Новости Гатчины
26.04Всероссийский субботник - 27 апреля!
25.04Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
25.04Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
25.04Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
•Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
•Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
Наталья Бондарчук: искусство вне рейтинга
29 ноября 2012 г.
В рамках кинофестиваля «Литература и кино» в актовом зале школы № 9 прошла творческая встреча с любимой очень многими актрисой, режиссером, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Натальей Бондарчук. Наталья Сергеевна сама задала тон этой беседе: «Пусть это будет домашняя встреча». И, действительно, общение с залом получилось камерным, почти интимным.
На небольшом экране мелькают образы, знакомые с детства. Юная Мария Раевская- Волконская в смертной тоске мечется по бальному залу в охваченной огнем накидке; припадает к кандалам своего мужа-декабриста в Сибири («Звезда пленительного счастья»). Столько раз умиравшая и воскресавшая Хари рвется к возлюбленному, преодолевая время, смерть и титановые переборки космического корабля («Солярис»). Грешная и счастливая мадам де Реналь убегает и не может убежать от своей огромной и трагической любви («Красное и черное»)…
Невероятно выразительные кадры, прекрасные образы, ослепительные режиссерские работы. Трудно отделить жизнь от игры, если жизнь играется так талантливо, а игра проживается столь вдохновенно.
«Дети Герасимова»
В детстве маленькая Наташа артисткой быть не хотела. «Мне было четыре года, – рассказывает Наталья Сергеевна, – и я уже видела фильм «Молодая гвардия», в котором пела, танцевала, смеялась задорная Любка Шевцова. Про нее я думала, что это моя мама. Я не верила, что ее мог убить какой-то фашист – я ведь видела ее каждый день. Она наверняка подлечилась в госпитале и стала артисткой Инной Макаровой. Папа мой тоже был для меня героем, который убивает фашистов… И я думала: раз я – дочь героических родителей, значит, и я должна быть героем... Я отчаянно дралась с мальчишками, защищая всех оскорбленных и покинутых».
И все-таки театр оказался сильней всех других мечтаний: «В тринадцать лет я заболела театром и оказалась в детском самодеятельном коллективе, где получила свою первую роль. Постепенно я стала понимать, что театр для меня – все. В 17 лет совершенно сознательно поступила в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой…
…Герасимов нас воспитывал не как актеров, а как личностей. Неважно, кем ты будешь, – прежде всего, нужно читать и развиваться внутренне. Герасимов был энциклопедически образованным человеком. Он развивал нас ежедневно и ежечасно. Он читал нам стихи запрещенных в то время поэтов – Пастернака, Ахматовой, Цветаевой, показывал запрещенные фильмы.
Тарковский. «Солярис»
В конце третьего курса Наталья Бондарчук познакомилась с гением: «…Гений шел по коридору. На нем были шапочка с помпоном и элегантное белое кашне. У гения были маленькие усики. Андрей Тарковский... Фильмов мы его тогда не видели – они все лежали на полке, но все знали, что он гений, и еще знали, что он идет выбирать героиню для своего нового фильма «Солярис»».
Бондарчук с самого начала понравилась Тарковскому и даже снялась в пробах, но режиссер брать ее в фильм не решился – посчитал слишком молодой для роли Хари.
Прошел год. Наталья успела сняться в фильме Ларисы Шепитько «Ты и я», а Тарковский по-прежнему не мог найти актрису для «Соляриса». Но после того, как он увидел игру Натальи Бондарчук в фильме Шепитько, понял, что нашел свою музу. И даже проб не понадобилось.
Фильм был снят в 1972 году. После того, как он получил гран- при Каннского кинофестиваля и премию протестантской и католической церквей, его выпустили на экраны Советского Союза – даже раньше давно уже снятого «Андрея Рублева»…
Режиссерские работы
«Съемки в «Солярисе» Тарковского раскрыли мне дорогу в мир, но в это время я уже хотела снимать сама», – рассказывает Наталья Сергеевна. В 1971 году она окончила актерский факультет ВГИК и практически сразу же поступила на режиссерский факультет, на курс тех же Герасимова и Макаровой. Наибольшую известность получили два детских фильма, поставленные Н. Бондарчук в 1985–1986 годах – «Детство Бемби» и «Юность Бемби». В этой дилогии снялась почти вся семья Натальи Сергеевны – она сама, ее сын Ваня, мама – Ирина Макарова, муж – Николай Бурляев. Играли в этом фильме также Марис Лиепа и Лев Дуров.
