Новости Гатчины
22.11Заглубленные подвальные помещения будут изымать для оборудования укрытий
21.11До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
19.11В зоне СВО погиб житель Гатчины
19.11Безработным увеличили выплату на развитие бизнеса
18.11Внеси свой голос в развитие Гатчины - до 8 декабря!
18.11Статуэткой «Золотого Трезини» удостоена подсветка мемориала под Гатчиной
18.11Останки 730 погибших похоронят под Вырой
17.11В Гатчине вновь сошел вагон с рельсов
15.11Отключение отопления на ул. Карла Маркса (адреса)
15.11На повестке дня - экологическая безопасность
14.11Под Гатчиной произошел сход вагонов
14.11Экофестиваль KOSHKI-ФЕСТ вновь в Гатчине!
14.11Гатчинская филармония приглашает на органный фестиваль «Поющие Трубы»
13.11На трассе в Гатчинском районе «Лада» сбила школьницу
12.11Прокуратура приостановила работу незаконного зоопарка под Гатчиной
Афиша-анонсы Гатчины
30 ноября концерт бард-рок группы "АТА"
30 ноября фестиваль боевых искусств К-1
23 ноября Концерт памяти Ирины Вячеславовны Рогановой
17 ноября Юбилейный концерт коллективов «Коляды» и «Перезвон»
16 ноября Спектакль "Старомодная комедия"
15 ноября встреча "Группы поддержки для читающих людей"
Самое читаемое
•В зоне СВО погиб житель Гатчины
•Движение транспорта на маршруте полумарафона будет закрыто! (10 ноября)
•Заглубленные подвальные помещения будут изымать для оборудования укрытий
•Задержана женщина, которая попыталась поджечь автомобиль
•Площадка "Юность" вновь ждет гостей!
•Пропавшую 3 месяца назад овчарку нашли в Пудости
•До конца года в Гатчинском округе будет установлено 15 автоматов по приёму использованной тары
•Гатчинцев приглашают на торжественное открытие сквера "Юность"!
Владимир Николаев: «Судьба ко мне в общем-то благосклонна»
01 октября 2013 г.
Как это часто бывает, выбрав одну профессию в молодости, человек в результате занимается совсем иным делом. Наш коллега, журналист «Гатчинской правды», краевед, историк Владимир Иванович Николаев начал свой трудовой путь, отправившись после окончания школы в экспедицию по Средней Азии. А в субботу, 21 сентября, во время празднования Дня города, его будут чествовать, как нового Почетного гражданина города Гатчины. Накануне Дня города мы поговорили с Владимиром Ивановичем о его юности, романтике, путешествиях и, конечно же, о Гатчине.
- Владимир Иванович, расскажите о себе: где Вы выросли, кем были Ваши родители.
- Я родился 26 февраля 1940 года в селе Комсомольское Чувашской республики. В нашей семье росло четыре сына и четыре дочери. Старшая сестра окончила техникум гидромелиорации, преподавала в ПТУ, вторая выучилась на педагога. Вместе со старшим братом мы также получили высшее образование. Он окончил биологический факультет Уральского государственного университета, работал военпредом на заводе источников, учителем в школе и преподавателем ПТУ, я – выпускник заочного отделения исторического факультета Ленинградского государственного университета. Третий брат окончил музыкальное училище и музыкально-педагогический факультет, он был Заслуженным работником культуры ЧАССР и РФ. Мой четвертый брат окончил сельхозинститут, работал инженером-механиком в совхозе, преподавал в ПТУ, две младшие сестры стали медсестрами.
Мы глубоко благодарны своим родителям Ивану Николаевичу и Раисе Васильевне. Они заложили в нас много хороших качеств, дали всем образование. Когда мы продолжили учиться, всегда помогали, как могли. Учитывая, что разница между первым и последним ребенком в нашей семье составляла 21 год, далось им это нелегко. Но в семье старшие поддерживали младших, и эта цепочка (теперь уже без соблюдения старшинства) действует до сих пор.
