Новости Гатчины
05.03Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
10.01Опасных веществ в воздухе не обнаружено
06.01В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
06.01Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
26.12Фонд "Счастливое будущее" вместе с партнерами дарят новогодние праздники детям!
26.12График работы городских и пригородных автобусов в период новогодних праздников
26.12Фестиваль «Новогодняя кутерьма» - с 1 по 8 января в Гатчине
25.12На Соборной готовится к открытию бесплатный каток!
24.12Дрозденко: "Мы хотим, чтобы Гатчина стала яркой звездой на небосводе Ленобласти"
23.12Отключение электроэнергии в Гатчине: 24 декабря
23.12Стало известно, где в Гатчине можно запускать салюты и фейерверки
23.12Полная афиша новогодних и рождественских мероприятий Гатчинского округа
13.12В Гатчинском парке найден ранее неизвестный подземный ход
12.12Стрельба на день рождения обернулась "букетом" статей УК РФ
11.12Жительница Гатчины попросила губернатора устроить внука в секцию плавания

Афиша-анонсы Гатчины
с 1 по 8 января Фестиваль «Новогодняя кутерьма»
с 24 декабря по 8 января Новогодние игровые программы для детей в Гатчине
7 января военно-историческая реконструкция «Рождественский манифест»
c 25 по 28 декабря Новогодние благотворительные киносеансы
21 декабря концерт «Новый год к нам идет»!
14 декабря «Парад Дедов Морозов» в Гатчине!
14 декабря новогодний праздник «Приоратская сказка»
13 декабря рождественские образовательные чтения Гатчинской Епархии

Самое читаемое
•Масленица всех зовёт - 2 марта!
•О пожаре на территории завода по производству ацетона
•Оформление парковых абонементов для жителей Гатчины - с 1 апреля
•Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
•Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
•Опасных веществ в воздухе не обнаружено
•В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
Химози: жизнь за переездом
23 октября 2013 г.
Популярный в советское время оборот «смычка города и деревни» обозначал, как известно, сближение пролетариата и крестьянства. В Химози это соединение произошло в буквальном смысле – территориально. Такого рода парадоксы наложили своеобразный отпечаток на жизнь всей деревни.
Относящаяся к Большеколпанскому сельскому поселению, деревня Химози и исторический район города Гатчины Химози, подобно сиамским близнецам, практически неразделимы. Минуя переезд со стороны Гатчины, въезжаешь в район Химози по улице Матвеева. Она незаметно перетекает в Новую, а Новая улица – это и есть разделительная линия Химози: по одну ее сторону дома городские, по другую – уже деревенские.
Прикосновение к истории
Впервые деревня Химози (фин. Himasi) упоминается на «Топографической карте окрестностей Санкт-Петербурга» Ф.Ф. Шуберта 1831 года. По ревизии 1848 года в ней проживало 152 человека – ингерманландские финны по происхождению. В XIX – начале XX века деревня административно относилась к Гатчинской волости 2-го стана Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. По данным «Памятной книжки Санкт-Петербургской губернии» за 1905 год, земля при деревне Химози принадлежала мещанину Федору Аверьяновичу Иванову. По административным данным 1933 года, деревня Химози входила в состав Колпанского финского национального сельсовета Красногвардейского района. Сейчас от финнов в деревне осталось лишь ее название, дома довоенной постройки и несколько ингерманландских семей, сумевших вернуться сюда после репрессий 1930-х годов.
По этой деревеньке, как и по всaей гатчинской земле, безумным катком прокатилась Великая Отечественная. Земля здесь хорошая, и шрамы войны, практически, затянулись. Но война все равно постоянно напоминает о себе – то сгоревшими развалинами немецких бараков, то бывшими воронками от разорвавшихся снарядов на дорогах. Как ни засыпай их щебенкой, они все равно проваливаются, образуя безобразные выбоины... Напоминают о войне и четыре ДОТа, сооруженные здесь по приказу командования Ленинградского фронта в июле-августе 1941 года.
На восточной окраине деревни – покинутая территория гатчинского «Химлесхоза». Говорят, когда-то здесь кипела жизнь, а теперь только бродячие собаки наводят страх на прохожих. Рядом с «Химлесхозом» – старенький деревянный дом с признаками вечного обновления. Здесь живет старейшая жительница деревни Анна Семеновна Павловская, отметившая в этом году свое 90-летие. Родом она из Архангельской области, а в Гатчину попала сразу же после освобождения ее от фашистов – на восстановительные работы. В доме Анны Семеновны некогда размещался красный уголок «Химлесхоза», в котором она проработала долгие годы. По рассказам Анны Семеновны, после войны здесь, в Химози, еще оставался ложный аэродром с фанерными самолетами. Кто их построил – наши или немцы?
