Новости Гатчины
28.03Открытие летнего велосезона - 21 апреля в Гатчине!
28.03Стало известно, на что в Гатчине потратили бюджетные деньги
28.03Отключение холодной воды в Гатчине: 1 апреля
27.03Запись в 1 класс стартует 1 апреля
26.03По некоторым адресам Гатчины отключат горячую воду и отопление
26.03Подведены итоги деятельности отдела муниципального контроля за 2023 год
25.03Мусор из контейнеров в Гатчине будет забирать другой перевозчик
25.03Гатчинский парк закрывается на просушку!
25.03Ученики девятого класса обманом выманили крупную сумму у пенсионерки
25.03День сдачи ЕГЭ родителями - 26 марта
25.03Уникальный аппарат для анализа крови появился в Гатчинской больнице
23.03Жители несут цветы к стихийным мемориалам в память о погибших
23.03Массовые мероприятия отменены, меры безопасности усилены
Афиша-анонсы Гатчины
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
17 марта "Масленица" в Гатчине!
17 марта Органно-вокальный концерт "Музыка Великого Поста"
15 марта Лекция цикла "Зодчие нашего города"
10 марта Концерт Дмитрия Маховикова (кларнет)
Самое читаемое
•Стало известно, на что в Гатчине потратили бюджетные деньги
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Отключение холодной воды в Гатчине: 1 апреля
•Гатчинский парк закрывается на просушку!
•Запись в 1 класс стартует 1 апреля
•Парковые абонементы для жителей Гатчины можно оформить с 15 марта по 31 мая
•Открытие летнего велосезона - 21 апреля в Гатчине!
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат (апрель)
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
Клуб у заводских ворот
25 августа 2014 г.
(Продолжение. Начало в № 89)
II.
Идея рабочего клуба 20-х гг. ХХ века. Макет А.М.Родченко на выставке в Париже 1925 г. Рабочие клубы конца 30-х гг., их организация и задачи. Возможности заводского клуба «Гатчинсельмаша» в середине 60-х гг.
Пожалуй, теперь есть смысл рассказать, что представлял собой в это время заводской клуб.
Такие клубы появились в первое послереволюционное десятилетие, в середине 20-х гг. ХХ века. В разработке концепции и оформлении первых рабочих клубов участвовали крупные деятели культуры того времени. Известен, например, проект рабочего клуба известного художника, скульптора, фотографа, дизайнера Александра Родченко (1891-1956), представленный в виде макета на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 г.
Рабочий клуб был задуман А. Родченко как новый тип общественного интерьера, который являлся не просто предметно-бытовой обстановкой, но выполнял жизнестроительную функцию, оказывая формирующее влияние на отдых и занятия на досуге рабочего человека своего времени. Макет «Рабочий клуб» проектировался А. Родченко, исходя из концепции многофункционального пространства, в котором простота форм отражала новые эстетические идеалы. В оборудование, кроме мебели и осветительных приборов, входили складная трибуна, стенка-экран для экспонирования иллюстративного материала и горизонтальный подиум для экспонатов или выступлений ораторов, чтецов, шахматные столики на двоих и многое другое. Сцена должна была служить своего рода универсальной декорацией для лекций, театрализованных вечеров и бесед.
Идея А. Родченко оказалась очень плодотворной. Такие клубы стали создаваться на предприятиях в обязательном порядке перед Великой Отечественной войной на основе «Положения», утвержденного Президиумом ВЦСПС 13 июня 1939 г. Как сказано в документе, основное назначение таких клубов – удовлетворение «культурно-просветительных нужд» рабочих и служащих предприятий, членов их семей, учащихся, военнослужащих.
Помещения клуба принадлежали заводу, но передавались профсоюзному клубу в бесплатное пользование. Клуб имел три источника финансирования: ассигнования профсоюза, поступления от платных мероприятий, отчисления от предприятий на содержание и ремонт.
Клуб был призван вести политико-просветительную работу. Он и вел ее, особенно в период избирательных кампаний. Но главной функцией клуба была организация досуга, культурное наполнение свободного времени, адресованное, прежде всего, молодежи. Клуб развивал любительское творчество, обеспечивал отдых и разнообразные развлечения, вел внешкольную работу с детьми. Совместно с библиотекой проводились лекции, выставки, литературно-художественные вечера. Организовывались экскурсии, киносеансы, концерты, вечера отдыха. Особенное внимание уделялось событиям общегосударственного праздничного календаря.
Примерно по этой схеме был организован и действовал наш клуб при заводе. Зрительный зал на 250 мест, сцена с раздвижным занавесом, киноэкраном и небольшой каморкой для звуковой аппаратуры. Была и комната за сценой – здесь гримировались и переодевались. Световое оборудование – самое простое, но все необходимое имелось. Была и трибуна для выступлений, а также фойе, два кабинета и неплохая библиотека, которой заведовала Р.М. Абрамова. Фойе использовалось для отдыха, проведения шахматно-шашечных турниров. Заметим, кстати, что мы могли использовать возможности завода при изготовлении необходимых деталей оформления и реквизита. При заводе постоянно работал художник, и мы пользовались его услугами при оформлении творческих работ. Так что наша постановочная «бедность» вовсе не ограничивала художественную фантазию.
Всей работой клуба руководило выборное правление. Председателем правления в нашем клубе был Илья Самуилович Гофман. С первых дней он был нашим лучшим другом и советчиком. Правление клуба должно было утверждать наш репертуар и проводить предварительный просмотр программ. Но правление доверяло нам и не вмешивалось в нашу работу.
В клубе уже работал вокальный ансамбль под руководством баяниста А.Н. Татаринцева. В ансамбле пели, в основном, рабочие завода среднего поколения. Александр Николаевич преподавал в Гатчинской музыкальной школе и по совместительству работал в клубе. Мы тогда еще не знали, какое значение для наших постановок будет иметь замечательное звучание его баяна.
Таково было окружение, в которое должен был «вписаться» воссоздаваемый в клубе театральный коллектив.
В.Г. ВЕЛЕДИНСКИЙ
Продолжение следует
Гатчинская правда, № 90 (20534) от 14 августа