Новости Гатчины
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
15.04В Коммунаре злоумышленник стрелял в полицейского
15.04Шины на переработку можно сдать в Гатчине
14.04Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
13.04Приоратский парк приглашает на выставку, посвященную придворной охоте
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
•О планах по благоустройству в Гатчине
•Глава администрации посетила Заячий ремиз и Мариенбург
•Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
Клуб у заводских ворот
25 августа 2014 г.
(Продолжение. Начало в № 89)
II.
Идея рабочего клуба 20-х гг. ХХ века. Макет А.М.Родченко на выставке в Париже 1925 г. Рабочие клубы конца 30-х гг., их организация и задачи. Возможности заводского клуба «Гатчинсельмаша» в середине 60-х гг.
Пожалуй, теперь есть смысл рассказать, что представлял собой в это время заводской клуб.
Такие клубы появились в первое послереволюционное десятилетие, в середине 20-х гг. ХХ века. В разработке концепции и оформлении первых рабочих клубов участвовали крупные деятели культуры того времени. Известен, например, проект рабочего клуба известного художника, скульптора, фотографа, дизайнера Александра Родченко (1891-1956), представленный в виде макета на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 г.
Рабочий клуб был задуман А. Родченко как новый тип общественного интерьера, который являлся не просто предметно-бытовой обстановкой, но выполнял жизнестроительную функцию, оказывая формирующее влияние на отдых и занятия на досуге рабочего человека своего времени. Макет «Рабочий клуб» проектировался А. Родченко, исходя из концепции многофункционального пространства, в котором простота форм отражала новые эстетические идеалы. В оборудование, кроме мебели и осветительных приборов, входили складная трибуна, стенка-экран для экспонирования иллюстративного материала и горизонтальный подиум для экспонатов или выступлений ораторов, чтецов, шахматные столики на двоих и многое другое. Сцена должна была служить своего рода универсальной декорацией для лекций, театрализованных вечеров и бесед.
Идея А. Родченко оказалась очень плодотворной. Такие клубы стали создаваться на предприятиях в обязательном порядке перед Великой Отечественной войной на основе «Положения», утвержденного Президиумом ВЦСПС 13 июня 1939 г. Как сказано в документе, основное назначение таких клубов – удовлетворение «культурно-просветительных нужд» рабочих и служащих предприятий, членов их семей, учащихся, военнослужащих.
Помещения клуба принадлежали заводу, но передавались профсоюзному клубу в бесплатное пользование. Клуб имел три источника финансирования: ассигнования профсоюза, поступления от платных мероприятий, отчисления от предприятий на содержание и ремонт.
Клуб был призван вести политико-просветительную работу. Он и вел ее, особенно в период избирательных кампаний. Но главной функцией клуба была организация досуга, культурное наполнение свободного времени, адресованное, прежде всего, молодежи. Клуб развивал любительское творчество, обеспечивал отдых и разнообразные развлечения, вел внешкольную работу с детьми. Совместно с библиотекой проводились лекции, выставки, литературно-художественные вечера. Организовывались экскурсии, киносеансы, концерты, вечера отдыха. Особенное внимание уделялось событиям общегосударственного праздничного календаря.
Примерно по этой схеме был организован и действовал наш клуб при заводе. Зрительный зал на 250 мест, сцена с раздвижным занавесом, киноэкраном и небольшой каморкой для звуковой аппаратуры. Была и комната за сценой – здесь гримировались и переодевались. Световое оборудование – самое простое, но все необходимое имелось. Была и трибуна для выступлений, а также фойе, два кабинета и неплохая библиотека, которой заведовала Р.М. Абрамова. Фойе использовалось для отдыха, проведения шахматно-шашечных турниров. Заметим, кстати, что мы могли использовать возможности завода при изготовлении необходимых деталей оформления и реквизита. При заводе постоянно работал художник, и мы пользовались его услугами при оформлении творческих работ. Так что наша постановочная «бедность» вовсе не ограничивала художественную фантазию.
Всей работой клуба руководило выборное правление. Председателем правления в нашем клубе был Илья Самуилович Гофман. С первых дней он был нашим лучшим другом и советчиком. Правление клуба должно было утверждать наш репертуар и проводить предварительный просмотр программ. Но правление доверяло нам и не вмешивалось в нашу работу.
В клубе уже работал вокальный ансамбль под руководством баяниста А.Н. Татаринцева. В ансамбле пели, в основном, рабочие завода среднего поколения. Александр Николаевич преподавал в Гатчинской музыкальной школе и по совместительству работал в клубе. Мы тогда еще не знали, какое значение для наших постановок будет иметь замечательное звучание его баяна.
Таково было окружение, в которое должен был «вписаться» воссоздаваемый в клубе театральный коллектив.
В.Г. ВЕЛЕДИНСКИЙ
Продолжение следует
Гатчинская правда, № 90 (20534) от 14 августа