Новости Гатчины
28.03Открытие летнего велосезона - 21 апреля в Гатчине!
28.03Стало известно, на что в Гатчине потратили бюджетные деньги
28.03Отключение холодной воды в Гатчине: 1 апреля
27.03Запись в 1 класс стартует 1 апреля
26.03По некоторым адресам Гатчины отключат горячую воду и отопление
26.03Подведены итоги деятельности отдела муниципального контроля за 2023 год
25.03Мусор из контейнеров в Гатчине будет забирать другой перевозчик
25.03Гатчинский парк закрывается на просушку!
25.03Ученики девятого класса обманом выманили крупную сумму у пенсионерки
25.03День сдачи ЕГЭ родителями - 26 марта
25.03Уникальный аппарат для анализа крови появился в Гатчинской больнице
23.03Жители несут цветы к стихийным мемориалам в память о погибших
23.03Массовые мероприятия отменены, меры безопасности усилены
Афиша-анонсы Гатчины
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
17 марта "Масленица" в Гатчине!
17 марта Органно-вокальный концерт "Музыка Великого Поста"
15 марта Лекция цикла "Зодчие нашего города"
10 марта Концерт Дмитрия Маховикова (кларнет)
Самое читаемое
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Стало известно, на что в Гатчине потратили бюджетные деньги
•Отключение холодной воды в Гатчине: 1 апреля
•Гатчинский парк закрывается на просушку!
•Парковые абонементы для жителей Гатчины можно оформить с 15 марта по 31 мая
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат (апрель)
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•Как найти свой избирательный участок в Гатчине и Гатчинском районе
•Запись в 1 класс стартует 1 апреля
•По некоторым адресам Гатчины отключат горячую воду и отопление
Союз двух друзей
25 сентября 2012 г.
В пятницу, 14 сентября, Сиверская поселковая библиотека им. А.Н. Майкова открыла новый сезон презентацией выездной выставки мемориального «Дома-музея композитора Исаака Шварца», посвященной дружбе и творческому союзу Исаака Шварца и Булата Окуджавы. Выставка под названием «Союз двух друзей» стала второй в задуманном библиотекой и музеем совместном проекте.
Каждый экспонат выставки уникален, а все вместе они дают глубокое представление о той теснейшей духовной близости, что была между этими, такими простыми в быту, верными своим идеалам и дружбе, и такими творчески одарёнными людьми.
На выставке особый интерес представляют подлинники писем Булата Шаловича к «дорогому Изечке», написанные в разные годы. Сколько в них нежности и подлинной теплоты, заботы, казалось бы не свойственной мужчинам. А ещё эти письма — документы, отражающие все перипетии, происходившие в отечественной кинематографии и не только в ней.
Представлено также много подлинных автографов текстов к песням и романсам часто с сопровождающими их приписками Окуджавы. Кстати, среди них есть и малознакомые широкой публике и поэтому особенно интересные. В отдельной витрине можно увидеть сборники стихов Булата Окуджавы разных лет с дарственными надписями.
Невозможно не остановиться и перед замечательными совместными их фотографиями, сделанными в Сиверской Ю. Белинским, перед фото самого Окуджавы, присланного на память другу, перед открыткой с видом Парижа (одной из многих), присылаемых от ставшего в 70-ые годы «выездным» Окуджавы «невыездному» Шварцу.
Украшают выставку премьерные афиши с автографами к первой совместной работе, картине киностудии «Ленфильм» (реж. Владимир Мотыль) «Женя, Женечка и «катюша».
Среди других экспонатов открывшейся выставки присутствует большая по объёму статья Булата Шаловича «Музыка = и надежда, и боль...», занимающая полный лист журнала «Советский экран» (№ 14, 1983). Не трудно сосчитать, что это был год 60-летия композитора. В конце статьи впервые публикуется замечательное стихотворное посвящение Исааку Шварцу «Музыкант». С чтения этого стихотворения начала свой интересный, как всегда обстоятельно подготовленный, рассказ методист музея Лариса Петровна Киселёва. Позвольте и мне привести его полностью.
МУЗЫКАНТ
И.Шварцу
Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал — я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки — я надеялся понять,
Как способны эти руки эти звуки извлекать из какой-то деревяшки,
из каких-то бледных жил, из какой-то там фантазии, которой он служил.
Да ещё ведь надо пальцы знать к чему прижать когда,
чтоб во тьме не затерялась гордых звуков череда.
Да ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь...<
А чего с ней церемониться? Чего её беречь?
Счастлив дом, где скрипки пенье наставляет нас на путь и вселяет в нас надежды...
Остальное как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу, по чему благословению я по небу лечу.
Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остёр,
музыкант, соорудивший из моей души костёр.
А душа, уж это точно, ежели обожжена, - справедливей, милосерднее и праведней она.
