Новости Гатчины
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
15.04В Коммунаре злоумышленник стрелял в полицейского
15.04Шины на переработку можно сдать в Гатчине
14.04Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
13.04Приоратский парк приглашает на выставку, посвященную придворной охоте
12.04Назначены штрафы нарушителям, выгружающим строительный мусор на контейнерные площадки
Афиша-анонсы Гатчины
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
31 марта Органный концерт "Зеркала времён"
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
Самое читаемое
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•О планах по благоустройству в Гатчине
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
•Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
Ингерманландия — страна воспоминаний
23 октября 2013 г.
С 3 по 6 октября в Гатчине прошли торжества, посвященные сразу двум юбилеям, связанным с историей Ингерманландии. Ученые, богословы, представители ингерманландских народностей отмечали 150-летие Колпанской учительской семинарии и 25-летие общественной организации «Инкерин Лиитто», вспоминали историю расцвета и заката земли Инкери.
Предки тех, кто собрался в эти дни в Гатчине, не одну сотню лет обитали в непосредственной близости от будущего Санкт-Петербурга. Ижора, Ижорская земля, Водская пятина, Ингрия, Инкери, Ингерманландия – так в стародавние времена называлась обширная территория, лежащая между Нарвой и Ладогой, именуемая ныне Ленинградской областью.
Великое переселение народов
Издревле земли по берегам Финского залива, Невы, Ладоги заселяли финно-угорские племена – ижора, водь, весь (вепсы), корела. Они первыми стали отвоевывать эти места у дикой природы, распахивая землю и очищая ее от огромных валунов, принесенных ледником. Их основными занятиями стали земледелие, охота, скотоводство, рыбная ловля. Не позже чем в VI веке сюда пришли славяне – кривичи и ильменские словене. Коренное население встретило пришельцев доброжелательно, – земля эта была велика и пустынна, места на ней хватало всем.
В XII веке северо-западная территория нынешней России стала полем территориальных битв между Великим Новгородом и Швецией. Никто не хотел уступать, и только 100 лет спустя противникам удалось заключить мирный договор, по которому земли ижор, води, корел и веси отходили к Новгородской республике. Владения Великого Новгорода в те времена были огромными, простираясь до Белого моря и северного Зауралья. Все они были разбиты на пять частей – пятин, и территория нынешней Ленинградской области вошла в состав одной из них – Водской, или Вотской, пятины. Живущие здесь коренные племена приняли православную веру.
А шведы, тем временем, не унимались. Вооруженные столкновения с ними на Северо-Западе продолжались вплоть до 1617 года, когда был принят очередной «мирный» до- говор (Столбовский мир). По нему Швеции – на целых 100 лет – отошла вся западная часть нынешней Ленинградской области и Карельский перешеек. Православные коренные племена, спасаясь от притеснений шведов, бежали в Россию. На опустевшие земли пришли финноговорящие крестьяне-лютеране из восточной Финляндии и западных областей Карельского перешейка. К концу XVII века они составляли уже три четверти всего населения.
Рождение нового этноса
Постепенно видоизменялось и название этой территории. Топоним «Инкери – Ингрия» представляет собой два варианта произношения самоназвания народа ижора. В переводе с финно-угорских языков «инкери» означает «прекрасная земля» или «земля, ограниченная куполом неба». Инкери йоки (Inkerijoki) – так звучит по-фински река Ижора. «Инкери» – так стали называть и финнов, переселившихся на эту землю после Столбовского мира и сохранивших лютеранскую веру.
Иногда происхождение слова «Ингрия» связывают с именем дочери шведского короля Олофа, Ингигерд (Ингрид, Ирины), которая около 1019 года стала женой новгородского князя Ярослава Мудрого. В качестве свадебного подарка Ингигерд получила от своего супруга владение крепостью Ладогой и прилегавшей к ней Ладожской волостью. Святой покровительницей княгини и, позднее, всей Ингерманландии, стала великомученица Ирина, в день памяти которой, 4 октября, празднуется и День Ингрии.
Более позднее и самое известное название – Ингерманландия –возникло в результате синтеза финского Inkerinmaa («ижорская земля») и шведского land («земля»). Потомки переселившихся сюда финнов-лютеран стали называться ингерманландцами. Чуть позднее к ним стали относить и принявших лютеранство финно-язычных ижор и вожан. Со временем все племена перемешались: финны, русские, водь, ижора – поди, разведи эту кровь по каплям, отделяя свою от чужой...
