Новости Гатчины
28.03Открытие летнего велосезона - 21 апреля в Гатчине!
28.03Стало известно, на что в Гатчине потратили бюджетные деньги
28.03Отключение холодной воды в Гатчине: 1 апреля
27.03Запись в 1 класс стартует 1 апреля
26.03По некоторым адресам Гатчины отключат горячую воду и отопление
26.03Подведены итоги деятельности отдела муниципального контроля за 2023 год
25.03Мусор из контейнеров в Гатчине будет забирать другой перевозчик
25.03Гатчинский парк закрывается на просушку!
25.03Ученики девятого класса обманом выманили крупную сумму у пенсионерки
25.03День сдачи ЕГЭ родителями - 26 марта
25.03Уникальный аппарат для анализа крови появился в Гатчинской больнице
23.03Жители несут цветы к стихийным мемориалам в память о погибших
23.03Массовые мероприятия отменены, меры безопасности усилены
Афиша-анонсы Гатчины
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
17 марта "Масленица" в Гатчине!
17 марта Органно-вокальный концерт "Музыка Великого Поста"
15 марта Лекция цикла "Зодчие нашего города"
10 марта Концерт Дмитрия Маховикова (кларнет)
Самое читаемое
•Стало известно, на что в Гатчине потратили бюджетные деньги
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Отключение холодной воды в Гатчине: 1 апреля
•Гатчинский парк закрывается на просушку!
•Парковые абонементы для жителей Гатчины можно оформить с 15 марта по 31 мая
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат (апрель)
•Запись в 1 класс стартует 1 апреля
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•Как найти свой избирательный участок в Гатчине и Гатчинском районе
"Лошадка на большую дистанцию"
24 октября 2014 г.
Очередная «Литературная суббота», прошедшая в городской библиотеке им. А.И. Куприна, была посвящена Александру Куприну, точнее – его большой любви к лошадям и тому, как это отразилось в его творчестве.
С этой новой для многих стороны показала Куприна слушателям автор традиционного цикла «Литературные субботы», главный библиотекарь «Купринки» Алена Тришина, проведя серьезное исследование как литературных произведений, так и документальных источников начала XX века.
Для многих любителей русской литературы Куприн начинался в детстве – с прекрасных рассказов о животных, написанных для маленькой дочери Ксении. Помните добрые, живые, порой очень драматичные истории о кошке Ю-ю и меделянине Сапсане, о трогательной дружбе между Барбосом и Жулькой? Благодаря им, мы учились слушать и понимать язык животных, сопереживать им, видеть в них действительно братьев наших меньших.
Куприн нежно любил все живые существа. «Если бы я мог, я завел бы и корову, и лошадь, и козла, – писал Александр Иванович в сентябре 1912 года. – Это безнравственно – разводить живность русскому писателю, которому подобает умирать в мансарде от чахотки и без копейки в кармане. Но что поделать с природным влечением! У каждого свои повадки, своя психология, свой быт...».
Как пишет в своих воспоминаниях литератор Андрей Седых, «настоящей страстью [Куприна] были лошади, – он искренне был убежден, что лучшее в «Анне Карениной» – это лошадь Вронского Фру-Фру и описание его скачки». Для Куприна красивее, умнее, добрее и благороднее лошади не было существа на свете. Им он посвятил более тридцати своих рассказов, для которых характерны не только литературное мастерство и точность образов, но и глубокое знание лошадиной природы и конного дела.
Рысак Изумруд в одноименном рассказе глубоко страдает от бездушия и коварства людей, к которым искренне тянется. И всетаки он побеждает, хоть и ценой своей жизни, низменную природу человека, привыкшего из всего извлекать барыш. Нелегкой предстает и жизнь лошадей в замечательном цикле «Рыжие, гнедые, серые, вороные...» (1928). И все же главная особенность этого цикла – размышления писателя о том, какими должны быть беговая лошадь и наездник. С любовью и знанием дела Куприн пишет о породах лошадей, о знаменитых русских конезаводчиках и скачках.
«Можно бросить вино, табак, азартную игру; женщины сами от тебя рано или поздно отвернутся. Но истинного любителя – прекрасный вид лошади, ее могучее ржание, ее стремительный бег, ее чистое дыхание, ее бодрый запах – будут волновать и тревожить неизменно до глубокой старости, до самой смерти, и я даже полагаю, что и после нее», – писал Куприн.
Свое трепетное чувство к лошадям Куприн приписывал происхождению – его мать была урожденная княжна Куланчакова (по татарски «куланчак» – жеребец). Этим же, кстати, он объяснял и свой порой непредсказуемый характер, описав его, в частности, в романе «Юнкера». Среди всех прочих его автобиографичного героя выделяла «бешеная кровь татарских князей, неудержимых и неукротимых его предков с материнской стороны, толкавшая его на резкие и необдуманные поступки».
Близко знавший его Ф.Д. Батюшков вспоминал: «Однажды в деревне, в Новгородской губернии, возвращались мы из какой-то поездки к соседям верхами. Подъезжая к усадьбе, я заметил потраву: чья-то лошадь забралась в овес. Я спешился, чтобы прогнать лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за челку и привел в дом. Сел на нее верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребенок, настоял, чтобы ее оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. «Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть». На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни».
Даже литературный процесс Куприн сравнивал с лошадиными бегами. Его первая жена М.К. Куприна-Иорданская вспоминала обращенные к ней слова писателя: «...Знаешь, на бегах горячие лошади берут сразу с места. Они становятся любимцами публики, им присуждают большие призы. Но это большей частью лошади, бегущие на короткую дистанцию. На длинную им не хватает дыхания и выдержки. Тогда раньше незаметная скромная лошадка приходит первой и берет приз. Вот и я на литературных бегах такая незаметная скромная лошадка. Но я лошадка на большую дистанцию. Короткая мне не нужна...».
И еще одну интересную страничку приоткрыла Алена Тришина в этот день своим слушателям, представив им работы художника Рудольфа Ференца (1831-1918). Много лет он прожил вместе со своей семьей в Мариенбурге, создав яркие литографии окрестностей СанктПетербурга и видов Гатчины, опубликованные в 1881 году в журнале «Всемирная иллюстрация». Излюбленными темами Ференца были царская охота, собаки и, конечно же, лошади – существа, благородство и красоту которых может оценить лишь равная им по этим качествам душа.
Юлия ЛЫСАНЮК
Гатчинская правда, № 118 (20562) от 18 октября
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
«...я создал мир иной. И образов иных существованье»