Новости Гатчины
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
Пасхальный рассказ
21 мая 2013 г.
«Христос воскресе! – Воистину воскресе!» Это восклицание знакомо мне с раннего детства. В одно прекрасное утро оно начинало звучать во всем поселке на разные голоса. И единственный день в году взрослые странно друг друга приветствовали – троекратно целовались.
Дети целовались, только если взрослые очень захотят с ними поцеловаться. Мальчишки, сколько я помню, друг с другом не христосовались. Для ребят это был особый праздник – праздник крашеных яиц. Каждый набирал дома полные карманы яиц и шел на поиски соперников. Яйцами чокались, и это были самые настоящие соревнования с правилами, судьями, жребиями, спорами, обидами, слезами. Сначала чокались «носиками», потом «попками», строго следили за бьющими, за держащими тоже следили. Все равно мухлевали и те, и другие. Выигравший забирал все, что смог разбить. После первой встречи все возвращались по домам, чтобы набрать целых яиц. Происходила вторая встреча, затем третья. И к вечеру дома бывало, что в тазах и корзинах, наполненных крашеными яйцами, уже не было ни одного целого «боевого снаряда». Хозяйки, как могли, боролись с этим, прятали накрашенную на всю неделю «пасхальную радость», за столом назначали ответственного за сохранность, заставляли бойцов съесть разбитое, но все это было бесполезно.
Остановить эту сокрушительную игру могла только другая игра — катание яиц. В нее не принимались битые яйца. В комнате освобождалось поле для игры, с краю ставилась горка для катания. Центр тяжести у яйца приходится не на середину его, поэтому, катясь, оно уклоняется в ту сторону, в которую смотрит его «носик». Если пустить яйцо с самого верху горки, то оно укатывалось далеко, если с середины желоба – то оно останавливалось поближе. Таким образом по всему полю раскатывались первоначальные цели. С этими целями должно чокнуться яйцо игрока. Если оно чокалось, игрок забирал оба яйца, если нет, то оба оставались на поле. У кого заканчивались яйца, тот покупал их для игры, забирая их с поля и оставляя вместо них монетки. Когда появлялись монетки, в игру включались старшие ребята. И тут начинался такой Лас-Вегас...
Очевидно, что понятия о Воскресении Христовом и в помине не было. Взрослые тоже понимали только то, что это церковный праздник. Никто не постился перед Пасхой, не ходил в церковь. В Великую Субботу, когда в храме поется чин погребения, оплакивающий Христа, в клубе, как обычно, были танцы. На Крестный ход никто не ходил, потому что храма в поселке не было. Никто не понимал внутреннего смысла праздника.
Надо сказать, когда я начал соблюдать пост, посещать богослужения, ходить с Крестным ходом и получил понятие о празднике, осознание происходящего все же пришло не скоро. Когда я понял, что до меня не доходит что-то важное, тогда начал размышлять над определением: «Воскресение Христово – возвращение Иисуса Христа к жизни после Его смерти через распятие на Кресте и после Его погребения». Человек умер, все его сочли умершим, похоронили, а когда пришли на могилу поплакать, гроб оказался пуст – человек ушел. Чтобы покойники ходили, вещь довольно редкая. Но если говорить о духовной смерти, то кажется, что это более частая вещь. Человек духовно умер, нравственно опустился, на нем поставили крест и вдруг — он воскрес. Но на самом деле легче поверить в ходящих покойников, чем в духовное воскресение конкретного человека.
Приведенное определение — это взгляд со стороны, а что чувствует сам воскрешенный? Ведь воскресение — это не только встал и ушел. Это новое состояние человека. У архиепископа Иоанна (Шаховского) я прочитал, что первородный грех разбил душу на мелкие кусочки, которыми может управлять только низменный, животный ум. В воскресении душа снова становится цельной.
