Новости Гатчины
26.04Открытие Дворцового парка после просушки - 27 апреля!
26.04Всероссийский субботник - 27 апреля!
25.04Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
25.04Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
25.04Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•Всероссийский субботник - 27 апреля!
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•Открытие Дворцового парка после просушки - 27 апреля!
•Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
Не скупитесь на пятёрки!
10 января 2014 г.
…Послевоенная Гатчина – начало пятидесятых. В старинном здании на Красноармейском проспекте – школа № 6. Здесь учится много детей военных – неплохо обеспеченных по тем временам. Наверху крутой лестницы возвышается директриса – Ганна Васильевна, а ей навстречу поднимается первоклассница в жалком ситцевом платьице неподобающей расцветки. Директриса гневно сдвигает брови и …толкает девочку вниз – та скатывается по каменным ступеням, раздирая в клочья последние чулки. Так – с разбитых коленей и недетской обиды – начался путь Ларисы Кориковой в учительскую профессию. Странно, да?
- Нет, очень логично. Этот не самый педагогичный поступок подтолкнул меня к тому, чтобы стать педагогом, - говорит отличник народного просвещения Лариса Ивановна. - Я решила, что буду учительницей, но НЕ ТАКОЙ! Наверное, мне подсознательно хотелось исправить все прошлые и будущие педагогические ошибки…
- Чем закончилась та история?
- Это было «наказание» за отсутствие школьной формы: все девочки ходили в шерстяных коричневых платьях, а у нас с мамой (отец погиб) денег хватило только на ситцевое – не в цвет. Учительница мне велела платье перекрасить, а я не знала, как и заикнуться дома об этом… После падения с лестницы я перестала ходить в школу. В конце концов, моя учительница – Вера Семеновна – пришла к нам домой – побеседовать. После ее ухода моя тетя мне сказала: «Вот посмотри, в какой шубе Вера Семеновна! И посмотри на свою маму: не будешь учиться, останешься такой же плохо одетой». Я решила в школу пойти, чтобы выучиться и тоже быть в шубе (которую я, кстати, действительно купила – много-много лет спустя!).
- И вы решили привести в школу новых учителей?
- Да, я поступила в институт Герцена на факультет педагогики и психологии – чтобы потом готовить учителей начальных классов. После института сразу стала преподавать в педучилище – в Ханты-Мансийске, по месту распределения мужа. Я проработала там меньше года, но оставила по себе хороший след. Мои студентки очень интересовались Ленинградом (я же была для них «питерская»), обо всем расспрашивали, и потом еще долго писали мне письма.
- А в Гатчине вас хорошо знают и как преподавателя начальных классов. Почему вы поменяли специализацию?
- Поневоле. Я не отработала в Ханты-Мансийске положенные по распределению два года, и когда приехала сюда, меня даже не прописывали в родном доме (моя семья живет в Гатчине с 1932 года), а дали предписание в 24 часа освободить жилплощадь. В гатчинском педучилище вакансии не было, но меня взяли в десятую школу – там требовался учитель начальных классов.
- Вы помните свой первый выпуск?
- Не столько выпуск, сколько первые впечатления. Я боялась класса! Ведь в педучилище все-таки взрослые девочки, заинтересованные в учебе, а тут совсем малыши. В учительской я честно призналась: «Я боюсь, что не научу их читать и писать!». Я боялась повысить голос. Меня спасло то, что я работала по системе Игоря Петровича Иванова – моего институтского преподавателя (он начинал во Дворце пионеров им. Жданова и проверял там на практике систему Макаренко). В выходные приезжали студенты из Ленинграда, и мы готовили школьные праздники. Это помогло мне влиться в коллектив, и все получилось. Потом начальная школа перешла на новую программу – 1-3. Понадобились математики. Я закончила спец. курс по математике (я всегда хорошо ее знала) и стала преподавать. После – опять работала учителем начальных классов в девятой школе.
- Двоек много ставили?
- Я вообще старалась ставить поменьше плохих отметок. Никогда не ставила двойки детям из неблагополучных семей за невыученный урок. Спрашиваю одного такого «кадра»: «Почему не выучил?». «А папка пьяный пришел, мамка на него напустилась, он чайник с заваркой в стену кинул – до сих пор пятно, можете прийти, посмотреть». Что тут скажешь? Эти ребята до сих пор меня узнают. Осенью ходила за грибами, а мне в лесу вдруг один грибник: «Вы нам математику в десятой школе преподавали. Вот, идите, тут грибов много!».
- А отличников у вас много было?
