Новости Гатчины
18.03Большинство избирателей Ленобласти проголосовали за Владимира Путина
18.03Жители могут сообщить о фактах нарушения закона о наркотиках и психотропных веществах
18.03Зима поспорила с весной, но праздник состоялся! (видео)
15.03Вход в парк по абонементу и документу, удостоверяющему личность!
15.03Прямая линия о едином льготном социальном проездном билете
15.03Как найти свой избирательный участок в Гатчине и Гатчинском районе
14.03Роста онкологических заболеваний за последние 5 лет в Гатчине не зарегистрировано
13.03Отключение холодной воды в Гатчине: 14 марта
13.03Весенняя уборка Гатчины началась!
13.03Конкурс креативных видеороликов о благоустройстве!
12.03Авария рядом с Тяглино - водитель скончался на месте происшествия
11.03Проводится проверка по факту ДТП с несколькими пострадавшими
11.03Участники конфликта со стрельбой в поселке Новый Свет задержаны
11.03Министр спорта РФ Олег Матыцин побывал в Гатчине
11.03Более 240 тысяч жителей региона старше 80 лет получают пенсию в повышенном размере
Афиша-анонсы Гатчины
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
17 марта "Масленица" в Гатчине!
17 марта Органно-вокальный концерт "Музыка Великого Поста"
15 марта Лекция цикла "Зодчие нашего города"
10 марта Концерт Дмитрия Маховикова (кларнет)
10 марта Детский спектакль «Золотой цыпленок»
9 марта Концерт "Барышня и хулиган"
9 марта творческая программа "Берегите женщин"
8 марта Вечер памяти Дмитрия Ерофеевича и Тамары Викторовны Огородновых
Самое читаемое
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Как найти свой избирательный участок в Гатчине и Гатчинском районе
•Парковые абонементы для жителей Гатчины можно оформить с 15 марта по 31 мая
•Зима поспорила с весной, но праздник состоялся! (видео)
•Вход в парк по абонементу и документу, удостоверяющему личность!
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•Роста онкологических заболеваний за последние 5 лет в Гатчине не зарегистрировано
•Авария рядом с Тяглино - водитель скончался на месте происшествия
•Прямая линия о едином льготном социальном проездном билете
•Путепровод над Балтийским переездом - проектирование на старте!
"Станция Чаща и просто - Чаща..."
05 ноября 2014 г.
Небольшой поселок Чаща, относящийся к Вырицкому городскому поселению, укрылся среди лесов и гигантских болот на южной окраине Гатчинского района. До ближайшего крупного населенного пункта и, одновременно, административного центра – Вырицы – по прямой около 37 километров. «Прямая» – это Витебская железная дорога, одна из станций которой так и называется – Чаща.
К поселку Чаща ведет автодорога «Озерешно – Чаща». Здесь она заканчивается, но некоторая перспектива для дальнейшего движения сохраняется – в виде железной дороги от Санкт-Петербурга до Оредежа и проселочных дорог с лесными тропами, теряющимися в чаще. Про эту «перспективу» писал ленинградский поэт Владислав Шошин, и она явно понравится романтикам: «Лес, многозначительно молчащий, уводил тропинку от села. Станция Чаща и просто чаща на просторы дальние звала...»
Станция Чаща – ровесница поселка (ей чуть больше ста лет), но неподалеку, в 10-15 километрах на северо-запад есть еще деревня с таким названием, некогда одна из самых больших в этих местах. Это уже совсем седая, уходящая в глушь времен старина. Здесь сохранилось монастырское кладбище – с гранитными крестами XV века, до сих пор пробивающимися из-под земли.
Считается, что название «Чаща» произошло не из-за дремучих лесов вокруг, а имеет финское происхождение – от слова Sassi, с ударением на второй слог. На этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П.И. Кеппена 1849 года упомянута деревня «Tschaschtscha», населенная ижорой.
Несмотря на удаленность от всех и вся, эти места активно осваивают дачники – вблизи от поселка Чаща раскинулся огромный садоводческий массив с таким же названием, в котором более 12 тысяч садоводческих участков!
Мшинская орхидея
Недалеко от деревни Чаща находится исток реки Кремянки. Именно отсюда знатоки советуют начинать свой путь к заповедному озеру Вялье – в рыбный, звериный и ботанический рай этой полудикой земли.
В средние века эти земли относились к Водской пятине Великого Новгорода. Издавна их населяли финские племена водь и ижора. Начиная с VIII века, эти земли стали обживать славянские племена. Соседи жили дружно, не ссорились, а в XIII веке ижора и водь приняли православие. По берегам Оредежа и Кремянки сохранились древние захоронения: жальники, курганы по берегам Оредежа и Кремянки, «шведские могилы», сопки. Память о древних племенах, населяющих эти места, до сих пор сохранилась в некоторых названиях (деревня Воцко, озеро Вялье – «широкое» в переводе с ижорского языка).