Отец долгое время был заведующим Райтрудсберкассой. В 1938 году его аттестовали техником-интендантом 2 ранга (через 5 лет это звание приравняют к лейтенанту), зачислили в резерв, а в 1940-ом призвали на службу в военкомат. На фронт его не отправили, хотя он трижды подавал рапорт. После демобилизации работал директором леспромхоза, избирался председателем колхоза, сельсовета, в последние годы работал директором Дома инвалидов. Мама, в основном, занималась домашним хозяйством, но и работать успевала.
Так получилось, что в школу я пошел с шести лет вместе со своим старшим братом. Он пропустил пару лет учебы по болезни, но в школе был круглым отличником, а я пристрастился к чтению, и, как выговаривала мне мать, «гонял собак» и только в некоторые четверти вытягивал на «ударника», т.е. имел итоговые «4» и «5». С детства мечтал стать летчиком, геолого-разведчиком, моряком. Никем из них не стал, хотя в гражданской авиации заведовал музеем, работал в геолого-разведочных и топографических отрядах рабочим, старшим рабочим, младшим техником-топографом. Окончил курсы судомашинистов, работал в Камском речном пароходстве.
Десятый класс я окончил, переехав жить к сестре. В 16 лет, воспылав романтикой, направился в райком комсомола за путевкой в Сибирь. Но не подойдя ни годами, ни ростом (я еще продолжал расти), не огорчился и махнул в Ташкент к дяде по матери, начальнику топографической партии Средне-Азиатской экспедиции «Гипросовхозводстрой».
В перерывах между командировками жил у бабушки. А командировки были разными – и по длительности, и по дальности: высокогорная Киргизия, Ангренская долина, пойменные тугаи (заросли) реки Сыр-Дарьи, Голодная степь (здесь действительно пришлось поголодать, так как начальник отряда систематически пропивал «котловые» деньги) и многое другое. Нашей задачей было составление подробных планов усадеб существующих и проектируемых совхозов. Хотя поработав в пойме Сыр-Дарьи в составе геолого-разведочного отряда (ручное бурение, проходка шурфов), где я получил некоторое представление о геолого-разведке, через год мне вздумалось, разыскав геофизическую экспедицию, ознакомиться с ее более прогрессивными методами исследований.
В те годы на Ташкентском железнодорожном вокзале действовал пункт трудоустройства. В то время некий геофизический отряд набирал пять человек для временной работы в горах в районе города Ангрен. Группа оформилась быстро и на следующий день мы были уже на месте – в кибитке на небольшой площадке у дороги, серпантином вьющейся к перевалу на пути в Ферганскую долину. Под надсадный рев мотора грузового автомобиля поднимались туда не менее 3-4 часов. Кибитка состояла из двух комнат. В одной расположился начальник отряда, его помощник, повариха с маленьким сыном. Ну а мы, искатели приключений, разместились во второй комнате. Ух и компания была! Имен, кроме одного, не помню. Был один гонористый беглый алиментщик, двое бывших уголовников, все время настороженных, перешептывавшихся. С алиментщиком они сразу же не поладили, позвали его за валуны и там крепко отдубасили. Четвертый – Эдик, парень из Ташкента, назвался филологом. Мне он доверился: «Сочиняю поэму о комсомольцах, приехавших «по зову сердца» осваивать Голодную степь».
Работа была нелегкая. Один рабочий таскал довольно тяжелый прибор, четверо – по 30-метровому кабелю с металлическим колом и увесистым молотком. Ходили по крутым склонам. По указанию геолога прибор ставился на землю. Четверо раскидывали свои кабели по склону, получалось что-то в виде буквы «Х» и забивали колы в каменистую землю. Геолог включал прибор, фиксировал показания. После этого все сворачивалось и перетаскивалось на следующую точку. Ничего интересного, особенно из-за того, что геологи не объясняли нам наших действий. Наверно, не хотели раскрывать, что ищем, только говорили: определяем места залегания угольных пластов, хотя молва шла, что ищут какое-то стратегическое сырье. В древности в той округе добывали серебро, одна выработка сохранилась. Как-то я прошел метров 20-30 вглубь, дальше не решился – сплошная темень.
Через месяц с небольшим работы закончились и все возвратились в Ташкент. Я уехал домой и больше о профессии геолого-разведчика не вспоминал.