К началу XVIII века Петр I отвоевал эти земли, включив их в состав огромной по территории Ингерманландской губернии. В результате финны-переселенцы обрели новое гражданство – российское, сохраняя при этом право на евангелическо-лютеранское вероисповедание. На территории Ингерманландии образовались сотни деревень с финскими названиями, многие из которых сохранились и по сей день.
В 1611 году на территории Ингерманландии открылся первый лютеранский приход. С этого момента начала отсчитывать свою историю Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии, на многие столетия ставшая духовным связующим центром для ингерманландцев. Вера стала для них залогом просвещения и сохранения национальной идентичности и народных традиций. Церковь объединяла ингерманландцев в приходы, основывала при них воскресные школы, способствовала сохранению и развитию финского языка, несла в финские крестьянские семьи грамотность и культуру. К концу XVIII века в Ингерманландии начала складываться система школьного обучения на финском языке.
Учительская семинария в Малых Колпанах
В 1785 году в Малых Колпанах открылась первая в Ингерманландии финская народная школа. Произошло это при поддержке будущего российского императора Павла I, который выделил средства на ее постройку и жалованье учителям. Она размещалась в обычной крестьянской избе, и обучение в ней было бесплатным. Еще несколько народных школ возникли в приходах других населенных пунктов. Преподавателей с педагогическим образованием не хватало, и в 1862 году рядом с колпанской школой начали строить семинарию по подготовке учителей, канторов и органистов.
Семинария открылась в 1863 году, первым ее директором стал Оскар Фредерик Грундстрем. В сентябре к занятиям в семинарии приступили тринадцать студентов – молодые люди 15-20 лет, получившие право на бесплатное обучение, жилье и питание. За 3-4 года будущие учителя должны были освоить такие предметы, как финский, русский и немецкий языки, математику, географию, историю, естествознание, садоводство и закон Божий. Кроме того, они должны были уметь играть на органе и руководить церковным хором. Семинария была стеснена в средствах и зависела от частных дарителей, от которых поступали деньги на содержание, продукты, дрова, учебники.
С 1863 по 1917 годы из Колпанской семинарии было выпущено около 230 учителей. К 1888 году в Ингерманландии работало уже 38 финских школ, в которых не только обучали грамоте, но и всячески прививали ученикам основы культуры и духовной жизни. На этой волне стали издаваться газеты на финском языке, основывались сельские библиотеки.
В таком виде Колпанская семинария просуществовала до Октябрьской революции, после чего ее история удивительным образом переплелась с историей русской учительской семинарии, созданной в Гатчине в 1871 году и известной сейчас, как педагогический колледж им. Ушинского. Известно, что в 1918 году, перед наступлением Юденича, русская семинария была эвакуирована в Воронеж, а в занимаемое ею прежде здание на Большом проспекте въехала Колпанская семинария. В 1920 году ее переименовали в Гатчинский финский педагогический техникум, также затем переведенный в Ленинград. И, наоборот, из Ленинграда в Красногвардейск перевели областной педагогический техникум имени Н.К. Крупской.
Все эти «рокировки» стали предвестниками событий, самым трагическим образом отразившихся не только на финских народных школах, но и на судьбе всех ингерманландцев в целом.
Национальная катастрофа
До революции в Санкт-Петербурге и его окрестностях насчитывалось до 800 финских деревень, 32 ингерманландских общины и 300 начальных школ, не считая Колпанской семинарии. По данным 1926 года общая численность ингерманландских финнов в России составляла около 165 тысяч человек. 125 тысяч из них проживало в Ленинградской области, работая в основном в сельском хозяйстве. Еще около 20 тысяч жили в Ленинграде и примерно столько же – на остальной территории СССР.
К 1938 году все церкви были закрыты, их имущество конфисковано, а сами ингерманландцы подвергнуты высылке и репрессиям по этническому и социальному признаку. C 1928 по 1936 годы около 70 тысяч ингерманландских финнов были выселены в Среднюю Азию, Сибирь, на Кольский полуостров, в Вологодскую область. Резко сократилась их численность во время «зимней» войны 1939-1940 годов и в Великую Отечественную войну. В 1943 году, в результате соглашения между Германией и Финляндией, ингерманландцы, включая ижору и водь, были выселены в Финляндию. После перемирия с Финляндией им пришлось вернуться обратно, после чего их расселили в центральных областях России.
К 1943 году Ингерманландия была практически полностью очищена от финнов и других финно-угорских народностей, став для них отныне «страной воспоминаний». Те, кто попытался вернуться на родину, нашли свои дома занятыми или были выселены вторично уже в 1947 году. Сохранить родной язык и национальное самосознание удалось лишь немногим – запрет на любые проявления национальной жизни привел к утрате ингерманландцами своих исторических корней и почти полной их ассимиляции среди русских. В настоящее время во всем мире насчитывается около 80 тысяч ингерманландских финнов, примерно 20 тысяч из них живут в России.
