Новости Гатчины
28.03Открытие летнего велосезона - 21 апреля в Гатчине!
28.03Стало известно, на что в Гатчине потратили бюджетные деньги
28.03Отключение холодной воды в Гатчине: 1 апреля
27.03Запись в 1 класс стартует 1 апреля
26.03По некоторым адресам Гатчины отключат горячую воду и отопление
26.03Подведены итоги деятельности отдела муниципального контроля за 2023 год
25.03Мусор из контейнеров в Гатчине будет забирать другой перевозчик
25.03Гатчинский парк закрывается на просушку!
25.03Ученики девятого класса обманом выманили крупную сумму у пенсионерки
25.03День сдачи ЕГЭ родителями - 26 марта
25.03Уникальный аппарат для анализа крови появился в Гатчинской больнице
23.03Жители несут цветы к стихийным мемориалам в память о погибших
23.03Массовые мероприятия отменены, меры безопасности усилены
Афиша-анонсы Гатчины
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
17 марта "Масленица" в Гатчине!
17 марта Органно-вокальный концерт "Музыка Великого Поста"
15 марта Лекция цикла "Зодчие нашего города"
10 марта Концерт Дмитрия Маховикова (кларнет)
Самое читаемое
•Стало известно, на что в Гатчине потратили бюджетные деньги
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Отключение холодной воды в Гатчине: 1 апреля
•Гатчинский парк закрывается на просушку!
•Запись в 1 класс стартует 1 апреля
•Парковые абонементы для жителей Гатчины можно оформить с 15 марта по 31 мая
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат (апрель)
•Открытие летнего велосезона - 21 апреля в Гатчине!
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
«Беседки» братца Иоанна Чурикова
09 января 2014 г.
В октябре этого года исполнилось 80 лет со дня мученической кончины Ивана Алексеевича Чурикова, основателя трезвеннического движения «чуриковцев» в Санкт-Петербурге и его пригородах.
Самостийный проповедник
У него было множество сторонников и множество противников. Противники движения «чуриковцев» не видели размаха народного пьянства, не понимали масштаба разрушения, которое оно несло обществу. Алкоголизация народа, начавшись после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов, переросла в национальное бедствие после крестьянской реформы 1861 года, когда крестьянам кроме освобожденного труда было также предложено и огромное количество дешевого алкоголя.
Церковь не осталась в стороне от происходивших в обществе процессов. 30 августа 1898 года в приходе Воскресенского храма у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге, при горячей поддержке архиепископа Финляндского Антония (Вадковского), вскоре ставшего митрополитом Санкт-Петербургским, священник Александр Рождественский создает Александро-Невское общество трезвости, в котором состояло поначалу 150 прихожан. Это общество быстро набирало силу и явилось весомым аргументом для противников Чурикова, желавших разогнать его «партизанское» братство. Но Владыка Антоний благоволил к Чурикову и, пока он занимал столичную кафедру до 1912 года, не дозволял применять к самостийному проповеднику трезвости радикальные меры.
Основным инструментом борьбы Александро-Невского общества был избран торжественный зарок на определенный срок отказа от алкоголя. Эти зароки вели свое начало от заповедных записей в крестьянской общине, когда каждый крестьянин во время засухи или эпидемий давал письменное обещание в соблюдении какого-либо духовного запрета. Бывшие крестьяне, сохранившие память отеческих уставов и уважение к ним, аккуратно исполняли эти зароки. Но не так аккуратны были мещане, жившие в городе каждый сам по себе и не привыкшие давать ни кому ни в чем отчета. Тем более, падшие люди, нарушившие все возможные заповеди и обещания, даже не делали попытки что-либо пообещать. На этих-то людей и направил свои усилия Братец Иоанн.
Он выбрал своим основным инструментом «беседки» – широко распространенные в Самарской епархии собрания верующего народа для душеполезных бесед. На этих « беседках» Чуриков сначала читал место из Священного Писания, а затем обращался к слушателям: «Подходит ли к нам это писание? Оправдываем ли мы его своей жизнью? Похожи ли мы в жизни на пророков, апостолов и св. отцов? Воплощаем ли мы Евангельские истины? Или проводим в жизнь сатанинскую ненависть и злобу?». На эти вопросы должен был ответить каждый присутствующий. После этого пелись или читались подходящие случаю молитвы. Падшие люди чувствовали на «беседках» к себе такое отношение, которого, как им казалось, они были навсегда лишены. Они обретали смысл жизни, который, как им думалось, был отнят у них каким-то подлым образом. Они воскресали из мертвых к новой жизни.
Подобные «беседки» Чуриков был готов проводить в любое время, в любом месте, с любым количеством людей. И проповедовать он начал в кабаках и трактирах. Это было бы слишком самонадеянно, если бы Братец Иоанн не был подготовлен к этому событиями своей предыдущей жизни.