Две последних строчки уникальны. В них замечательно выражена вечная надежда творческой интеллигенции изменить мир, воздействуя на людские души. Наверное, это утопия, ведь восприимчивым по опыту оказывается довольно узкий круг людей. Но какая великая утопия!
Между судьбой и мировоззрением композитора и поэта можно отыскать много параллелей. Оба родились в мае: Исаак Иосифович — 13 мая 1923 г., Булат Шалович — 9 мая 1924 г. Оба пережили в юности потерю отцов в годы сталинских репрессий, поэтому одинаково болезненно воспринимали тему сталинизма. Оба прошли совсем юными через горнило страшной войны. Они были близки по вкусам и в литературе, и в музыке. Может быть, поэтому им было предназначено встретиться.
Исаак Шварц вспоминал, что впервые его познакомил с творчеством Булата Окуджавы режиссер «Ленфильма» Владимир Венгеров, живший по соседству с ул.Савушкина, где в тот 1959 год жила семья Шварца. Венгеров пригласил в гости Исаака Иосифовича, пообещав нечто невероятно интересное. Все Венгеровы сидели перед магнитофоном и с нетерпением ждали композитора: хотелось услышать мнение профессионала о появившемся на московском Олимпе барде Булате Окуджаве. Шварц был ошеломлён. Притом что голос был не ахти, гитара расстроена, но брало за душу. Он сразу оценил свежесть, высокую простоту и образность языка, мелодичность музыки, органичный её сплав со словами. Словом, это был один из лучших представителей его поколения, поколения шестидесятников.
Объединённые потом Владимиром Мотылём в работе над картиной «Женя, Женечка и «катюша», они крепко сдружились. Плодами этой дружбы стали 32 совместно написанные песни, многие из которых далеко перешагнули рамки экрана, границы страны.
Первое впечатление от встречи с Окуджавой у Шварца было такое: человек очень спокойный, скромный, простой и немногословный, говорящий редко и только по делу. Вскоре Булат стал частым гостем в Сиверской, так что друзья в шутку начали называть дом на Пушкинской «домом Окуджавы». Бывая в Москве, Исаак Иосифович также непременно гостевал у Булата.
Письма, открытки, тексты к новым песням приходили иногда не только из Европы, но из Америки, где гастролировал Окуджава.
Вот, например, как рождалась одна из самых любимых обоими совместных работ, романс «Любовь и разлука» из к\ф «Их венчали не в церкви». Композитор приехал в Москву и, придумав мелодию, попросил Булата придти вечером, чтобы познакомиться с ней. Выслушав, Окуджава сдержанно, корректно констатировал: «Неплохо». А после позвонил из дома и попросил Шварца поработать ещё, так, чтобы мелодия звала за собой душу куда-то ввысь, сказав, что утром приедет послушать. Надо сказать, что днём Окуджава вылетал в Париж. Услышав ранним утром окончательную версию, Булат сердечно расцеловал Исаака. Все мы теперь знаем как гениально был выполнен этот просьба-наказ. Был случай, когда композитор признал мелодию друга более точной. Это песня «Дождик осенний поплачь обо мне» из к\ф «Капитан Фракас». После смерти Окуджавы в 1997 году Исаак Иосифович словно ещё раз осиротел, вспоминал его постоянно все 12 оставшихся лет своей жизни и написал свои слова к этой песне с посвящением другу.
За песню к картине «Белое солнце пустыни» они получили государственную премию, песня победила в номинации «Лучшая песня ХХ века». Получая почётную «Царскосельскую премию им. А.Ахматовой» за цикл романсов на стихи поэтов ХIХ - начала ХХ века, Исаак Шварц был особенно горд за Булата Окуджаву, так как романсы и на его стихи достойно вошли в этот цикл. А ведь вначале Окуджаву долго не признавали метры отечественной поэзии, потом признали, но лишь как низшую категорию среди поэтов — поэтом-песенником. Но всё это не помешало Булату Шаловичу, этому грузину по крови, родившемуся на Арбате, как говорили друзья «грузину московского разлива», стать всеми любимым бардом, автором удивительных стихов к обжигающей душу музыке Исаака Шварца.
В заключение вечера была показана видеозапись спектакля 2003 г., поставленного молодым талантливым режиссёром Иваном Поповским и актёрами московского «Театра музыки и поэзии», которым руководит Елена Камбурова. Мы как будто побывали на гостеприимном грузинском застолье, где вспоминали Булата Окуджаву, пели с элементами инсценировки его песни. Ещё раз вспомнить Окуджаву и Шварца, ещё раз проникнуться их творчеством — этому и посвящен совместный проект двух сиверских истинных очагов культуры — библиотеки и музея.
Галина ХОХЛОВА
Гатчинская правда, № 108 (20252) от 25 сентября