Химозский Рубикон
Современная деревня Химози – это близость к городу, тихие, уютные улочки, два магазина, грунтовые дороги, старые домики с новыми пристройками, нарядные коттеджи последних лет и – полное отсутствие инфраструктуры. Сейчас в деревне около 230 домов и 400 жителей (если не считать дачников, которых немного). Близость к Гатчине делает эту землю очень привлекательной для загородного строительства, и новые дома вырастают здесь буквально на глазах. Кстати, в ближайшие годы на территории деревни запланировано построить еще 57 коттеджей.
От Гатчины и деревня, и поселок Химози отделены железнодорожной линией «Мга – Ивангород». Неподалеку – пассажирская платформа «Гатчина–товарная». Когда-то, в связи со строительством железной дороги, в Химози возникла целая улица для тех, кто трудился на ней (ул. Железнодорожная).
Практически все трудоспособное население Химози работает в Гатчине или Санкт-Петербурге. Деревенскую ребятню водят в гатчинские детские сады и школы – до Больших Колпанов добираться гораздо сложнее, чем сюда. В Гатчине – почтовое отделение, которое обслуживает деревню. Не пускают, правда, жителей деревни Химози в городскую поликлинику – приходится ездить в Большие Колпаны, где есть амбулатория.
С Гатчиной Химози связывает городской автобус № 4 – единственная связь сельчан с цивилизацией, причем связь ненадежная в силу известных причин. До всех необходимых благ вроде бы рукой подать, да не тут-то было…
– Разумеется, самая большая наша проблема и головная боль – это переезд, – говорит староста деревни Химози Людмила Викторовна Молоканова. – Он портит жизнь всем. Работы в деревне нет, здесь никогда не было никакого совхоза или колхоза. Сколько раз нам называли сроки решения этой проблемы, но воз и ныне там…
Деревенские будни
Людмила Викторовна Молоканова живет в Химози уже семнадцать лет и местные реалии знает очень хорошо. Приехав сюда с семьей, она практически сразу же включилась в деревенские хлопоты, которые в первую очередь были связаны с проведением газа. Она рассказывает, как долго вместе с другими общественниками ходили по инстанциям, добивались положительного решения. Почти каждый понедельник староста приходила на прием к главе администрации Гатчинского района А. Худилайнену, и вот – о чудо! – деревня Химози с газом уже пять лет.
– Наверное, нам повезло, – немного смущенно продолжает Людмила Викторовна. – Вовремя включились, когда на Гатчинском электротехническом заводе начали котельную на газ переводить…
По словам старосты, подключились к трубе пока не все – уж очень дорогое это удовольствие, но заявки подавать продолжают. В будущем году предполагается подключить к газу и район коттеджных новостроек, что на Озерной улице.
Близость к городу и собственный газ, разумеется, создают определенное преимущество Химози перед многими другими деревнями. А в общем и целом этой деревне присущи те же проблемы, с которыми сталкивается на практике буквально каждый сельский населенный пункт.
Взять, например, проблему вывоза мусора, которую деревня долго решала вполне испытанным способом. Договорились со «Спецавтобазой», которая обслуживает городскую часть Химози, чтобы и к ним заезжали. Потом вдруг все закончилось – неоплата, говорят.
– Не все жители деревни, к сожалению, понимают, зачем нужно заключать договор на вывоз мусора, – сетует Людмила Викторовна. – Говорят – у нас же овраг рядом…
Дело, правда, не только в несознательных сельчанах. «Спецавтобаза» почему-то стала выставлять счета дачникам – за весь год, хотя договоры с ними заключены на полгода.
– Так будет продолжаться, пока не примут закон о налогах на мусор, – считает Людмила Викторовна. – Сейчас мы пытаемся сотрудничать с «Эко-Точкой», выходит, правда, дороговато…
Беспокоит сельчан и уличное освещение, вернее, темные провалы по вечерам там, где его нет.
– Вечером темнота страшная, а у нас ведь и пожилых людей много. В силу уникального расположения деревни наша администрация не имеет права даже заменить лампочку на наших улицах – все эти полномочия переданы Гатчинским городским электрическим сетям, – говорит Людмила Викторовна. – Около года назад я даже ходила на прием к Юрию Макаревичу, директору ГГЭС, как к депутату, – просила добавить несколько светильников на прогоны между автобусными остановками. Сначала отвечали – мощности не хватает, потом написали, что вопрос будет решен положительно – при наличии финансирования. Так и ждем с тех пор этих двух лампочек…
По словам старосты, Химози – деревня спокойная и вполне самостоятельная. Скандалов особых не бывает, сложные вопросы сельчане пытаются решать миром. Приехала как-то сюда непростая семья – доставляла немало проблем соседям. Жители деревни собрались на сход и попросили неприятных пришельцев покинуть деревню, – и те, представьте себе, уехали… И все же все здесь понимают: случись что-то действительно серьезное, контролировать ситуацию будет сложно. Участковый уполномоченный, опекающий деревню Химози, здесь практически не появляется.
