Новости Гатчины
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•На пешеходном переходе сбили ребенка
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
Классические пейзажи наших детей
04 августа 2014 г.
Наше четырехдневное движение 2-5 июля – «Книжный путь – BOOKWAY-2014» – от Рождествено до Марьино, через Извару, Волосово, Гостилицы и Тосно, с детьми из семи районов Ленинградской области, библиотекарями и писателями – «классическое путешествие». Команда «Книжного пути» открывала себе и всем, кто с ней соприкасался, свои классические пейзажи, свое ощущение классики и видение себя в этом пространстве.
Нас «сопровождали» классики: Пушкин, Набоков, Плутарх, Державин, Сумароков, Лермонтов, Шевченко, Баратынский. Их строки и строфы в старинных усадьбах и в «читающих шатрах» на площадях городов и в поселках задавали тон разговора о книге, детях и взрослых, истории и будущем. Почувствовать классику, рассмотреть, как она оживает, благодаря нашим детям, услышать, как слышат ее они – главная идея «Книжного пути».
Летнее утро, солнце прорывается сквозь дождевые облака, а огромный автобус с такими разными и удивительными пассажирами держит свой путь через питерские пробки в поселок Рождествено, – так стартовал BOOKWAY-2014 сегодня: от ожиданий к свершениям. Нам все нипочем, ведь на нашем борту не толь- ко отважные и опытные читатели со всей Ленинградской области, но и такие корифеи детской литературы, как Евгения Оскаровна Путилова, Сергей Махотин, Екатерина Мурашова и Ася Петрова. Мы очень не похожи друг на друга, но едины в своем стремлении – открывать детскую литературу. И музей-усадьба «Рождествено» становится таким пространством для свободных и смелых открытий: мы узнали о детской поэзии – от ее истоков и по сей день, о говорящих домах, которые мы можем встретить в любом поселке, о книгах, и, конечно, о нас самих. (Настя, г. Приозерск).
«Классическое путешествие» началось с ощущений памяти места в Рождествено. Лейтмотив «Книжного пути» – память и ощущение места – возник в разговоре с реставратором, историком Александром Александровичем Семочкиным. «Стены домов способны хранить память о событиях, которые происходили здесь», - рассказывал Александр Семочкин о деревянных стенах Рождествено. И с этого момента «Книжного пути» каждая остановка становилась для подростков возможностью создать свой собственный образ места, его обитателей, свой классический пейзаж.
Усадьбу Набокова я запомнила как аристократичную особу, даже несколько высокомерную, удивительную по своему величию. Но, несмотря на это, она живет своей тихой, не каждому доступной, удивительной, полной тайн и тихих шорохов жизнью. Ее правило - днем слушать и впитывать в себя окружающую жизнь, события, чтобы когда-нибудь ночью рассказать о секретах минувшей жизни. Об этом нам поведал реставратор Александр Александрович Семочкин, который собственными руками восстанавливал эту усадьбу. Кроме того, эта усадьба – уникальный архитектурный памятник: она построена в стиле ампир, но не из камня, а из дерева. (Лиза, г. Приозерск).
Разговор с исследователем детской литературы Евгенией Оскаровной Путиловой об истории русской поэзии подтолкнул всех спутников к разгадке тайн классической гармонии. Антология «Четыре века русской поэзии детям» – собрание образов, которые представляют эпохи. Под сводами Набоковского Дома в воображении детей возник классический пейзаж четырех столетий. Забытые строки оживали, известные стихи становились знаком узнавания своего времени и пространства. Наши дети бесстрашно открывали для себя перспективы исследования, безграничность узнавания, невероятные возможности выбора своего классического пути.
Изумили взрослых ответы детей на вопрос: «что же такое классика?». В диалоге с писателем Анастасией Петровой ребята играли в игру «угадай классику», вперемешку зачитывая тексты современных и хрестоматийных писателей. Дети, которых взрослые так привыкли винить в непонимании и нежелании, выступили в защиту классических текстов, против их отделения в замкнутое пространство определений и категорий, требуя вернуть им право на вольную жизнь в детском читательском пространстве и времени. Мальчик в Рождествено, пришедший в наши «читающие шатры», моментально включившийся в движение, тихо заметил: «Классика нужна, чтобы понимать».
Высокие каноны литературы сопровождали нас и наших детей в их классических пейзажах, создавая парадоксы встреч: где еще можно было увидеть подростков, размышляющих вместе с Плутархом о воспитании и совершенстве мироздания? Строки «Жизнеописаний» в исполнении сверстника усмирили вызывающую дерзость изварских мальчишек.
Историк, писатель, краевед, хранитель некрополя Музея городской истории Петербурга Юрий Минаевич Пирютко сопровождал наш «Книжный путь» в Гостилицах. Дети получили уникальную возможность разговора об истории и чувстве места, деталях времени и судьбах людей.
Это человек-история! Мне казалось, что обширная история Гостилиц, которую он рассказал – это всего лишь крупинка того огромного клада истории, который остался скрытым от наших глаз. Сегодня, еще во время экскурсии, когда я вгляделась в развалины конюшни под дождем, мне внезапно пришла в голову мысль: «Самое беспощадное и жестокое в мире – это время». Но есть и против него лекарство, коим и стал для меня в этот день Юрий Минаевич Пирютко, – написала о нем Люба Кудрявцева из Сланцев.
Поэт Сергей Анатольевич Махотин открывал для участников «Книжного пути» тайны творчества и вдохновения, важности эпохи детства и ощущения счастья в нем. Его взгляд на детей, интонация разговора с ними обнаруживают самим детям ощущение глубины, важности их жизни. Его тексты, которые он читал детям в своем читающем шатре, утверждают значимость каждого мгновения детской жизни для мира: ведь из этих событий жизни ребенка возникает его собственная история, соизмеримая с классикой и историей других людей.
Писатель Дарья Вильке чувствует и понимает стиль, символы и тайны современной детской жизни. Говорит с детьми о том, чего боятся в чтении дети и взрослые, создавая для них невероятные литературные маршруты в пространстве, помогает понять неизбежность пересечения людских судеб с историей, литературой, культурой. Подростки были увлечены разгадками сокровенных подтекстов классических и современных произведений.
В Изваре – усадьбе, пронизанной идеями Н. Рериха о единстве и совершенстве мира, был возведен Книжный мост в классическом пейзаже. Звучали стихи Т.Г. Шевченко на русском и украинском языке. Слова великого поэта – захватывающий и объединяющий онлайн-диалог с Львовской областной детской библиотекой.
Ощущение классики, как объединяющего пространства для мест и времен – открытие, сделанное участниками «Книжного пути» в разговоре с Екатериной Мурашовой, писателем и психологом. В диалоге о свободе и несвободе взрослого и ребенка, о возможности выбора, о задачах и целях классики пришел и образ классики, как символа и метронома.
Почему мы хотим, чтобы дети читали классику? Так они создают связь времен – нашего и собственного, прошлого и будущего. С детьми, читающими классику, внимательные взрослые попадают в один классический пейзаж, в единое пространство разговора и понимания, бесконечно увлекательного исследования и узнавания, в котором «ничто не пропадает просто так».
5 июля 2014 года члены команды «Книжного пути» – читатели Вырицкой, Волховской, Приозерской, Сланцевской, Тихвинской, Тосненской детских библиотек – провозгласили: «Здравствуй, «Книжный путь – BOOKWAY- 2015!»
Вырицкая детская библиотека
Гатчинская правда, № 81 (20525) от 24 июля
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
"Березовый домик" - альманах для детей