Новости Гатчины
26.04Открытие Дворцового парка после просушки - 27 апреля!
26.04Всероссийский субботник - 27 апреля!
25.04Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
25.04Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
25.04Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
•Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
•Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
Серафим и Серафима
10 апреля 2014 г.
Сегодня Русская православная церковь отмечает День памяти великого молитвенника земли Русской, преподобного Серафима Вырицкого. Ежегодно к храму Казанской иконы Божией матери в поселке Вырица стекаются тысячи паломников со всех концов России и зарубежья – поклониться батюшке и попросить у него молитвенной помощи. Особое благоговение у посетителей подворья неизменно вызывает деревянная часовня рядом с церковью, где рядом с батюшкой Серафимом покоится его бывшая супруга – в миру Ольга Ивановна Муравьева, принявшая впоследствии схиму с наречением Серафимой.
При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино – радости совместной жизни, вода (и ее больше) – общие горести, беды и боли.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Мф.: 18, 20.
Благословенный брак
Серафим и Серафима прошли рука об руку 55 лет, оставаясь едиными и в мирской жизни, и в иночестве, и в великой схиме. О детстве и юности батюшки Серафима, в миру Василия Муравьева, известно гораздо больше, чем о жизни его бывшей супруги – схимонахини Серафимы, в миру Ольги Ивановны Муравьевой.
Будущий подвижник родился 31 марта (13 апреля по новому стилю) 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии, в крестьянской семье. Богобоязненный с раннего детства, мальчик постигал мудрость Божию по житиям святых, Псалтыри и Евангелию. Когда Василию исполнилось десять лет, умер его отец, и мальчику пришлось взять на себя заботы о семье. Отправившись на заработки в Петербург, Василий устроился работать рассыльным в лавке Гостиного двора. Со временем сообразительному и исполнительному мальчику стали поручать все более ответственные дела. Однако, несмотря на открывавшиеся перспективы, мысли его по-прежнему были устремлены к Церкви: все свое свободное время Василий Муравьев посвящал богослужениям в петербургских храмах, с отрочества мечтая о монашестве.
Правда, мечту эту пришлось отложить – весьма почитаемый в Александро-Невской лавре старец-схимник благословил его пока оставаться в миру, создать семью, воспитать детей и только потом принять монашество.
Годы летели… Заслужив уважение и полное доверие хозяина, семнадцатилетний Василий стал первым его заместителем. Выезжая по служебным делам, не забывал он навещать и любимую им Троице-Сергиеву лавру, где жил в то время знаменитый иеромонах Варнава (Меркулов), ставший ему духовным отцом и утешителем на долгие двадцать лет.
В 1890 году Василий Николаевич Муравьев женился на Ольге Ивановне (род. 18 июня 1872 года), в качестве приемной дочери воспитываемой в крестьянской семье Нетрониных все в той же Ярославской губернии.
Из воспоминаний правнучки Василия и Ольги Муравьевых, Ольги Набоко: «В своей еще мирской жизни бабушка была женщиной, обладавшей сильной волей, незаурядным умом и красотой… Получила хорошее по тем временам образование, что проявилось и в трудные времена управления семейным купеческим делом, в котором она играла часто не последнюю роль… Известно и то, что она свободно владела немецким языком, что помогло ей в военное время. Несомненно, она обладала огромной внутренней энергией, твердой справедливостью и искренней любовью к ближним. Но не терпела несправедливость, пустословие и всяческие сплетни, жестко пресекая ростки этого сатанинского семени».
В 1892 году В.Н. Муравьев открыл собственное дело, а в 1895 году у благочестивой четы родился первенец - сын Николай. Несмотря на занятость, Василий Николаевич успел окончить Высшие коммерческие курсы, став со временем купцом 2-й гильдии и одним из крупнейших заготовщиков и поставщиков пушнины в Петербурге. Рынок сбыта его предприятия расширился до европейского уровня, захватывая Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию. Став весьма состоятельным человеком, Василий Николаевич значительную часть своих доходов тратил на благотворительность, хотя семья его продолжала жить очень скромно, следуя евангельским заповедям.
Вскоре на свет появился второй ребенок – дочь Ольга. Правда, прожила она очень недолго, и после ее кончины, по обоюдному согласию и благословению отца Варнавы, Василий и Ольга Муравьевы стали жить как брат и сестра…
Принятие пострига
В семейной жизни горячий темперамент и бескомпромиссность Ольги Ивановны идеально дополняли черты характера Василия Николаевича, который от природы был очень мягким и добродушным – «и в миру не от мира сего». «…Несмотря на такую разность в характерах, бабушку и дедушку объединяла неистребимая любовь к Богу, желание делать добро людям, во все время их жизни – большая любовь и привязанность друг к другу» (Ольга Набоко). Вместе они приняли и решение окончательно посвятить себя Богу. Произошло это в годину самых, пожалуй, тяжких испытаний, выпавших на долю послереволюционной России: к этому времени число убиенных большевиками за веру уже достигло 10 тысяч человек…
Оставаться в столице было крайне опасно, и Муравьевы укрывались в своем дачном доме в поселке Тяглино, расположенном между Царским Селом и Павловском. Все свои средства они решили пожертвовать на нужды обителей, одновременно усиленно готовясь к принятию монашества.