Забыл упомянуть, что до того, как пристроиться к геофизикам, я попытался поступить в Ташкентский институт ирригации и мелиорации, но не хватило проходных баллов, так как конкурс был очень большой.
- Как Ваши родители относились к Вашим путешествиям? Наверно, переживали за Вас…
- Родители относились с пониманием, тем более, что семья у нас была дружная, мы постоянно переписывались друг с другом.
- Куда судьба отправила Вас дальше?
- Я вернулся домой и через какое-то время уехал в Пермь к своему другу, где поступил на курсы судомашинистов. Обучение длилось три месяца. Навигацию 1958 года провел на колесном буксире. Кстати, это был последний тип буксира парового флота – он имел 600 лошадиных сил, при среднем показателе в 450. Больше пароходы в нашей стране не строились. Наш «Афанасий Шилин» был одним из передовых не только в КРП, но и на всем речном флоте России. Вниз по Каме мы таскали в основном плоты с лесом объемом по 20 – 30 тысяч кубометров. Самый большой – 35 тысяч кубометров, для его перевозки по железной дороге потребовалось бы 1700 вагонов. Горжусь своей первой наградой, полученной в 18 лет – значком «Отличник социалистического соревнования речного флота РСФСР», он своеобразен по рисунку, состоит из двух частей и очень красивый.
Осенью, когда кончилась навигация, я ушел в неоплачиваемый межнавигационный отпуск. Весной вернулся, но в плавсостав меня не включили. Придирчивые врачи нашли пятна в легких. Находили их и позже, но такой строгости не было. Меня перевели мотористом на слип. Летом прислали повестку в военкомат. Комиссия прошла без придирок, сказали, осенью призовут и направят в Ригу, в школу радистов.
И вдруг, откуда ни возьмись, появляется «купец». Собрали нас, призывников со средним образованием, и объявили, что в Пермском областном медицинском училище идет набор в спецгруппу, в которой в течение двух с половиной лет готовят военных фельдшеров, а затем направляют в армию на офицерские должности. Относясь с большим уважением к медицине, я решил попробовать и поступил в училище. До нас уже была такая группа. Когда ее направили в армию, мы были на 4 курсе. И вот получаем от них известия: никаких офицерских званий им не присвоили, назначили на должности сержантов срочной службы. У нас пошли возмущения, ребята стали уходить из училища, ушел и я.
Мой брат учился в Уральском государственном университете в г. Свердловске (ныне Екатеринбург), поехал к нему. Это был 1961 год. Устроился на завод сельскохозяйственных запчастей, жил на частной квартире, помогал брату деньгами и готовился поступить в университет на исторический факультет, потому что всегда увлекался историей. Но не вышло – меня вызвали в военкомат, объяснили, что военные кафедры в ВУЗах упразднены, отсрочки студентам отменены, и даже, если я поступлю, меня призовут в армию. Потом выложили на стол с десяток зазывных объявлений военных училищ – поступай, куда пожелаешь, три года даром не пройдут, получишь хорошую профессию.
Посоветовавшись с братом, выбрал Кемеровское военное училище связи. После поступления нас отправили на полигон на хозяйственные работы, а к 1 сентября уже распределили по взводам и ротам.
Три года пролетели быстро. В июле 1964 года сдал государственные экзамены и меня направили служить в Ракетные войска стратегического назначения, расположенные в Литве.
Во время службы я познакомился со своей будущей супругой, она приехала из Калужского НИИ испытывать созданную их отделом аппаратуру АСУ на КП в узле связи нашего полка, в котором я был помощником начальника связи полка по радио. Мы поженились, а после демобилизации в 1972 году переехали в Гатчину.
Выбор на этот город пал не случайно – мать моей супруги Наталья Михайловна Быкова переехала сюда из Калуги. Муж ее Евгений Федорович Быков в 1938 году был направлен в г. Грозный организовывать педагогический институт, и был его директором до середины 1945 года, за исключением нескольких месяцев 1943 года, когда институт был закрыт, директор направлен сапером на Военно-Грузинскую дорогу, а семья эвакуирована на Алтай.
- Как Вам Гатчина на первый взгляд? Сразу понравилась?