– У него очень большой участок – несколько деревень, – вздыхает Людмила Викторовна. – Времени не хватает, дол но быть. А на прием к нему в Колпанах попасть непросто, тем более пожилым людям – на двух автобусах нужно добираться. Вот было бы хорошо, если б он хотя бы раз в три месяца у нас прием вел…
А еще сельчанам не хватает места, где они могли бы собираться, чтобы решать вместе какие-то важные вопросы или просто посидеть, пообщаться. В Химози нет даже детской площадки – традиционного центра притяжения всех бабушек и мам.
– Есть у нас пожарный водоем – пруд с хорошим, красивым берегом. Надеемся, что если будут нам губернаторские деньги выделять, обустроим здесь местечко, хотя бы лавочки поставим…
Деревенские дороги – одна из главных наболевших проблем. Асфальтового покрытия в Химози нет. Администрация поселения, конечно, выделяет деньги на щебеночную подсыпку выбоин на грунтовках, но эффект это дает кратковременный. Деревня расположена в низине, и после каждого дождя на дорогах образуются лужи, которые так просто не обойти.
– Действительно, этот вопрос в деревне стоит очень остро, – говорит глава администрации Большеколпанского поселения Марина Бычинина. – Мы надеемся, что через год у нас появится возможность провести основательную реконструкцию дорог. Взяли мы на заметку и обустройство площадки для собраний в Химози. К нам поступают заявки и на строительство современной спортивной площадки для молодежи, но, к сожалению, возникают трудности с местом. Вся территория деревни заселена очень плотно, участки маленькие и тесно примыкают друг к другу. Есть в Химози большое поле, но рядом проходит высоковольтная линия, и работы здесь проводить нельзя…
По словам Марины Валентиновны, в последнее время проводится серьезная работа в рамках государственного земельного контроля. Если удастся доказать, что хозяева участков не используют их по целевому назначению, через три года землю могут изъять. Тогда, возможно, и место для нужд деревни появится.
Мелочи? – Минуточку!
Казалось бы, все это – недостающие уличные фонари, несуществующие лавочки для пожилых людей – мелочи по сравнению с тем же переездом… Но так ли это на самом деле?
Рассказав о том, что наболело у сельчан за долгие годы жизни в Химози, Людмила Викторовна подводит итоги:
– Ничего нового я вам не рассказала – проблемы у нас, как видите, такие же, как в любой другой деревне. Я понимаю, что идеальный порядок везде навести трудно – выделяемых денег на всех не хватает. Администрация поселения помогает нам, чем может: глава администрации Марина Валентиновна Бычинина – человек ответственный, если пообещает что-нибудь – сделает обязательно.
Одно из заветных желаний жителей деревни Химози – почувствовать близость и поддержку со стороны народных избранников. К сожалению, на данный момент с главой поселения Олегом Лиманкиным и депутатами участка Химози прямой связи практически нет – путь к ним на прием долог и необычайно извилист. Как председатель участковой избирательной комиссии, Людмила Молоканова очень беспокоится за судьбу очередных выборов в Совет депутатов.
– Как мы будем их проводить? – переживает староста. – В деревне места для голосования нет, приходится вывозить людей в Большие Колпаны, что само по себе уже проблематично. А что будет теперь, когда доверие к власти у населения подорвано?
Ласточкино гнездо
Улица Крайняя в деревне Химози вполне соответствует своему названию – пока что это деревенская окраина, которая, правда, активно обживается. Именно здесь расположен тот самый пожарный водоем, которому, будем надеяться, уготована участь общественного места Химози. На самом деле это удивительно красивый пруд, в котором плавают очень разговорчивые гуси ослепительно белого цвета.
Чуть дальше, на лугу, пасутся три местных коровы, а на краю оврага стоит один из ДОТов ленинградских героев-ополченцев. В нем, над бойницей, – ласточкино гнездо, покинутое его обитателями до весны. Жизнь в деревне продолжается, только пусть она будет лучше…
Юлия ЛЫСАНЮК
Гатчинская правда, № 118 (20412) от 17 октября
Читайте также
Приставы взыскали более 3 млн неустойки
Футбол объединил Ленинградскую и Самарскую области