«Инкерин Лиитто»: охранная грамота
На юбилейных торжествах в Гатчине, посвященных Ингерманландии, не только вспоминали печальное прошлое, но также анализировали настоящее и думали о будущем. Вместе с Колпанской семинарией 25 лет со дня своего основания отмечало общество ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» («Ингерманландский союз»). Главной целью этой организации является сохранение этнической общности ингерманландских финнов, финского языка и народных традиций на территории исторической Ингерманландии. В задачи «Инкерин Лиитто» также входит социальная и юридическая помощь своим соплеменникам, проживающим в России и за рубежом.
Организованное в 1988 году в Тайцах, «Инкерин Лиитто» ведет большую работу в Гатчинском районе, активно сотрудничая с местной администрацией и финскими организациями. Общество проводит серьезную фольклорную работу, организует курсы финского языка, занимается трудоустройством и организацией сезонных работ для молодежи. С 1993 года в Тайцах работает созданный «Инкерин Лиитто» дом для престарелых граждан.
На двойной юбилей в Гатчине собрались не только члены местных ингерманландских общин. Сюда приехали также делегации от организаций ингерманландцев Швеции, Финляндии, Эстонии. На открытии торжеств в районной библиотеке им. Пушкина гостей приветствовали представители общества «Инкерин Лиитто» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Владимир Кокко и Вилье Остонен. С добрыми словами обратилась к присутствующим глава администрации Гатчинского муниципальногорайона Елена Любушкина. Она напомнила о том, что на территории Гатчинского района проживает около ста народностей, среди которых и ингерманландские финны, и здесь с большим уважением относятся к вопросам сохранения этнической культуры. Елена Викторовна выразила огромную признательность обществу «Инкерин Лиитто», взявшему на себя миссию беречь свои народные корни, язык и традиции.
Четыре дня из жизни Ингерманландии
Четырехдневная программа праздника была необычайно насыщенной – выставки, фестиваль документальных фильмов, концерты, научная конференция, богослужения. В выставочном зале библиотеки им. Пушкина гостей встречала экспозиция передвижного музея «Коренные народы Ингерманландии», которую представила научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН Ольга Конькова. Перед зрителями прошла история всех ингерманландских народностей, воплощенная в ярких образах и красках. Воссозданы комплекты народной одежды, представлена коллекция редких бытовых вещей и утвари XIX–XX веков. Особый интерес у присутствующих вызвали искусно выполненные жанровые кукольные сцены из жизни финно-угорских народов.
Центром экспозиции стала огромная карта расселения коренных народов Петербургской губернии, выполненная в технике лоскутного шитья. Надписи на ней сделаны шрифтом, стилизованным под «талонмеркит» – старинные ингерманландские знаки собственности, которые имела в свое время каждая семья. К карте страны, бывшей некогда Ингерманландией, подходили пожилые люди и, волнуясь, отыскивали на ней знакомые названия…
В соседнем зале можно было посмотреть экспозицию, посвященную Колпанской учительскойсеминарии. О ней же, а также об истории и проблемах ассимиляции ингерманландцев шла речь и на научной конференции, в которой приняли участие ученые из России, Финляндии, Эстонии. В Гатчинской музыкальной школе состоялся большой концерт, завершившийся презентацией книги «Ингерманландцы. Кто есть кто». В эти же дни в деревне Малое Замостье (Рахкола) был открыт поклонный крест с надписью «Памяти утраченной Ингрии». Завершился праздник богослужением в старинной лютеранской церкви в Малых Колпанах, расположенной ныне на территории завода «Авангард», и открытием рядом с ней мемориальной доски, посвященной 150-летию Колпанской семинарии.
Юлия ЛЫСАНЮК
Ленинградское областное добровольное общество ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» выражает признательность и сердечную благодарность: Администрации Гатчинского муниципального района в лице главы администрации Е.В. Любушкиной и заместителя главы Л.Н. Нещадим; Гатчинскую районную библиотеку в лице директора Е.Л. Бабий; Гатчинскую музыкальную школу в лице директора А.И. Церр за помощь и поддержку в подготовке и организации юбилейных мероприятий общества.
Председатель «Инкерин Лиитто» А.И. Кирьянен Зам. председателя «Инкерин Лиитто» В.А. Остонен
Гатчинская правда, № 118 (20412) от 17 октября
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
МУП ЖКХ "Сиверский" рапортовал о готовности к зиме
Пионербол объединил пенсионеров