- Да не меньше десятка в классе. Я на пятерки не скупилась – это ведь лучший стимул. Двойку ставила тогда, когда знала, что она действительно сыграет свою роль. Второгодников у меня не случалось. Если надо – ребята приходили ко мне домой, я с ними занималась дополнительно, чтоб никто не отставал.
- Раньше мы не знали таких понятий, как «педагогическая запущенность», «класс коррекции» – все учились вместе. Откуда что взялось?
- Педагогическая наука тоже не стоит на месте: стали внедряться более сложные программы развивающего обучения, в школе появились абсолютно другие учебники, и не все дети оказались к этому готовы. Тогда и возникло тестирование перед школой и, соответственно, разделение детей по уровню подготовленности.
- После девятой школы вы вернулись к основной специальности – подготовке будущих учителей. Значит, вы все-таки не отказались от своей мечты – готовить для школы хорошие кадры?
- В 1982 году в гатчинском педучилище освободилось место преподавателя педагогики и психологии – конечно, я с удовольствием пошла на эту должность. Через восемь лет я стала заместителем директора по производственному обучению; меня отправили в Московский центральный институт усовершенствования учителей на факультет повышения квалификации и, в итоге, присвоили 16-й разряд (высший учительский разряд – 14-й). Это было для меня очень почетно, - в Москву редко кого отправляют.
- Лариса Ивановна, когда учителю работалось или работается лучше: сейчас или в советские времена?
- Учителю лучше тогда, когда у него хороший, умный руководитель. Смотрите на директора: каков директор школы – такова там и учительская доля.
Я очень обрадовалась перестройке. Потому что перекосов в наше время было много. Вот, например: один учитель замещает другого – работает на две ставки, а оплачивают ему только полторы – больше не положено. Почему, спрашивается? А отказаться нельзя… Или взять распределение: я же не предаю свою профессию, переходя из одного учебного заведения в другое, так почему не дать учителю свободы выбора?
- Встречались ли среди ваших студенток такие, которым профессия учителя противопоказана?
- Такие обычно себя проявляют соответствующим образом: не учатся, и их отчисляют. Хотя бывали и другие случаи. Например, дочка одной именитой родительницы с натугой окончила педучилище и стала работать учителем в школе-интернате. Нам – выпустившим ее педагогам – в лицо говорили: кого вы нам выучили? Было стыдно, но в итоге ее уволили за профнепригодность.
- Без каких качеств учитель не состоится?
- Без желания. Это – самое главное. Никакая теория не поможет, если нет стремления быть хорошим учителем, а умение и профессионализм приходят с опытом.
- Вы когда-нибудь жалели о выбранной стезе?
- Один раз, когда экономическая ситуация в стране была совсем катастрофичной, зарплата стала копеечной, я подумала: зачем я пошла в учителя? Но это было сиюминутное настроение. А в процессе работы – никогда. Гатчинское педучилище покидала со слезами. И этот момент ухода из своей профессии нужно было переболеть – во всех смыслах.
- Вы нашли себе другое применение?
- Преодолев кризис, я пошла работать в избирательную комиссию. Это оказалось очень интересным делом – там совсем другие люди, я узнала больше жизнь – вне педагогики, познакомилась с новой для меня сферой. Ведь превращаться в обиженную судьбой пенсионерку как-то не хотелось – я всегда была активной, общественная деятельность (пусть даже и по благоустройству придомовой территории) для меня привычна.
- Есть у вас мечта? Ну, не из глобальных, а на ближайшее будущее?
- В конце декабря в новом зале Мариинского театра будет петь Нетребко, а дирижировать – Гергиев: мечтаю попасть, во что бы то ни стало…
- Лариса Ивановна, по сути, давать правильные советы – тоже часть вашей профессии. Что бы вы посоветовали тем, кто только вступает во взрослую жизнь?
- Знаете, в пятом классе, мы – три подруги (Лариса, Люда и Лиля) – во дворе дали друг другу клятву, что я буду учить детей, Люда – лечить детей, а Лиля – строить для них дома. Так и произошло: я стала учителем, Люда – врачом, а Лиля – архитектором. И мы дружим до сих пор. Я желаю всем молодым девочкам – и мальчикам – обязательно осуществлять свои юношеские планы и мечты и никогда не терять настоящих друзей.
Беседовала Екатерина ДЗЮБА
P.S. Сегодня у Ларисы Ивановны Кориковой – юбилейный день рождения. Мы от души поздравляем ее с и желаем всего самого доброго!
Гатчинская правда, № 147 (20441) от 24 декабря
Читайте также
Кибербезопасность в руках школьников
"Березовый домик" - альманах для детей