Монашеский постриг они приняли в один день - 16 октября 1920 года. По благословению митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина Василий постригся в Александро-Невской Лавре с наречением имени Варнавы. Ольга приняла постриг в Воскресенском Новодевичьем монастыре под именем Христина. Вместе с инокиней Христиной здесь поселилась и трехлетняя внучка Муравьевых – Маргарита.
Из воспоминаний дочери Маргариты Муравьевой, Ольги Набоко: «Мама вспоминала свою жизнь в монастыре с бабушкой как самое счастливое время в своей жизни. Строгий быт, любовь и мир вокруг, заботливая подготовка к праздникам, праздничные поздравления и долгие торжественные монастырские службы. Красота и душевный покой, прогулки с бабушкой в монастырском парке. Все это осталось у нее в памяти. И тянуло вернуться в этот ушедший уже безвозвратно мир…».
Духовная крепость и внутреннее спокойствие инока Варнавы поражали всех, кто знал его в эти трудные послереволюционные годы. Вскоре произошло его рукоположение во иеродиакона, а затем и во иеромонаха. Отцу Варнаве досталось одно из самых непростых послушаний – исполнение должности монастырского казначея. А в 1926 году по благословению архимандрита Сергия (Бирюкова) он стал постепенно готовиться к принятию послушания лаврского духовника. Незадолго до вступления на путь духовничества, иеромонах Варнава постригся в схиму с именем Серафим (в честь прп. Серафима Саровского). Приняла схиму и инокиня Христина, став схимонахиней Серафимой.
Жизнь в Вырице
В течение трех лет старец Серафим духовно окормлял братию Лавры и многих верующих, которые искали спасения в те страшные годы. Здоровье его было подорвано и стремительно ухудшалось.
«Дедушка Серафим был последним духовником Лавры и, неся это нелегкое послушание, по многу часов простаивал на холодном каменном полу около Распятия, - вспоминает Ольга Набоко. - Однажды, двое суток подряд принимая исповеди людей, он упал от слабости. Это было началом тяжелой болезни, которая до конца жизни - 20 лет! - продержала его в постели. Врачи признали, что ему нужен целебный сосновый воздух».
В 1930 году, по благословению митрополита Серафима (Чичагова), старец Серафим выехал в Вырицу. Его сопровождали схимонахиня Серафима и двенадцатилетняя Маргарита Муравьева.
Своего жилья в Вырице у новоприбывших не было: до конца своих дней бывшие супруги Муравьевы ютились по углам. Одно время они жили в маленьком домике-времянке на Ольгопольской улице, потом на улице Боровой и на Пильном проспекте. Последним их пристанищем стал дом на Майском проспекте, откуда они и ушли в мир иной.
Все эти годы батюшка Серафим тяжело болел, практически, не вставая с постели. И все же он мужественно переносил испытания, не оставляя принятый на себя подвиг старческого служения людям. Все, кто приходил к нему – а таких было очень много! – возвращались с молитвенной помощью и ласковыми, полными любви и сострадания словами. Никто не уходил, не получив совет, облегчение и надежду.
Старец Серафим обладал необыкновенным даром убеждения.
Из воспоминаний Ольги Набоко: «Мама рассказывала, как однажды за дедушкой пришли из НКВД. Она вышла к «товарищам», держа на руках меня, новорожденную, и сказала: «Я дедушку никому не отдам. Вы не довезете его даже до станции. Вам нужен покойник?» Энкавэдэшники: «Вы не боитесь так с нами разговаривать? У вас младенец на руках...». Мама не дрогнула и настояла, чтобы вызвали врача. Тот подтвердил, что дедушку нельзя трогать с места. Тогда один из чекистов вошел в келью поговорить с дедушкой. Он пробыл там довольно долго. О чем они говорили, известно им двоим да Богу. Лишь уходя, чекист обронил: «Если бы все попы были такими, как ваш дед, - все были бы верующими».
