указывает искусствовед, объясняется переделкой люстры в середине ХIХ века. Несколько лет тому назад, собирая материалы по перестройке дворца под руководством архитектора Р.И. Кузьмина, мне удалось обнаружить в Российском государственном историческом архиве «Смету представленную Г-ну Аритектору для Гатчинского Дворцового правления от Ф. Шопена бронз. Фабриканта», где сказано, что люстру из слоновой кости из Малиновой гостиной «стиля Людовика XVI о 12 свечей» сделать на 20 свечей, прибавив внизу ряд «о 8 ручках, длинныя как нижняя, но в том же стиле» и заново перезолотить. Там же на фабрике были изготовлены еще 2 стенника из слоновой кости на 5 свечей «в том же роде как люстра». Стенники были спасены во время войны. Надеемся, что исчезнувшая люстра когда-нибудь обнаружится в каком-нибудь музейном или частном собрании и вернется в родной дом, как произошло с одним гатчинским барельефом.
Каждая музейная вещь может много рассказать о себе. А с барельефом случилась просто детективная история. В 1996 году в Гатчинский дворец через начальника полиции г. Штутгарта был передан овальный барельеф под стеклом в раме, выполненный на темной стеклянной пластине из красного воска с профилем чудесной женской головки. Это была работа Марии Федоровны, датированная 28 июня 1794 года, т.е. Днем Святых Петра и Павла. Мария Федоровна работала с таким необычным материалом как воск, например, из него выполняла модели для гемм, которые потом переводила в камень.
Выполненный ею барельеф с женской головкой до 1941 го- да находился в одной из комнат дворца за Греческой галереей. К сожалению, его не удалось эвакуировать, и он был похищен немцами во время оккупации Гатчины. Однако после войны его выкупил в Париже в антикварной лавке бывший директор Гатчинского дворца Валентин Зубов (кстати, потомок Платона Зубова, убийцы Павла), вынужденный эмигрировать из страны после 1917 года. В. Зубов завещал своей дочери возвратить это уникальное произведение в музей только после смены в России политического строя.
Или другой пример: до 1941 года Овальный кабинет личных комнат Павла украшала работа Марии Федоровны, выполненная в 1788 году. Это небольшая колонна из янтаря на пьедестале из слоновой кости. Украшение было спасено во время войны, а сейчас его можно увидеть в Павловском дворце в Общем кабинете.
Немало предметов церковной утвари: потиры, дискосы, тарели и прочее Мария Федоровна дарила в храмы и монастыри. В Гатчине Вдовствующая императрица на открытии, которое состоялось 12 октября 1822 года, передала в дар церкви при вновь построенном госпитале (сейчас здание Администрации Гатчины) золоченую люстру из папье-маше в «стиле ампир», драгоценную церковную утварь, а также одежды для престола и воздухов, «шитые собственными Ея Величества руками». Возможно, люстра тоже была выполнена с ее участием.
Сейчас работы императрицы также хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, Государственном Эрмитаже и Русском музее.
Валентина ФЕДОРОВА
Гатчинская правда, № 127 (20421) от 7 ноября