Новости Гатчины
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
15.04В Коммунаре злоумышленник стрелял в полицейского
15.04Шины на переработку можно сдать в Гатчине
14.04Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
13.04Приоратский парк приглашает на выставку, посвященную придворной охоте
12.04Назначены штрафы нарушителям, выгружающим строительный мусор на контейнерные площадки
Афиша-анонсы Гатчины
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
31 марта Органный концерт "Зеркала времён"
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
Самое читаемое
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
•О планах по благоустройству в Гатчине
•Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
•В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
Погружение в исторические коллапсы
08 октября 2013 г.
В Чесменской галерее Гатчинского дворца, в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», представлен видеопроект американской художницы Мариам Гхани под названием «Краткая история коллапсов».
Автор видеоинсталляции – американка афганского происхождения. Как художник, основывает свое творчество на исследованиях, используя такие средства, как тексты, видео, инсталляция, перформанс, фотография. Мариам Гхани – участница таких серьезных международных проектов, как Роттердамский кинофестиваль, фестиваль документальных фильмов CPH:DOX в Копенгагене, выставки в Музее современного искусства MoMA в Нью-Йорке и Национальной галерее в Вашингтоне.
Видеоработа «Краткая история коллапсов» создана в 2012 году по заказу одного из самых престижных форумов современного искусства dOCUMENTA. В ней художник исследует совершенно разные судьбы двух схожих по архитектуре дворцов – Фридерицианума в немецком Касселе и Дар уль-Аман («Врата в спокойствие») в Кабуле.
В полумраке Чесменской галереи непрерывно прокручивается закольцованное видео – объединенные в одну инсталляцию два фильма – один о кассельском дворце, другой – о кабульском. Художественный метод, который Мариам Гхани использует для воспроизведения истории коллапса – это синтез архитектуры, истории, литературы, кино. Уникальность проекта в том, что автор не является сторонним наблюдателем происходящего – он пристально вглядывается в историю каждого сооружения, переплетая в своем повествовании изображение, звук и внутренние ощущения. Следуя за движением камеры, зритель испытывает удивительный эффект погружения во временную точку, ставшую для одного из дворцов началом возрождения, а для другого – началом конца.
Этот видеопроект еще можно было бы назвать историей великих потрясений: оба дворца – немецкий и афганский – стали одновременно и символами, и жертвами своего времени. Дворец Фридерицианум построили в 1779 году. Он был задуман именно как музей, а не резиденция, и поэтому сразу же стал доступен для посетителей. За годы его существования сложились богатейшие коллекции бронзовых и мраморных копий античных статуй, оригинальных ваз и статуэток, огромная библиотека. В конце 1910-х годов все это было вывезено в Берлин, и для Фридерицианума начались годы забвения. Во время Второй мировой войны музей был разрушен, и только в 1955 году, после восстановления, в нем открылась первая экспозиция – выставка современного искусства dOCUMENTA, которая с тех пор проходит каждые пять лет.
Совершенно другой оказалась судьба дворца Дар уль-Аман («Ворота в спокойствие»), построенного королем Амануллой Ханом в 1927 году. Дворец, спроектированный в европейском, неоклассическом стиле, считался жемчужиной Афганистана, но к 1990-м годам, в результате бесконечных внутренних войн, превратился в руины.
То, что инсталляция размещена именно в полуразрушенной Чесменской галерее, только усиливает эффект погружения, добавляя еще одно измерение выставочному пространству. В гатчинском дворце такая выставка выглядит очень органично: позади у него – эпоха расцвета, за которой следует время упадка и разрушения. В настоящий момент дворец интенсивно восстанавливается, и наверняка наступит тот день, когда и Чесменская галерея сможет принять посетителей в своем прежнем великолепии.
Юлия ЛЫСАНЮК
Гатчинская правда, № 110 (20404) от 28 сентября