Новости Гатчины
22.04Возобновил работу сезонный маршрут № 10
05.03Перинатальный центр приглашает на День открытых дверей!
10.01Опасных веществ в воздухе не обнаружено
06.01В Рождество в центре Гатчины будет перекрыто автомобильное движение
06.01Торжественное открытие катка на Соборной - 7 января
26.12Фонд "Счастливое будущее" вместе с партнерами дарят новогодние праздники детям!
26.12График работы городских и пригородных автобусов в период новогодних праздников
26.12Фестиваль «Новогодняя кутерьма» - с 1 по 8 января в Гатчине
25.12На Соборной готовится к открытию бесплатный каток!
24.12Дрозденко: "Мы хотим, чтобы Гатчина стала яркой звездой на небосводе Ленобласти"
23.12Отключение электроэнергии в Гатчине: 24 декабря
23.12Стало известно, где в Гатчине можно запускать салюты и фейерверки
23.12Полная афиша новогодних и рождественских мероприятий Гатчинского округа
13.12В Гатчинском парке найден ранее неизвестный подземный ход
12.12Стрельба на день рождения обернулась "букетом" статей УК РФ

Афиша-анонсы Гатчины
с 1 по 8 января Фестиваль «Новогодняя кутерьма»
с 24 декабря по 8 января Новогодние игровые программы для детей в Гатчине
7 января военно-историческая реконструкция «Рождественский манифест»
c 25 по 28 декабря Новогодние благотворительные киносеансы
21 декабря концерт «Новый год к нам идет»!
14 декабря «Парад Дедов Морозов» в Гатчине!
14 декабря новогодний праздник «Приоратская сказка»
13 декабря рождественские образовательные чтения Гатчинской Епархии

Самое читаемое
•Возобновил работу сезонный маршрут № 10
•По Гатчине будет ходить 31 автобус – по 12 городским муниципальным маршрутам
Наталья Бондарчук: искусство вне рейтинга
29 ноября 2012 г.
В рамках кинофестиваля «Литература и кино» в актовом зале школы № 9 прошла творческая встреча с любимой очень многими актрисой, режиссером, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Натальей Бондарчук. Наталья Сергеевна сама задала тон этой беседе: «Пусть это будет домашняя встреча». И, действительно, общение с залом получилось камерным, почти интимным.
На небольшом экране мелькают образы, знакомые с детства. Юная Мария Раевская- Волконская в смертной тоске мечется по бальному залу в охваченной огнем накидке; припадает к кандалам своего мужа-декабриста в Сибири («Звезда пленительного счастья»). Столько раз умиравшая и воскресавшая Хари рвется к возлюбленному, преодолевая время, смерть и титановые переборки космического корабля («Солярис»). Грешная и счастливая мадам де Реналь убегает и не может убежать от своей огромной и трагической любви («Красное и черное»)…
Невероятно выразительные кадры, прекрасные образы, ослепительные режиссерские работы. Трудно отделить жизнь от игры, если жизнь играется так талантливо, а игра проживается столь вдохновенно.
«Дети Герасимова»
В детстве маленькая Наташа артисткой быть не хотела. «Мне было четыре года, – рассказывает Наталья Сергеевна, – и я уже видела фильм «Молодая гвардия», в котором пела, танцевала, смеялась задорная Любка Шевцова. Про нее я думала, что это моя мама. Я не верила, что ее мог убить какой-то фашист – я ведь видела ее каждый день. Она наверняка подлечилась в госпитале и стала артисткой Инной Макаровой. Папа мой тоже был для меня героем, который убивает фашистов… И я думала: раз я – дочь героических родителей, значит, и я должна быть героем... Я отчаянно дралась с мальчишками, защищая всех оскорбленных и покинутых».
И все-таки театр оказался сильней всех других мечтаний: «В тринадцать лет я заболела театром и оказалась в детском самодеятельном коллективе, где получила свою первую роль. Постепенно я стала понимать, что театр для меня – все. В 17 лет совершенно сознательно поступила в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой…
…Герасимов нас воспитывал не как актеров, а как личностей. Неважно, кем ты будешь, – прежде всего, нужно читать и развиваться внутренне. Герасимов был энциклопедически образованным человеком. Он развивал нас ежедневно и ежечасно. Он читал нам стихи запрещенных в то время поэтов – Пастернака, Ахматовой, Цветаевой, показывал запрещенные фильмы.
Тарковский. «Солярис»
В конце третьего курса Наталья Бондарчук познакомилась с гением: «…Гений шел по коридору. На нем были шапочка с помпоном и элегантное белое кашне. У гения были маленькие усики. Андрей Тарковский... Фильмов мы его тогда не видели – они все лежали на полке, но все знали, что он гений, и еще знали, что он идет выбирать героиню для своего нового фильма «Солярис»».
Бондарчук с самого начала понравилась Тарковскому и даже снялась в пробах, но режиссер брать ее в фильм не решился – посчитал слишком молодой для роли Хари.