«Тайна Снежной королевы»
Помимо множества актерских работ, Наталья Бондарчук как режиссер и сценарист создала более 40 игровых и документальных фильмов. Сейчас режиссер заканчивает работу над фильмом-сказкой «Тайна Снежной королевы» – совершенно переосмысленной версией знаменитой истории Шварца, которую в театре «Бемби» играют уже много лет.
По ее словам, это первая в ее жизни картина, снятая в 3D-технологии. Снималась она с помощью специальной 3D-камеры, привезенной из Америки знаменитым Кисом Коллеа, другом Джеймса Кэмерона, работающим с «Пиратами Карибского моря».
«Этот фильм предназначен для детей 11–13 лет, – рассказывает Наталья Сергеевна. – 11 лет и нашей героине Герде, которая проходит все испытания, чтобы найти Кая и спасти его. Она не боится ничего. Мне очень хочется, чтобы у детей появился образ героини… Кай в этом фильме – изобретатель. Он придумал ветряк для саней, электричество для чума, инкубатор для роз».
Фильм начали снимать на полуострове Ямал, природа которого просто потрясла режиссера. Именно здесь у нее возникла мысль сделать абсолютно иной вариант «Снежной королевы». Наталья Сергеевна рассказывает, что память о Ледяной деве или Белой женщине сохранилась в легендах многих народов мира, что позволило ей значительно расширить привычный для нас с детства образ. Помимо Ямала, съемки фильма происходили в Лапландии, в Германии, в Австрии, в Москве.
Режиссер собирается окончательно завершить фильм к осени будущего года и обещает обязательно привезти свой новый фильм на будущий Гатчинский кинофестиваль, если не полностью, то хотя бы в виде проекта.
Искусство вне рейтинга
У каждого поколения свои кумиры, и в этом нет ничего плохого. «Детям нужны герои, – говорит Н. Бондарчук, – но что им может дать нынешнее время? Старшее поколение еще помнит меня, помнит эти имена, эти образы, созданные старой актерской школой. Младшее – может знать меня по режиссерским работам последнего десятилетия». Наталья Сергеевна называет несколько знаковых фильмов, которые она поставила: «Любовь и правда Федора Тютчева», «Пушкин. Последняя дуэль», «Одна любовь души моей», «Гоголь. Ближайший»…
Вот это – «может знать» – огорчает ее больше всего. И дело тут не в «звездной» фамилии. Дело в том, что имена героев этих фильмов, составляющие гордость и национальное достояние нашей страны, детям нашим почти ничего не говорят. Русская и мировая классика медленно, но верно покидают современное культурное пространство, задерживаясь кое-где на островках литературных экранизаций.
По мнению режиссера, тут трудно что-либо поделать: «Наступило другое время, которое отлучило наших детей от литературы, как от классической русской, так и от зарубежной». Наталья Сергеевна вспоминает, как жадно набрасывались на классику в студенческие 1960-е. Как радовались, когда на третьем курсе ВГИКа разрешили ставить «Красное и черное» Стендаля. Как зачитывались тем же Стендалем после выхода на экраны одноименного фильма, в котором сыграл практически весь актерский состав студенческого спектакля – Николай Еременко, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук…
Поделать что-либо действительно трудно, но нет ничего невозможного. Наталья Бондарчук упрямо держится за «романтический завиток» своей судьбы, отказываясь в творчестве от приземленных, сиюминутных тем. Практически все ее режиссерские работы связаны с русской историей и классической мировой литературой. Доброта, красота, мудрость, любовь, подлинное искусство – к счастью, вне так называемых актуальных рейтингов. И да будет так.
Юлия ЛЫСАНЮК
Гатчинская правда, № 136 (20280) от 29 ноября