Поездка к о. Иоанну Кронштадтскому
Родился Иван Алексеевич Чуриков 15 января 1861 года в крестьянской семье в Самарской губернии. В 7 лет Ваня Чуриков лишился матери и до 14 лет воспитывался в доме своего дяди Николая Николаевича Чурикова, торговавшего рыбой и бакалейными товарами. В возрасте 14 лет юноша переехал в Самару, где начал самостоятельно заниматься скупкой и перепродажей. Он разбогател, занялся сельским хозяйством, стал зажиточным домохозяином, женился по любви на Анне Красновой, за которой получил богатое приданое.
Но вскоре несчастья следуют одно за другим. Умирает его двухлетняя дочь и психически заболевает его жена. Затем неудача за неудачей следуют в торговых делах. Иван раздает бедным все свое имущество и в июне 1894 года едет в Санкт-Петербург просить молитв у о. Иоанна Кронштадтского о выздоровлении своей жены. Жена не выздоровела, он остается в столице, гневаясь на о. Иоанна, что не исцелил ее.
Пребывание в Кронштадте среди приезжающих к всероссийскому пастырю о. Иоанну определило его будущее поприще. Личные трудные жизненные обстоятельства стали для него подтверждением Божьего призыва на общественное служение.
Он стал произносить свои проповеди в 1894 году в помещении башмачной мастерской на Лиговке, а первыми его слушателями были обитатели окрестных ночлежек. Он шел за ними в кабаки, где продолжал свою проповедь, читал «помощьную» молитву для всех сбившихся с пути. Кабатчики и содержатели публичных домов быстро оценили угрозу своему благополучию. Их вышибалы принялись изгонять проповедника из своих заведений. Но и у Чурикова появились телохранители из числа спасенных им, и в их сопровождении он продолжал совершать набеги на злачные заведения.
Тогда Чурикова стали объявлять зловредным сектантом и вызывать полицию. В то время эти обвинения были нешуточными. До манифеста 1905 года, даровавшего свободу вероисповедования, сектантство являлось уголовным преступлением и преследовалось законом.
Помощь митрополита
В марте 1900 года Чуриков пишет Санкт-Петербургскому митрополиту Антонию (Вадковскому) и обер-прокурору Синода о позволении ему проводить беседы. В прошении к Владыке он кается за самочинство, за то, что без благословения церковного отрезвлял народ. Не дожидаясь ответов, вместе с юристами взялся за создание «Общества ревнителей православной веры». Когда общество попытались зарегистрировать, консистория увидела, что оно направлено якобы «против основ Православной церкви».10 мая 1900 года Чуриков на четыре меяца заключается в арестное отделение Суздальского Спасо-Ефимовского монастыря.
Благодаря митрополиту Антонию, судебное преследование Чурикова было прекращено, и ему не стали препятствовать в его трезвеннической пропаганде. В сентябре 1900 года было уже зарегистрировано Общество трезвости. Гордившееся волжским земляком столичное купечество помогло ему приобрести дом на Петровском острове. В воскресные вечера там устраивались трезвеннические собрания, на которые собиралось до 2000 человек.
В 1905 году Чуриков покупает участок земли в Вырице, что стало началом основания здесь братской общины трезвенников. Чуриковская колония, зарегистрированная в 1908 году как «Общество взаимной помощи», представляла собой хорошо организованное мясо-молочное хозяйство с земледелием. В 1911 году в общине чуриковцев в Петербурге и пригородах насчитывалось свыше 360 000 человек. Когда Чуриков узнал о закладке Петропавловской церкви в самой Вырице, он пожертвовал крупную сумму на ее строительство. Во время оккупации в 1941 году Петропавловский храм был открыт и чуриковцы пожертвовали в него образ небесных покровителей Ивана Алексеевича Чурикова — преподобного Иоанна Кущника и преподобного Алексия Человека Божия. Эта икона до сих пор открыта для поклонения в храме.
Последующие мытарства
В ноябре 1912 года умер защитник Братца Иоанна митрополит Антоний и уже в 1913 году извещением петербургского градоначальника Чурикову отказано вести даже религиозные беседы, а в 1914 году вышел указ Петроградской духовной Консистории о признании Чурикова сектантом. Братец Иоанн в период отлучения от Церкви окончательно обосновывается в Вырице. Он продолжил свою деятельность. Исцеления не прекратились, что породило мнение: можно обходиться без Святых Таинств. Но Чуриков никогда не отрицал спасительности Святой Церкви и ее Таинств. Тем не менее по сей день часть чуриковцев придерживается не православных взглядов. Их центром является молитвенный дом в Вырице.
В советское время колония была переименована в «Коммуну БИЧ (Братство Иоанна Чурикова)» и могла бы стать образцовой, если бы не ее религиозная пропаганда, за что она была объявлена лжекоммуной и разогнана. Братец Иоанн в 1928 году был арестован и уже не вышел из заключения. 8 октября 1933 года он скончался в возрасте 72-х лет в Ярославском изоляторе.
Сегодня дело трезвости, начатое Братцем Иоанном, продолжает община чуриковцев, возглавляемая Владимиром Николаевичем Глинским в приходе храма Новомученников и Исповедников Российских на ул. Миргородской возле Московского вокзала в Санкт-Петербурге.
Михаил КАРПОВ
Гатчинская правда, № 146 (20440) от 21 декабря