Новости Гатчины
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
15.04В Коммунаре злоумышленник стрелял в полицейского
15.04Шины на переработку можно сдать в Гатчине
14.04Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
13.04Приоратский парк приглашает на выставку, посвященную придворной охоте
12.04Назначены штрафы нарушителям, выгружающим строительный мусор на контейнерные площадки
Афиша-анонсы Гатчины
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
31 марта Органный концерт "Зеркала времён"
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
Самое читаемое
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•О планах по благоустройству в Гатчине
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
•В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
Наивящая охота к токарному художеству
26 ноября 2013 г.
Августейшая благодетельница Гатчины императрица Мария Федоровна была талантливым человеком, и чем бы ни увлекалась, во все вкладывала душу.
Существует популярное немецкое выражение, что удел женщины – это исполнение трех обязанностей на букву «К»: Kinder, Kuche und Kirche (дети, кухня и церковь). Немецкая принцесса, а затем русская императрица Мария Федоровна – супруга Павла I идеально выполнила эти требования. Как пишет историк Е.С. Шумигорский: «Из всех русских женщин того времени она была одною из самых трудолюбивых, и порядок дневных ея занятий всегда был тщательно распределен».
Прежде всего, Мария Федоровна была прекрасной матерью, а затем бабушкой, воспитывая детей в «добрых нравах». Она родила 10 детей, значительно увеличив численность европейских династий. Два сына Марии Федоровны стали российскими императорами, а две дочери – европейскими королевами.
Несмотря на высокое положение, она вела хозяйство, соблюдая «бережливость в расходах» как в Гатчинской усадьбе, так и в любимом Павловске, следила за строительством и перестройкой дворцов, парков, содержанием оранжерей, ферм. Имея познания в ботанике, Мария Федоровны обсуждала с садовниками все посадки и уход за насаждениями, любила цветущие растения, особенно розы, которые ей привозили из разных стран Европы.
Императрица внесла значительный вклад в совершенствование системы образования в России, а также свою жизнь посвятила богоугодным делам, отдавая много сил и собственных средств. Своей важнейшей обязанностью императрица считала заботу о неимущих и страждущих, о сирых и убогих. Никто до Марии Федоровны и позднее не мог сравниться с ней в масштабах благотворительности. В России под ее руководством было создано целое ведомство благотворительных учреждений, которым Мария Федоровна заведовала 32 года, и которое после ее кончины было названо ее именем – Марии. В Гатчине ею был основан Сиротский институт, построен госпиталь, богадельня, церковь.
К этому надо добавить, что обладая художественными способностями, Мария Федоровна находила время и на творчество. Под руководством известных наставников она занималась рисунком, акварельным письмом по стеклу, лепкой из воска и стала неплохой художницей, что было отмечено Берлинской академией искусств, которая в 1818 году избрала ее своим членом.
Однако одним из самых ее любимых занятий была резьба на цветных камнях, по кости и янтарю. Резьбе по твердым сибирским камням, медальерному искусству великую княгиню обучал придворный гравер и медальер К. Леберехт. Ей нравились агаты, яшма, оникс. Овладев секретами и непростой техникой изготовления резных камней, Мария Федоровна стала преподносить геммы (гемма — ювелирный камень, обычно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями) Екатерине II, коллекционированием которых та увлекалась.
Результатом ее упорных трудов было множество подарков, которые Мария Федоровна делала членам семьи на праздники и важные даты. Как отметила А.С. Елкина в книге «Венценосная художница»: «Мария Федоровна занималась искусством не столько ради собственного удовольствия, сколько для того, чтобы доставить светлые минуты другим. Потому ее творчество соединялось с чувством долга и самодисциплины». Например, по мнению специалистов она создала в пластике одно из лучший изображений Павла, которое повторялось в разных материалах и включалось в отделку предметов убранства залов Павловска, Михайловского замка.
Любимыми материалами Марии Федоровны были кость бивней слона, мамонта и янтарь. Мария Федоровна научилась точить изделия из кости и янтаря под руководством известного мастера Фая.
В начале XVIII века резьба по кости вошла в моду в Европе и России. Токарные мастерские существовали при многих европейских дворах. Известно, что в России из царственных особ Петр I любил вырезать предметы из слоновой кости и дерева. По словам Андрея Нартова – «любимого токаря» Петра, первого русского инженера: «Государь имел наивящую охоту к токарному художеству, прехитро вытачивал в махинах из слоновых костей». В коллекции Государственного Эрмитажа сохранилось несколько станков, на которых работал царь. В то же время наступил расцвет и искусства резьбы по янтарю. Мастера изготавливали не только ювелирные изделия, но и вазы, бокалы, песочные часы, шкатулки и другие изделия. Как известно, в это время была создана знаменитая Янтарная комната.