Прошел год. Наталья успела сняться в фильме Ларисы Шепитько «Ты и я», а Тарковский по-прежнему не мог найти актрису для «Соляриса». Но после того, как он увидел игру Натальи Бондарчук в фильме Шепитько, понял, что нашел свою музу. И даже проб не понадобилось.
Фильм был снят в 1972 году. После того, как он получил гран- при Каннского кинофестиваля и премию протестантской и католической церквей, его выпустили на экраны Советского Союза – даже раньше давно уже снятого «Андрея Рублева»…
Режиссерские работы
«Съемки в «Солярисе» Тарковского раскрыли мне дорогу в мир, но в это время я уже хотела снимать сама», – рассказывает Наталья Сергеевна. В 1971 году она окончила актерский факультет ВГИК и практически сразу же поступила на режиссерский факультет, на курс тех же Герасимова и Макаровой. Наибольшую известность получили два детских фильма, поставленные Н. Бондарчук в 1985–1986 годах – «Детство Бемби» и «Юность Бемби». В этой дилогии снялась почти вся семья Натальи Сергеевны – она сама, ее сын Ваня, мама – Ирина Макарова, муж – Николай Бурляев. Играли в этом фильме также Марис Лиепа и Лев Дуров.
«Тайна Снежной королевы»
Помимо множества актерских работ, Наталья Бондарчук как режиссер и сценарист создала более 40 игровых и документальных фильмов. Сейчас режиссер заканчивает работу над фильмом-сказкой «Тайна Снежной королевы» – совершенно переосмысленной версией знаменитой истории Шварца, которую в театре «Бемби» играют уже много лет.
По ее словам, это первая в ее жизни картина, снятая в 3D-технологии. Снималась она с помощью специальной 3D-камеры, привезенной из Америки знаменитым Кисом Коллеа, другом Джеймса Кэмерона, работающим с «Пиратами Карибского моря».
«Этот фильм предназначен для детей 11–13 лет, – рассказывает Наталья Сергеевна. – 11 лет и нашей героине Герде, которая проходит все испытания, чтобы найти Кая и спасти его. Она не боится ничего. Мне очень хочется, чтобы у детей появился образ героини… Кай в этом фильме – изобретатель. Он придумал ветряк для саней, электричество для чума, инкубатор для роз».
Фильм начали снимать на полуострове Ямал, природа которого просто потрясла режиссера. Именно здесь у нее возникла мысль сделать абсолютно иной вариант «Снежной королевы». Наталья Сергеевна рассказывает, что память о Ледяной деве или Белой женщине сохранилась в легендах многих народов мира, что позволило ей значительно расширить привычный для нас с детства образ. Помимо Ямала, съемки фильма происходили в Лапландии, в Германии, в Австрии, в Москве.
Режиссер собирается окончательно завершить фильм к осени будущего года и обещает обязательно привезти свой новый фильм на будущий Гатчинский кинофестиваль, если не полностью, то хотя бы в виде проекта.
Искусство вне рейтинга
У каждого поколения свои кумиры, и в этом нет ничего плохого. «Детям нужны герои, – говорит Н. Бондарчук, – но что им может дать нынешнее время? Старшее поколение еще помнит меня, помнит эти имена, эти образы, созданные старой актерской школой. Младшее – может знать меня по режиссерским работам последнего десятилетия». Наталья Сергеевна называет несколько знаковых фильмов, которые она поставила: «Любовь и правда Федора Тютчева», «Пушкин. Последняя дуэль», «Одна любовь души моей», «Гоголь. Ближайший»…
Вот это – «может знать» – огорчает ее больше всего. И дело тут не в «звездной» фамилии. Дело в том, что имена героев этих фильмов, составляющие гордость и национальное достояние нашей страны, детям нашим почти ничего не говорят. Русская и мировая классика медленно, но верно покидают современное культурное пространство, задерживаясь кое-где на островках литературных экранизаций.
По мнению режиссера, тут трудно что-либо поделать: «Наступило другое время, которое отлучило наших детей от литературы, как от классической русской, так и от зарубежной». Наталья Сергеевна вспоминает, как жадно набрасывались на классику в студенческие 1960-е. Как радовались, когда на третьем курсе ВГИКа разрешили ставить «Красное и черное» Стендаля. Как зачитывались тем же Стендалем после выхода на экраны одноименного фильма, в котором сыграл практически весь актерский состав студенческого спектакля – Николай Еременко, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук…
Поделать что-либо действительно трудно, но нет ничего невозможного. Наталья Бондарчук упрямо держится за «романтический завиток» своей судьбы, отказываясь в творчестве от приземленных, сиюминутных тем. Практически все ее режиссерские работы связаны с русской историей и классической мировой литературой. Доброта, красота, мудрость, любовь, подлинное искусство – к счастью, вне так называемых актуальных рейтингов. И да будет так.
Юлия ЛЫСАНЮК
Гатчинская правда, № 136 (20280) от 29 ноября