Неподалеку, на водоразделе рек Оредеж и Ящера, раскинулся федеральный заказник «Мшинское болото» – природный комплекс верховых болот, в котором берут начало малые речки бассейна реки Оредеж, растут краснокнижные цветы и травы, обитают редкие звери и птицы. В 1994 году эта территория была отнесена к водно-болотным угодьям международного значения.
Сто первый километр
Въезжающих в поселок Чаща встречает немыслимо красивая церковь – деревянная, резная, выполненная в новгородском стиле. Рядом с нею отцветают последние осенние цветы, позади стеной встает все тот же лес...
Параллельно автодорге тянется еще одна улица – Центральная – мимо домов, затейливо извиваясь и опасно перекидываясь через глубокие овраги, она в итоге ведет к станции. В поселке есть три магазина, один из которых называется «Соточка». Толковать его можно по-разному. Некогда здесь был так называемый «сто первый километр» (отсюда ровно 100 километров до Санкт-Петербурга). Рядом растет и ширится дачный городок – с его «сотками». Ну и классическое, деревенское – от «ста граммов», правда, ныне уже не актуальное: самые активные любители «этого дела», жертвы «сто первого километра» давно уже отошли в мир иной...
На улице Лесной – в деревянном старом доме с резными крылечками – расположился сельсовет, где нас и встретил староста поселка Юрий Викторович Федоров. Одну комнату здесь занимает территориальный отдел администрации Вырицкого поселения. Еще не так давно здесь работал специалист от администрации – уж очень далека Чаща от центра. Сейчас кабинет пустует в ожидании нового хозяина. Единственным символом власти выступает урна для голосования, не считая государственного флага под крышей дома. В этой же избе расположилась Чащинская библиотека, которую можно посещать дважды в неделю. Здесь же, в местном краеведческом музее, мы узнаем историю окрестных мест, включая и сам поселок.
Этот музей возник благодаря усилиям местных энтузиастов – дачников и деревенских жителей при поддержке администрации Вырицкого поселения. Здесь воссоздан дух старины, хранятся уникальные вещи, утварь и предметы быта, сохранившиеся у местных жителей. Старинный сундук «с приданым», искусно вышитые полотенца и сорочки, посуда, гигантская ступа. Есть здесь и уникальные фотографии, документы, карты.
История этого края довольно подробно изложена в замечательной книге основательницы музея Наталии Александровны Топилиной «Георгиевский приход на Оредеже». С момента своего возникновения в 1907 году поселок Чаща влился в древний обширный Георгиевский приход, состоявший из жителей семнадцати деревень, раскинувшихся по берегам рек Оредеж и Кремянки. История прихода – и есть история этих мест.
Вдоль Водского пути
В древние времена через земли Георгиевского прихода проходил старинный Водский путь, по которому новгородцы добирались в прибалтийские земли. Водская или Ивангородская дорога в свое время имела государственное значение. По ней везли свой товар в Европу купцы, двигались послы иностранных держав. Считается, что здесь проезжал царь Иван Грозный со своим войском, а в 1704 году и сам Петр I по пути в Новгород.
После присоединения в конце XV века Новгородской республики к Московскому государству эти земли стали подниматься в культурном и хозяйственном смысле. На месте современной деревни Чащи на речках Кремянка и Чащенка вырос Чащинский Спасо-Преображенский монастырь (первое упоминание в писцовой книге Водской пятины 1500 года). Во времена Ивана III рядом с Чащинским монастырем был основан Чащинский ям (почтовая станция). Рядом с нынешней станцией Чолово вырос Ильинский Череменецкий монастырь. А в семи километрах от современной станции Чаща некогда находился Зверинский ТроицеСергиев монастырь, от которого остались лишь одни развалины да остатки старого моста.
Если посмотреть на старинные карты, видно, как много церквей и часовен было в этих местах – практически в каждом населенном пункте. Помимо традиционных церковных праздников в каждой деревне совершались крестные ходы в так называемые заветные праздники. Жители устанавливали их по обету – в благодарность Богу за помощь при стихийных бедствиях или в память о чудесных событиях.
С середины XVI века начались тяжелые для Московского государства времена. Беды сыпались одна за другой – опричнина, Ливонская война, голод, смута... Многострадальные земли Георгиевского прихода постоянно становились полем боя для противоборствующих сторон. Земля переходила из рук в руки, деревни разрушались, отстраивались и снова разрушались. За последние 50 лет XVI века эти земли были совершенно разорены шведами. А вместе с деревнями исчезали с лица земли и монастыри. Пустующие деревни заселялись переселенцами с Карельского перешейка, и часть из них были ижорой.
Позднее владельцами земель Георгиевского прихода были многие помещики: Обольяниновы, Дашковы, Строгановы, Голицыны, Мекленбург-Стрелицкие. В округе было много кузниц и водяных мельниц, работала бумажная фабрика. Деревни богатели, строились новые храмы, открывались сельские школы и начальные земские училища. А в 1903 году, с началом строительства новой железнодорожной линии Санкт-Петербург-Витебск, через земли Георгиевского прихода пошли первые поезда. Появились новые дороги, пристанционные поселки и промышленные предприятия.
