Новости Гатчины
05.03Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
10.01Опасных веществ в воздухе не обнаружено
06.01В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
06.01Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
26.12Фонд "Счастливое будущее" вместе с партнерами дарят новогодние праздники детям!
26.12График работы городских и пригородных автобусов в период новогодних праздников
26.12Фестиваль «Новогодняя кутерьма» - с 1 по 8 января в Гатчине
25.12На Соборной готовится к открытию бесплатный каток!
24.12Дрозденко: "Мы хотим, чтобы Гатчина стала яркой звездой на небосводе Ленобласти"
23.12Отключение электроэнергии в Гатчине: 24 декабря
23.12Стало известно, где в Гатчине можно запускать салюты и фейерверки
23.12Полная афиша новогодних и рождественских мероприятий Гатчинского округа
13.12В Гатчинском парке найден ранее неизвестный подземный ход
12.12Стрельба на день рождения обернулась "букетом" статей УК РФ
11.12Жительница Гатчины попросила губернатора устроить внука в секцию плавания

Афиша-анонсы Гатчины
с 1 по 8 января Фестиваль «Новогодняя кутерьма»
с 24 декабря по 8 января Новогодние игровые программы для детей в Гатчине
7 января военно-историческая реконструкция «Рождественский манифест»
c 25 по 28 декабря Новогодние благотворительные киносеансы
21 декабря концерт «Новый год к нам идет»!
14 декабря «Парад Дедов Морозов» в Гатчине!
14 декабря новогодний праздник «Приоратская сказка»
13 декабря рождественские образовательные чтения Гатчинской Епархии

Самое читаемое
•Масленица всех зовёт - 2 марта!
•О пожаре на территории завода по производству ацетона
•Оформление парковых абонементов для жителей Гатчины - с 1 апреля
•Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
•Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
•Опасных веществ в воздухе не обнаружено
•В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
Поклонимся святой памяти жертв фашистского геноцида
21 мая 2013 г.
Геноцид – физическое уничтожение отдельных групп населения. Одно из тягчайших преступлений против человечества. Невозможно начать говорить о зверствах фашизма в п. Сиверском без напоминания о некоторых исторических событиях.
К концу сентября 1941 года войска Ленинградского и Северо- Западного фронтов в 100-дневных ожесточенных боях измотали, обескровили и впервые с начала Великой Отечественной Войны остановили фашистские войска группы армий «Север». После чего в ставке Гитлера был принят план блокады Ленинграда: разрушить основные узлы жизнеобеспечения города артобстрелами и бомбардировками, затем с помощью разведки и немецкой агентуры в голодающем городе создать массовые беспорядки. Капитуляцию не принимать, вторую столицу русских – уничтожить. Блокаду Ленинграда осуществляла 18-я немецкая армия и ее карательный орган – всемогущий Абвер (разведка и контрразведка).
Именно в г.Гатчине и Гатчинском районе с октября 1941г. разместилась огромная сеть-паутина гитлеровской машины геноцида: в д.Лампово - база 18-й армии, в Дружноселье - ее штаб и штаб Абвера, в Гатчине и районе - 3 разведшколы, 14 контрразведгрупп, служба СД, тайная полевая полиция ГФП, полевая жандармерия, военные комендатуры, гестапо, концлагеря, гражданская русская полиция и другие службы этой огромной, хорошо отрегулированной и беспощадной машины подавления. Ее кровавый след тянется к Строганову Мосту.
На юго-западе Сиверской в п. Строганов Мост размещался филиал тайной полевой полиции ГФП- 520. Руководил им заместитель начальника отдела штаба 18-й армии по контрразведке зондерфюрер Борис Мейснер, уроженец Пскова, изменник Родины. Отлично зная русский язык, обычаи местного населения, подобрав из военнопленных и местных жителей несколько предателей, он под видом советских бойцов-окруженцев со своей бандой навещал ближайшие населенные пункты. Вскоре под его началом было уже 14 таких групп. Участь людей, попавшихся на удочку фашистских оборотней, была решена… Так погибли юные герои д.Симанково: Игорь Алексеев (17лет), Семен Журавлев (15 лет) и староста д.Симанково Боганков Иван Ефимович, не покорившиеся карателям. Однажды зимним вечером в феврале 1942 года в деревню пришла группа «советских десантников», а вскоре нагрянул отряд карателей; среди них были недавние «десантники». Дмитрий Боганков (17лет) во время расстрела был ранен, брошен в ров, выбрался из рва-могилы, к утру добрался до Симанково, раненый ушел в сторону Новгорода искать партизан. Был схвачен, увезен в Пруссию, после освобождения воевал рядовым бойцом Красной Армии. 5 мая 1945 года под Берлином получил тяжелое ранение обеих ног. Вернулся в родное Симанково в 1947 году. В 1970 году давал показания на открытом судебном процессе военного трибунала Ленинградского военного округа над 5-ю карателями. Ежегодно приходил в День Победы, 9 мая, в парк на место гибели отца, друзей и своего расстрела (умер в 2001 г.).
