Новости Гатчины
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
15.04В Коммунаре злоумышленник стрелял в полицейского
15.04Шины на переработку можно сдать в Гатчине
14.04Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
13.04Приоратский парк приглашает на выставку, посвященную придворной охоте
12.04Назначены штрафы нарушителям, выгружающим строительный мусор на контейнерные площадки
Афиша-анонсы Гатчины
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
31 марта Органный концерт "Зеркала времён"
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
Самое читаемое
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•О планах по благоустройству в Гатчине
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
•В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
•Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
Вернуть школе безусловную ценность!
15 января 2013 г.
Президент России В. Путин 12 декабря обратился с посланием к Федеральному собранию. Понадобится еще время, чтобы прочувствовать всю необычность этого послания и масштаб постав- ленных задач.
Упоминание в самом начале учительской зарплаты означало, что проблемы образования будут в числе важнейших. Ссылка на Льва Гумилева, необычная для выступлений такого уровня, была, как мне кажется, намеком на то, что послание адресовано более широкому кругу слушателей, чем политическая элита, собравшаяся в Кремле. И непривычно жесткие формулировки - о том, что ближайшие годы будут «может быть, даже переломными для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен, а может быть, даже и потрясений», когда ожесточится конкуренция за ресурсы, «… и прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект». Именно эта конкуренция покажет, кто вырвется вперед, а кто окажется аутсайдером и потеряет свою самостоятельность».
Это – уже про образование, на второй минуте. Это – нам.
Встреча на улице: отец двоих выпускников нашего Лицея № 3. Рассказывает радостно: «Сергея помните? Уже 14 лет в Штатах, защитил докторскую по физике – хорошо в Лицее учили! – и работает над международными проектами в Лос-Аламосе». – Это географическое название мне, физику, сказало очень многое. Сергея я помнил, но помнил и его сестру – золотую медалист- ку Татьяну, и спросил про нее. «А Таня в Австрии, у нее там и семья, и работа», - был ответ… А потом мне вспомнились и другие выпускники. Один, которого профессор из Политеха готов был «взять сразу на третий курс, но нельзя» - получил степень в Германии и учит студентов физике и математике в Америке. Другой, игравший в школьном спектакле «Сирано де Бержерак» поэта Линьера, работает в Силиконовой долине. Третий помогает японцам (японцам!) решать их компьютерные проблемы…
Значит, слова президента о конкуренции за интеллект обращены не только к нам – кто хорошо учит и в школе, и в вузе, но и к тем, кто по должности (она всегда есть) и по совести (она должна соответствовать должности) обязаны сделать все возможное, даже невозможное, чтобы наши талантливые ученики, студенты, выпускники, специалисты предпочли бы остаться работать здесь, в своей стране. Надо заботиться о них, и они будут зарабатывать свои нобелевки здесь, а не в какой-то Англии, как это случилось пару лет назад… Почему-то вспомнилось, как в свое время профессор Лев Ильич Русинов всячески затягивал начало работ на экспериментальном ядерном реакторе – пока не сдадут жилые дома для молодых сотрудников лаборатории. А в наше время, когда первые лица государства твердили об инновационном курсе развития, образованием и наукой руководил министр, ругавший советскую школу за ее нацеленность на формирование человека-творца, созидателя, и призывал растить «грамотных потребителей того, что создано другими»…
В Послании впервые на столь высоком уровне сказано: «Работа каждого на себя имеет и свои пределы» (до сих пор нам повторяли: работай на себя, становись успешным и богатым – и страна станет успешной и богатой… Не получилось). Оказывается, напомнил президент, «нужно соотносить свою собственную жизнь, свою работу с заботами об окружающих, с устремлениями всего народа, с интересами государства». Нет, это не отзвуки советской риторики, это просто призыв вернуть потерянное…
Впервые на таком уровне распад единого государства, который мы все пережили, назван катастрофой. Впервые речь идет не о «демографической яме», а о «демографической катастрофе». Рядом поставлена катастрофа ценностная, нравственная, и очень жесткое, жестокое предупреждение: «Если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе». Кто еще говорил нам так сурово о ценностях и идеалах? Да все тот же Владимир Путин, который 11 апреля 2012 года столь же прямо заявил в Думе: «Если мы не восстановим базовые ценности, то никакие экономические меры не принесут результат».
Детализируя понятие ценностной катастрофы, Владимир Путин ставит горький диагноз: «… российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – того, что всегда делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». У нас в образовании – какие уж скрепы, если министерство пропагандировало, внедряло, насаждало конкуренцию между школами, между учителями каждой школы, а в так называемом «портрете выпускника» ключевым словом должно было стать «конкурентоспособный» (без уточнения «профессионально конкурентоспособный»…). Делалось многое, чтобы скрепы порушить.
А президент ставит задачу: укреплять прочную духовно- нравственную основу общества; он понимает, что лидерами в решении этой задачи будут учителя, врачи, преподаватели вузов, работники культуры – все, кого он назвал традиционным словом: интеллигенция (отодвинув в сторонку модный термин «креативный класс»). Кажется, голос этой интеллигенции услышан; из бесчисленного множества предложений, откликов на сегодняшнюю ситуацию в системе образования хочется процитировать хабаровского педагога А.Л. Никитина: «…следует признать первичность духовно-нравственного начала как стержневого, формообразующего, созидающего материальную действительность, творящего культуру, цивилизацию, экономику, мощь и силу государства» (журнал «Народное образование», 2010 г. № 1). Признано. И далее: «осознать ключевую роль образования в духовно-нравственной консолидации российского общества». И это услышано: президент говорит об определяющей роли вопросов общего образования, культуры и молодежной политики – и ставит общее образование на первое место! По сути это уже – пусть очень сжатая – но программа.
Но этого мало. Когда в ходе реформы систему образования зачислили в сферу услуг и стали насаждать термин «образовательные услуги», в педагогической среде удивление быстро переросло в возмущение и неприятие: теория услуг разрушает все духовное содержание образовательных отношений; образование - это социальное благо и важнейшая, базовая функция государства. Среди множества критических выступлений по этому поводу было и мнение двух директоров гатчинских школ – Е.Э.Линчевского и А.Н.Сергеева - в июне 2007 г. в «Учительской газете». Президент Путин выводит образование из сферы услуг. Сказав об определяющей роли общего образования, культуры и молодежной политики, он весело добавляет: «Эти сферы – не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России».
Не набор услуг. Образование - не услуга. Это – как новогодний подарок… Будем надеяться, что и теория, и термин «образовательные услуги» постепенно исчезнут. Надеяться на это и за это бороться.
И еще одна формулировка из этой части Послания кажется мне очень емкой и точной: «Нужно вернуть школе безусловную ценность». Каждое слово здесь – ключевое. И думаю, что родилась эта фраза не только из информированности президента Путина о сегодняшнем положении российской школы, но и из тех впечатлений, которые оставила в душе своего ученика Володи Путина нормальная ленинградская школа шестидесятых годов ХХ века.
Нам всем предстоит большая работа. И (используя терминологию Послания) если перемены не будут кардинальными, то наша система общего образования…
Давайте работать сами и вдохновлять управленцев всех уровней на выполнение поставленных президентом России задач.
М.И.КИСЛОВ, учитель Гатчинского Лицея № 3
Гатчинская правда, № 4 (20297) от 15 января