Наибольшее количество работ Марии Федоровны находится в экспозиции Павловского дворца. Например, для любимого супруга Мария Федоровна изготовила детали и украшения для письменных столов, осветительных приборов и таких письменных принадлежностей, как ножи для разрезания бумаг, ручки, футляры, лампы. Сейчас в Библиотеке Павла I посетителей поражает роскошный стол-храм с 12-ю ножками-колоннами и портиком с колоннадой из слоновой кости и другой письменный стол из Михайловского замка с ножками и настольными украшениями из слоновой кости.
Также многие произведения Марии Федоровны украшали Гатчинский дворец до 1917 года, а затем до 1941 года. Например, из подарков Марии Федоровны Павлу Петровичу на Пасху в Гатчинском дворце в Малиновой гостиной находилось изящное настольное украшение в виде маленького памятника из слоновой кости с вазой из янтаря, которое «сделало бы честь любому мастеру прикладного искусства».
Там же в Малиновой гостиной висела люстра из слоновой кости, в изготовлении которой принимала участие Мария Федоровна. Сегодня в этом заново восстановленном зале находится уже другая люстра. А люстра из слоновой кости исчезла из зала еще в 20-е годы ХХ века. Предполагается, что она была продана, как и многие музейные вещи, через Музейный фонд.
Изображение этой люстры осталось только на акварели Л.О. Премацци и дореволюционных фотографиях дворца. Также сохранилось ее описание, сделанное в статье П. Вейнера «Убранство Гатчинского дворца» в журнале «Старые годы» 1914 года, посвященном Гатчине: «Совершенно необычайными являются люстра и два настенных бра этой комнаты, где бронзе отведено лишь служебное назначение – связать и украшать основные части, точенные из слоновой кости. Самая композиция люстры, хотя довольно запутанная, обладает красивыми особенностями, например, лентами, подвязывающими гирлянды к рожкам и от них свисающими, или букетами из мелких роз, прерывающими монотонность цепей; в остальном повторяются знакомые мотивы».
Но «запутанность», на которую указывает искусствовед, объясняется переделкой люстры в середине ХIХ века. Несколько лет тому назад, собирая материалы по перестройке дворца под руководством архитектора Р.И. Кузьмина, мне удалось обнаружить в Российском государственном историческом архиве «Смету представленную Г-ну Аритектору для Гатчинского Дворцового правления от Ф. Шопена бронз. Фабриканта», где сказано, что люстру из слоновой кости из Малиновой гостиной «стиля Людовика XVI о 12 свечей» сделать на 20 свечей, прибавив внизу ряд «о 8 ручках, длинныя как нижняя, но в том же стиле» и заново перезолотить. Там же на фабрике были изготовлены еще 2 стенника из слоновой кости на 5 свечей «в том же роде как люстра». Стенники были спасены во время войны. Надеемся, что исчезнувшая люстра когда-нибудь обнаружится в каком-нибудь музейном или частном собрании и вернется в родной дом, как произошло с одним гатчинским барельефом.
Каждая музейная вещь может много рассказать о себе. А с барельефом случилась просто детективная история. В 1996 году в Гатчинский дворец через начальника полиции г. Штутгарта был передан овальный барельеф под стеклом в раме, выполненный на темной стеклянной пластине из красного воска с профилем чудесной женской головки. Это была работа Марии Федоровны, датированная 28 июня 1794 года, т.е. Днем Святых Петра и Павла. Мария Федоровна работала с таким необычным материалом как воск, например, из него выполняла модели для гемм, которые потом переводила в камень.
Выполненный ею барельеф с женской головкой до 1941 го- да находился в одной из комнат дворца за Греческой галереей. К сожалению, его не удалось эвакуировать, и он был похищен немцами во время оккупации Гатчины. Однако после войны его выкупил в Париже в антикварной лавке бывший директор Гатчинского дворца Валентин Зубов (кстати, потомок Платона Зубова, убийцы Павла), вынужденный эмигрировать из страны после 1917 года. В. Зубов завещал своей дочери возвратить это уникальное произведение в музей только после смены в России политического строя.
Или другой пример: до 1941 года Овальный кабинет личных комнат Павла украшала работа Марии Федоровны, выполненная в 1788 году. Это небольшая колонна из янтаря на пьедестале из слоновой кости. Украшение было спасено во время войны, а сейчас его можно увидеть в Павловском дворце в Общем кабинете.
Немало предметов церковной утвари: потиры, дискосы, тарели и прочее Мария Федоровна дарила в храмы и монастыри. В Гатчине Вдовствующая императрица на открытии, которое состоялось 12 октября 1822 года, передала в дар церкви при вновь построенном госпитале (сейчас здание Администрации Гатчины) золоченую люстру из папье-маше в «стиле ампир», драгоценную церковную утварь, а также одежды для престола и воздухов, «шитые собственными Ея Величества руками». Возможно, люстра тоже была выполнена с ее участием.
Сейчас работы императрицы также хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, Государственном Эрмитаже и Русском музее.
Валентина ФЕДОРОВА
Гатчинская правда, № 127 (20421) от 7 ноября