Именно Борис Мейснер участвовал в захвате, а затем в бесчеловечных пытках и физическом уничтожении разведгруппы советских парашютистов, состоящей, в основном, из девушек 17-18 лет. Их имена увековечены на памятнике в Дружноселье. Руководимые Валей Олешко, девушки решили сделать вид, что они сломлены абвером и согласны работать на немецкую разведку. На деле стали готовить похищение начальника карательного отдела. К несчастью в группу патриотов Мейснер внедрил осведомителя. Этот же зондерфюрер сумел внедрить в комитет Гатчинского подполья двух провокаторов, лично руководил захватом, вел допросы. 20 отважных гатчинских патриотов, руководимые Николаем Васильевичем Разумихиным, были захвачены в Новогоднюю ночь, привезены в Сиверскую и после пыток казнены. Всего за три недели до освобождения Гатчины и Сиверской!
Пытки и расстрелы начались в парке п. Строганов Мост с первого дня оккупации Сиверской. Участок земли в 3 гектара, ограниченный улицами Парковая, Молодежная, Спортивная, Новое шоссе, был изрыт траншеями, ямами, рвами среди вековых елей. Сиверские старожилы, бывшие в то лихое время 6-12-летними детьми, свидетельствуют об этом.
Из рассказов местных жителей
Антонина Александровна Волхонская (1929 – 2006 г.) в 1941-1943 гг. в возрасте 12 лет жила с матерью и братом по улице Спортивной, д.7. «В начале войны в парке были нарыты траншеи глубиной в человеческий рост для укрытия от бомбежек. В эти траншеи немцы закапывали расстрелянных. Мой брат Саша 16-ти лет по приказу полиции закапывал убитых. В октябре 1943 года нас угнали в Германию. Я попала в Норвегию. Брат убежал с поезда. Прятался до прихода наших войск. Работал в Ленинграде на заводе, делал мины, был осужден как дезертир. Отсидел 10 лет. В 1960 г. был реабилитирован».
Гатчинский краевед Андрей Бурлаков в 2004 году беседовал с Александром Александровичем Волхонским, который плакал и говорил: «Я больше не мог закапывать»; всю жизнь нес он в душе эту кару.
Непосредственно к парку примыкает улица Молодежная (Комсомольская). В старом домике номер 3 еще и сейчас проживает Любовь Николаевна Еремеева. А в войну они с мамой и сестренкой жили здесь. Мама из комнаты на чердаке видела, как расстреливали людей в парке. По доносу соседки Полины забрали маму в комендатуру на допрос. Спастись ей помогла находчивость в минуту опасности. По-соседски поделилась мама с Полиной, что из матраца сшила дочкам платьица, «до наших хватит». Эти слова соседка передала полицаям. Маме удалось убедить их, что в Ленинграде у нее живет сестра, и что она имела ввиду «до наших» - когда удастся поехать в гости к родственникам.
Михаил Викторович Парнов, внук бывшего в то время старосты Строганова Моста Парнова Гаврилы Романовича, проживает в одном доме с братом Парновым Владимиром Викторовичем напротив парка по Новому шоссе. Он хорошо помнит жительницу Строганова Моста Великанову, которая выдала дедушку за то, что он передал партизанам мешок муки. Дедушку забрали в комендатуру, и больше о нем в семье сведений не было. После освобождения Сиверской Великанову осудили на 25 лет. По рассказу Михаила Парнова, отсидев срок, она вернулась, а на следующий день умерла.
И местные жители, и семья Парновых, и директор школы Василий Констатинович Мартынов до 2005 года считали, что Парнов Гаврила Романович был расстрелян в парке Строганова Моста и на месте его захоронения установлен православный крест. В 2005 году к 60-летию Победы общественно-патриотическая организация «Духовное наследие Родины» начала работу по созданию парка Памяти на этом трагическом месте и оформлению альбома. Нашлись свидетельства, что староста был расстрелян в Дружноселье.