Неподалеку от деревни Воцко, на берегу Кремянки началось строительство лесопильного парового завода. Завод этот оборудовали по последнему слову техники, закупая станки в торговых фирмах Англии и Германии. В 1905 году рядом с заводом построили железнодорожный полустанок под названием Чаща. От завода к полустанку проложили железнодорожную ветку для транспортировки лесоматериалов. И по сей день можно видеть остатки этой узкоколейки, превратившейся в поселковую дорожку.
Вскоре вокруг завода и полустанка вырос небольшой поселок, в котором к 1907 году проживало 29 человек. Рядом с заводским поселком располагались несколько крестьянских хуторов, названных по именам бывших хозяев – Загуляев хутор, Огаркин хутор, Кузнецов хутор. Сам завод работал до 1930-х годов, но и после его закрытия здесь продолжались лесозаготовительные работы. Теперь на месте этого предприятия работает Чащенский лесопункт.
Революция в эти глухие места пришла не сразу. Да и после нее долгое время жили относительно спокойно, вдали от политической суеты. Восстанавливали хозяйство после продразверсток, расселялись по хуторам, строились – жизнь входила в нормальную колею. А затем началось – коллективизация, раскулачивание, а там и печально знаменитый 1928 год – с объявлением «пятилетки безбожия». На рубеже 1920-1930-х годов церкви стали закрываться одна за другой. К началу войны на территории бывшего Георгиевского прихода уже не оставалось ни одного храма...
Многие деревни во время войны тоже были практически до основания разрушены немцами, некоторые вообще исчезли с географической карты. Деревню Чаща после войны восстановили, около двадцати домов сохранилось и в поселке Чаща. После войны, в 1950-х годах, в этих местах появились переселенцы из Брянской, Псковской и других областей. Стали вырастать новые дома. Постепенно образовался большой поселок Чаща, протянувшийся вдоль дороги на два с лишним километра. В 1970 году к нему присоединились Завод, хутора Агаркино, Пикус, Кузнецово.
Затерянные в Чаще
Сейчас в поселке Чаща около 200 домохозяйств и чуть более 400 жителей – по большей части пенсионеров. По словам старосты Юрия Федорова, жизнь здесь проходит размеренно, спокойно. В случае необходимости местные жители мобилизуются для совместного решения вопросов.
Когда-то здесь был большой клуб, но его почему-то закрыли. В одну из суровых зим крыша его провалилась, не выдержав тяжести снега, а потом и само здание разрушилось почти на глазах. Была в поселке и начальная школа. Дом, в котором она располагалась, сгорел, и школа на какое-то время переехала в сельсовет. Сейчас школьники из Чащи ездят по железной дороге на учебу в Вырицу, а это почти 40 минут.
В поселке есть инфраструктурный минимум, необходимый для жизни: почта, медпункт, который принимает один раз в неделю.
Долгое время в поселке Чаща были серьезные проблемы с электричеством, но совсем недавно началась долгожданная реконструкция – поставили новые столбы, протянули сети. Электричество важно для Чащи еще и потому, что газопровода здесь нет и, похоже, не предвидится – жители поселка пока не готовы к таким финансовым затратам. Из дорог в хорошем состоянии только одна – по улице Центральной. На подсыпку других раз в год администрация Вырицкого поселения выделяет щебень.
Серьезное беспокойство у жителей Чащи вызывают пешеходные мостики через глубокие овраги – ветхие, деревянные, они лишены перил и опасно подрагивают под ногами.
Рядом с поселком, на берегу реки Кремянки, раскинулся сосновый бор – с огромными стройными деревьями. Его называют Пионерским – когда-то это было школьное лесничество, сосны эти были посажены детьми еще в 1930-х годах.
Церковь преподобного Серафима Саровского, которая нас встречала и провожала на выезде из Чащи, выстроили к 2009 году по инициативе местной православной общины . Выбор этого поселка для постройки храма неслучаен – здесь проживает относительно много людей, не говоря уже о дачниках. Да и станция совсем рядом – удобно добираться.
Тесовая крыша с искусно вырезанными пиками на концах, узорчатая колокольня с резными столбиками, чешуйчатая луковка, увенчанная крестом. На фасаде – резная деревянная икона преподобного Серафима Саровского. Чуть дальше – поклонный крест и крытое сооружение с длинными столами для прихожан. Помимо традиционных церковных служб, здесь возрождаются сельские праздники и обычаи.
По замыслу устроителей чащинской церкви, она должна стать духовным центром всех земель, которые некогда входили в Георгиевский приход. Говорят, если при деревне появился храм, она будет жить. Может быть, оживет и вся эта заповедная земля, богатая своей историей и традициями.
Юлия ЛЫСАНЮК
Фото Владислава ТОЛЧИНА
Гатчинская правда, № 123 (20567) от 30 октября
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
Учиться понимать традиции и обычаи
Лауреаты «ГАТЧИНСКОЙ РОМАНСИАДЫ» - Динар Байтемиров и Виктория Ганжа