Новости Гатчины
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
15.04В Коммунаре злоумышленник стрелял в полицейского
15.04Шины на переработку можно сдать в Гатчине
14.04Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
13.04Приоратский парк приглашает на выставку, посвященную придворной охоте
12.04Назначены штрафы нарушителям, выгружающим строительный мусор на контейнерные площадки
Афиша-анонсы Гатчины
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
31 марта Органный концерт "Зеркала времён"
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
Самое читаемое
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
•О планах по благоустройству в Гатчине
•Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
•В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
"Дело "О мозаичном художестве"
15 июля 2013 г.
На первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца вновь открыта выставка одного экспоната.
В этот раз выставка под названием «Дело «О мозаичном художестве» посвящена мозаике XVIII века «Св. Франциск из Паулы» - уникальному экспонату из исторической коллекции дворца-музея, спасенному во время Великой Отечественной войны и возвращенному в 90-е годы ХХ века. Это не только шедевр мозаичного искусства, но одновременно музейный предмет до конца неразгаданный. Не случайно как название выставки, так и рассказ об экспонате построены в духе детективного жанра. Устроители выставки предлагают посетителям «пройти вместе с пытливыми исследователями весь увлекательный путь исторического расследования».
В одной из 2-х небольших комнат в освещенной стеклянной витрине помещен исследуемый предмет. Его можно изучить со всех сторон: тщательно рассмотреть изображение на лицевой стороне и на оборотной, прочесть все надписи, выполненные на латыни и русском языках, а также инвентарные номера, нанесенные в разные времена. А затем, читая тексты на семи планшетах, помещенных на стенах, согласиться или нет с ходом расследования «Дела «О мозаичном художестве».
В ходе изучения экспоната сначала выясняется, что такое мозаика и из какого материала она выполнена. Переводится «мозаика» с итальянского mosaico от латинского opus musivum — произведение, посвященное Музам. Формирование изображения получают посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, керамических плиток и смальты. Искусство мозаики - одно из древнейших.
Данная мозаика выполнена из смальты. Смальта является традиционным материалом для создания мозаичных панно. Представляет собой кусочки цветного стекла, изготовленные по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Смальта обладает широчайшей цветовой палитрой, эффектом «живого» цвета, внутреннего свечения и глубиной.
К тому же смальта один из наиболее долговечных материалов. Например, римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв ни красоты, ни яркости. Мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Высочайшим расцветом мозаичного искусства считается эпоха Византийской империи.
На Руси произведения из смальты появились с принятием христианства, но не получили распространения из-за дороговизны материала привозимого из Константинополя. Секрет производства смальты также строго охранялся.
В середине XVIII века возрождением мозаики и изготовлением смальты в России занимался выдающийся ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он фактически заново открыл технологию смальты. Поставив в течение трех лет более 4 тысяч опытов, он нашел способ получать смальты практически любого цвета. Недалеко от Ораниенбаума, в местечке Усть-Рудица, М.В. Ломоносов построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году. К сожалению, после смерти ученого мозаичное дело постепенно угасло. До наших дней в С-Петербурге на Университетской набережной в главном здании Академии наук сохранилась его знаменитая мозаика «Полтавская баталия».
Экспонируемая на выставке мозаика тоже относится к редким произведениям ломоносовской мозаичной мастерской. Это впервые доказал Владимир Кузьмич Макаров, довоенный хранитель Гатчинского дворца-музея. Он же постарался ответить на следующие вопросы: «Когда и как данная мозаика попала в Гатчинский дворец? Кто изображен на ней?»
Изучая архивы, Макаров в одной из ранних описей дворца 1797 года обнаружил, что «в правом углу на оконной стене парадной опочивальни бельэтажа Главного корпуса Гатчинского дворца» находилась мозаика «Молящийся монах», которая считалась римской работой XVIII века. «Однако, - как пишет в своей статье Владимир Кузьмич, - на обороте медной «сковороды» вырезана надпись: «Дълана Наказенной Мозаичной фабрике подведомством Канцелярiи отсроения Императорскихъ домовъ и садовъ мастеромъ Матвеем Васильевым подъсмотрением Живописнаго мастера Iвана Белскава ЕIЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ в Санкъ Петербурге Февраля въ 4 день 1767 года. КПТ Оригинал пиацетта». И он делает вывод, что мозаика из спальни та же, что хранится в музее и выполнена мастером, который работал в мозаичной мастерской Ломоносова.
По другим документам Макаров узнает, что она была преподнесена Екатерине II в 1767 году, которая по одной из версий подарила ее своему фавориту Григорию Орлову, первому хозяину Гатчины. Дальше исследователь доказывает, что изображенный на мозаике молящийся монах - некто иной, как святой Франциск из Паулы. Надпись по-латыни на лицевой стороне мозаики выше изображения монаха - Charitas переводится как «милосердие», «благотворительность», имеющая прямое отношение к Св.Франциску из итальянского города Паулы или Паолы. Благодаря Макарову, мозаика получила второе название «Св. Франциск из Паулы».
Святой Франциск из Паолы (27 марта 1416, Паола — 2 апреля 1507 года, (итал. Francesco di Paola) - католический святой, основатель ордена минимов. При рождении был назван в честь святого Франциска Ассизского и обучался во францисканском монастыре. Затем около 6 лет Франциск провел отшельником в пещере, после чего основал движение, получившее название «Отшельники святого Франциска Ассизского». В 1474 году папа Сикст IV преобразовал движение в новый нищенствующий монашеский орден, получивший название минимитов или минимов. Последние годы жизни Франциск провел во Франции, где его высоко ценили французские короли. Канонизирован Святой Франциск из Паулы в 1519 году папой Львом X.
Святой Франциск из Паолы на гатчинской мозаике изображен седобородым стариком, с благочестивым выражением на лице, обращенным к небу и руками соединенными в молитве.
В надписи на мозаике есть указание - «оригинал пиацетта». Значит, следующим этапом изучения будет творчество венецианского художника первой половины XVIII столетия Джованни Батиста Пьяцетта.
И так шаг за шагом, все дальше и дальше, постепенно распутывая клубок…
Валентина ФЕДОРОВА
Гатчинская правда, № 76 (20370) от 11 июля