Любовь Павловна Попова проживает по улице Спортивной, 26. После войны она с мужем приехала к бабушке мужа. Сначала жили в соседнем доме (не сохранился), в котором немцы устроили тюрьму. Комнаты были превращены в камеры, стены были все в крови, на потолке надпись: «жду расстрела….» В конце Спортивной улицы проходит железная дорога на Лугу, так вдоль нее стояли виселицы, а в канаве трупы погибших. Сестра мужа, Костякина Зинаида Георгиевна (проживает по улице Советской, 80) подтверждает все сказанное и добавляет: «Говорят, что здесь не было расстрелов. Бабушка рассказывала, как всю оккупацию в парке людей расстреливали. Бабушка сыновей на фронт проводила, сама всю войну принимала роды у женщин с авиагородка. Папа мой, Попов Георгий Петрович, кадровый военный, работал с 1946 года председателем Меженского сельсовета, в состав которого входил Строганов Мост. И он об этих расстрелах также слышал много рассказов».
Павел Васильевич Агафонов, 1934 г.р., проживающий по ул.Советская, работал во время оккупации с другими детьми на огороде, который был разбит на пустыре со стороны ул.Молодежной и Парковой, - пололи грядки. Однажды охранник дал им по шоколадной конфетке, а цыганенка при этом сразу пристрелил в голову; у дома по Молодежной, д.7, против парка, где было гестапо, колодец доверху был завален трупами.
Валентина Васильевна Суркова проживает по ул. Львовская, 53. В 7-летнем возрасте видела между двух сосен, что растут на углу улиц Новое шоссе и Спортивной, распятого человека, и как вдоль Нового шоссе люди копали себе рвы-могилы.
Александра Ивановна Харламова проживает по ул. Советской, 55. Она помнит, как был расстрелян цыганский табор, 25 человек. Ей приходилось ходить в Рыбицы и встречать красивую девушку-цыганку. Однажды у дороги она увидела закопанное тело, торчала туфля и еще вздрагивающая рука, и она узнала в убитой ту девушку.
Евреи, цыгане, коммунисты, комсомольцы, партизаны обозначались в Абвере «евреи» и подлежали уничтожению (по материалам Нюрнбергского процесса).
Много непрожитых жизней прервалось в парке Строганов Мост. Вот почему архитектор Ю.Кинцурашвили изобразил в монументе «Крест» разорванную стену как символ творившихся здесь насилий и страданий, а ясные чёткие контуры православного креста в разрыве символизируют Веру и Надежду, погибавших за них.
Житель Строганова Моста, участник Великой Отечественной войны Мартынов Василий Константинович, бывший 34 года директором школы №43 (ныне №3), почетный гражданин Гатчинского района, имел на углу улиц Молодежной и Парковой огород. Сажая после войны картошку, выкапывал человеческие кости. Он говорил: «Это святое место. И оно должно быть святым. Чтобы внуки и правнуки ваши помнили, что здесь происходило. Елочки бы здесь посадить. Парк создать». Владимир Тимофеевич Анисимов, освобождавший Сиверскую, бывший председатель Совета ветеранов г.Гатчины, в своей книге «Штурман пикирующего бомбардировщика» поместил рассказ о том, как в день освобождения Сиверской, он с друзьями, молодыми летчиками попал в дом, где было гестапо, возле парка. На стене висел цветной поясной портрет Гитлера, на стенах, на нарах множество надписей «Прощайте!», «Отомстите за нас!», «Завтра нас расстреляют…». Владимир Тимофеевич говорил: «Посадите здесь сосны, как в Сосновке посадили парк в честь летчиков, защищавших Ленинградское небо».
Ушли из жизни эти почетные граждане, но Завет их не забыт!
Сажать деревья на местах захоронения – древняя традиция у славянских народов. Деревья – символ жизни на земле. Создать парк Памяти, передать под вечную охрану деревьев память о тех трагических событиях – долг ныне живущих. Делом создания парка Памяти уже не один год занимается группа неравнодушных жителей п.Сиверский, верных высокому долгу, поддержанная Гатчинской школой третьего возраста. Необходимо, чтобы создание парка Памяти стало делом чести и заботой местной и районной власти.
Начиная с 2005 года, до настоящего времени тянется решение вопроса о создании парка Памяти на этом трагическом месте. В настоящее время из Германии появились сведения о том, что число погибших здесь может достигать десяти тысяч, что вполне возможно, т.к. при отступлении канцелярия ГФП-520 была вывезена оккупантами. Увековечение Памяти – это не только чаяния народа, но обязанность государства и, в первую очередь, местной, районной и областной властей, имеющих на то полномочия. С приходом в Сиверское городское поселение в конце 2012 года нового главы администрации Владимира Николаевича Кузьмина появилась надежда, что парк Памяти будет создан. Принято решение о разработке проекта благоустройства и озеленения парка, уже заказана топосъемка.
Жители и власть стали, наконец, единодушны в этом благородном деле, особенно важном в Год духовной культуры Ленинградской области. Что еще более важно – передать эстафету Памяти молодому поколению.
А.Е. САВИЦКАЯ, руководитель социального проекта «Мемориал»
Гатчинская правда, № 50 (20343) от 8 мая