Молитвенное предстательство вырицкого старца помогло великому множеству людей и в годы Великой Отечественной войны. Вырица была занята немецкими войсками во второй половине августа 1941 года. Благодаря стараниям священнослужителей православной церкви, оставшихся на оккупированной территории, немецкое командование разрешило открыть в Вырице церковь Казанской иконы Божией Матери. С сентября 1941 года здесь стали проводить богослужения. Батюшка Серафим твердо верил, что оккупантам скоро придет конец, и не боялся говорить об этом им в лицо. Именно в годы оккупации усилился его великий духовный подвиг стояния на камне в подражание преподобному Серафиму Саровскому. Стоя на больных коленях в саду перед иконой Божией Матери, он молился об освобождении России от захватчиков и о прощении людских грехов.
В январе 1944 года Вырица была освобождена советскими войсками. Сбылось еще одно из предсказаний старца – жилые дома в Вырице оказались почти не тронуты.
Уход
Матушка Серафима ушла из жизни первой – случилось это 4 апреля 1945 года. Почти шесть десятилетий она неотлучно находилась рядом с батюшкой, разделяя с ним не только его земные скорби и радости, но и молитвенный подвиг.
Из воспоминаний Ольги Набоко: «Когда бабушка в 1945 году скончалась от обширного инсульта, и ее выносили в церковь из дома, дедушку, который не мог ходить, поднесли в кресле к окну. Мы, дети – я и моя сестра – стояли рядом и видели, какой человеческой скорбью было полно его сердце. Слезы текли по его щекам, но тут же пришло то, что выше просто человеческих чувств, и он спокойно сказал: «Там, моя дорогая, незабвенная матушка, будем вместе…».
Батюшка Серафим завещал похоронить его рядом с матушкой на погосте церкви Казанской иконы Божией Матери. В его келии в рамке под стеклом висела большая фотография ее могилы. Как вспоминали его близкие, батюшка часто говорил, указывая на фотографию: «И я здесь буду лежать, рядом…».
Уже подходило время и его ухода. Старец был очень слаб, и близкие со слезами просили его не принимать никого, пока ему не станет лучше. Он отвечал: «Пока поднимается моя рука для благословения, и оно нужно людям, я буду это делать».
Преподобный Серафим Вырицкий скончался 3 апреля 1949 года. Три дня перед отпеванием шел ко гробу праведника нескончаемый людской поток. Прощаясь с батюшкой, все отмечали, что его руки были удивительно мягкими и теплыми, словно у живого. Некоторые ощущали возле гроба благоухание. Отпевали его в церкви Казанской иконы Божией Матери, прихожанином которой он всегда себя считал.
Похоронили батюшку по его завещанию – рядом с матушкой Серафимой. В 2000 году, после прославления Серафима Вырицкого в лике святых, над его и ее могилой воздвигли деревянную часовню…
Сын
Вспоминая жизнь и служение батюшки Серафима и матушки Серафимы, нельзя не упомянуть и трагическую судьбу их сына – Николая Васильевича Муравьева.
Будучи человеком особого религиозного воспитания и среды, он до конца своей жизни оставался христианином. Николай Васильевич был сыном своих родителей – от матушки он унаследовал прямоту характера и нетерпимость к несправедливости и злу; от батюшки – мягкость характера и доброту к людям. Его считали необыкновенно способным, предрекая блестящее будущее.
Отучившись в Царскосельской императорской Николаевской гимназии, он поступил на юридический факультет Петербургского Университета. Закончить, правда, не успел: как и многие его ровесники, Николай Муравьев отправился на войну – в составе авиационного полка. Получив контузию в 1916 году, молодой человек оставил военную службу, устроившись на работу в банке «Общества военного кредита». Женился, вскоре родилась дочь Маргарита. Но вот грянула революция, похоронив последние надежды на спокойную жизнь. Работа на разных службах чередовалась периодами безработицы. Вскоре последовал и первый арест: основывая дело на показаниях «доброжелателей», Николая выслали в Рыбинск, запретив жить в больших городах.
Из воспоминаний Ольги Набоко: «Хорошо известно, что не один раз Николаю Васильевичу предлагали выезд за границу, в том числе князь Путятин, с которым его связывала дружба. Предлагали даже тогда, когда сделать это было уже сложно. Николай Васильевич от всех предложений покинуть Родину твердо отказывался, желая разделить судьбу своего народа».
- Как теперь стало известно, – вспоминает его внучка, – он был в 1941 году отправлен на Урал и там приговорен к расстрелу… Это был добрый, честный, порядочный и глубоко религиозный человек. Уже в наше время он был реабилитирован полностью, как жертва политических репрессий. Место захоронения его неизвестно».
Юлия ЛЫСАНЮК
P.A. При подготовке этой публикации были использованы следующие материалы: «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» В. Филимонова, воспоминания правнучки преподобного Серафима Вырицкого Ольги Даниловны Набоко, материалы сайта храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице (www.serafim.com. ru).
Гатчинская правда, № 36 (20480) от 3 апреля