Некоторое время у меня на работе был напарник. Лет на десять меня старше. Немногословный, покладистый, спокойный. У него была только одна странность. Когда я заговаривал о чем-то религиозном, его лицо черствело. Такое лицо бывает у человека, когда он хочет нанести смертельный удар. Смерти после этого удара не следует, но он бьет с желанием уничтожить навсегда. Бить меня он бы не стал, но бывают слова такие же смертоносные, которые разбивают все внутри и приносят омертвение. Я ждал таких слов, но услышал совсем другое. Он рассказал мне свою историю.
«Я с детства жил с отцом. Он постоянно обижал меня, относился ко мне как к домашнему животному, с которым бессмысленно разговаривать. Я думал, что со временем он начнет со мной считаться. Но, когда я пришел из армии, продолжилось то же самое. Однажды он напакостил соседям, а когда пришлось объясняться, свалил все на меня. После этого я ушел из дома. Но устроиться где-либо было трудно, и я стал жить с компанией бомжей. Эта компания стала для меня тем, чего у меня никогда не было — семьей. В их братстве я был равноправным членом, я наслаждался общением с ними. Ничего другого я уже не искал. Я стал пить и воровать. Но воровство было для меня унизительно. Я стал грабить. Чтобы меня не поймали, я уезжал подальше от места своего обитания в пригороды, в большие поселки. Но меня ловили, я дважды сидел. И снова — грабежи, кутежи. Ни о каком изменении жизни я даже не думал.
Однажды, проходя по парку, я увидел одну парочку. Мои потенциальные клиенты. На скамейке сидела девушка и настраивала какой-то аппаратик, рядом в инвалидном кресле сидел старик. Я сел на скамейку рядом. Поначалу я подумал, что это отец с дочерью. Они так тепло, по-родственному разговаривали. Но потом я услышал, как старик обращается к своей собеседнице на «вы». Мне захотелось прервать их милую воркотню.
- Он вам сколько платит?
Старик был побежден. В лице его отразилось беспокойство и беспомощность. Но девушка продолжала свое занятие, и в данной ситуации это значило, что она готова защитить и старика, и себя. Уважаю!
- Он платит организации, а организация платит мне.
- Веселенькая работа. Я бы не хотел, чтобы моя зарплата зависела от капризов стариков.
- Вы сам живете, как капризный ребенок. Можете побриться, и не бреетесь, можете вести себя интеллигентно, а ведете себя развязно.
- Может, у меня имидж такой.
- Вы молодой здоровый мужчина. Вы могли бы добиться уважения и даже восхищения, а выбрали имидж обиженного подростка.
Меня это рассердило, но я сдержал себя и уже ничего не отвечал ей. Она еще какую-то мораль прочитала и они уехали.
В этот вечер я ограбил мужчину, которого не назовешь легкой добычей. И устроил шумную сумасшедшую пьянку. Наутро кроме похмелья у меня были такие тоска и отчаяние, что я решил выбрать дачу побогаче и «разгромить» ее. У двух подходящих по размерам дач были сторожа, а третья была на сигнализации. В нее я и залез. Сигнализация сработала. Я только прошелся по дому. Я знал, что ничего не смогу унести. Охрана приехала с автоматами. Я решил не шутить с ней и вышел с поднятыми руками. Срок мне дали минимальный. И уже на зоне я обдумал, как буду дальше жить. Завязал со спиртным, устроился на работу. Хотел жениться. Но в душе хотя все и сложилось, рана зажила, но что-то нужное не выросло. Пустота на этом месте».
Я долго пытал своего напарника, какие именно слова перевернули его сознание. Пока не увидел, что он начинает уже горько жалеть, что рассказал мне о себе. Потом только я понял, что дело не в словах. Дело в том, что девушка обратилась к мертвому, закопанному, погребенному всем миром человеку, как к живому. И он воскрес...
Михаил КАРПОВ
Гатчинская правда, № 51 (20345) от 14 мая