- Да, особенно Приоратский дворец.
- Где Вы продолжили трудиться после переезда в Гатчину?
- В совхозе «Верево» требовался начальник гражданской обороны, а по факту – инженер по технике безопасности. Я проработал там три летних месяца, а потом уволился, потому что такая работа не для моего характера.
Пока работал, смог поступить в ЛГУ на заочное отделение исторического факультета. В «Гатчинской правде» прочитал объявление о том, что в Гатчинский автопарк требуется радиомеханик. Туда и отправился.
- Вы были читателем «Гатчинской правды», а как Вы стали частью коллектива газеты?
- Я всегда что-то писал. Где бы ни учился, где бы ни работал, всегда писал заметки, выпускал стенгазеты, состоял в военкоровских постах.
Что касается нашей газеты, то все началось с одной заметки, потом появилась еще одна и еще одна. Моим «крестным отцом» в «Гатчинской правде» был Ипполит Григорьевич Любецкий, за что я ему был всегда благодарен. После окончания университета редактор Владимир Тимофеевич Анисимов предложил мне возглавить отдел писем в редакции.
- Что Вам дала работа в «Гатчинской правде»?
- Я полностью поменял направление своей деятельности, и она мне понравилась. Тем более, я мог спокойно уделять необходимое количество времени историческим исследованиям.
- Вы один из старейших краеведов в г. Гатчине. Как Вы пришли к изучению нашего края?
- Изучение истории плавно переросло в изучение города. Я выбрал авиационную направленность. Правда, потом немного пожалел. Все авиационные архивы расположены в Москве, а туда больно-то не поездишь.
- Вы можете вспомнить какой-нибудь краеведческий материал, с которым пришлось потрудиться дольше, чем обычно?
- Все они не просто дались. Я уже говорил, что все музеи авиации расположены достаточно далеко от Гатчины. Зато я смог познакомиться с людьми, которых бы не встретил в обычной жизни – это Маргарита Петровна Нестерова, дочь известного летчика П.Н. Нестерова, дочь генерала А.М.Кованько Варвара Александровна Мороко и многие другие.
Я состоял в секции и даже был членом бюро Ленинградского отделения Советского национального объединения историков авиации и космонавтики при Институте истории, естествознания, философии и техники, расположенном на Васильевском острове. Мы собирались на заседания, чтения, конференции, к нам приезжали крупные авиационные специалисты и историки.
- За все время работы у Вас дома собрался архив материалов?
- Да, только последнее время я не очень сильно за ним следил и теперь там небольшой беспорядок.
- У Вас есть желание передать часть своего архива музеям?
- Да, такие мысли есть. Но пока не буду говорить, кому и что хочу подарить.
- Ваши дети переняли Ваше увлечение историей?
- У нас один сын и два внука. У сына другие увлечения, может быть, внуки пойдут по моим стопам. Интерес к истории и краеведению приходит с годами.
- В данный момент Вы работаете над какой-нибудь темой?
- Занимаюсь очерком об истории гимназии им. К.Д. Ушинского. Работа движется не шибко.
- У Вас есть увлечение, хобби?
- Это и есть мое хобби – исторические и краеведческие исследования.
- Вопрос для историка: если бы Вы могли выбирать, в какой эпохе Вы предпочли бы жить?
- В истории меня всегда привлекал крестьянский вопрос. Было бы интересно оказаться во времена процветания Старой Ладоги.
- А с кем бы Вы из исторических персонажей пожелали поужинать?
-Пожалуй, с Павлом Петровичем.
- Вы автор книги о Почетных жителях города Гатчины, вскоре Ваше имя тоже войдет в историю нашего города….
- В Гатчине очень много интересных, достойных людей, которые внесли большой вклад в его развитие. Я не сразу узнал, что меня выдвинули на получение этого звания, и был удивлен. Огромное спасибо и доброго здоровья моим доброжелателям, всем читателям и сотрудникам нашей газеты. Оглядываясь назад, оценивая прошлое, считаю, что судьба в общем-то ко мне благосклонна.
Ирина ХРУСТАЛЁВА
Гатчинская правда, № 106 (20400) от 19 сентября