Новости Гатчины
25.04Депутаты поддержали активных жителей Аэродрома
25.04Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
25.04Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•Депутаты ЗАКСа поддержали законопроект об образовании Гатчинского муниципального округа
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•Отключение холодной воды в Гатчине: 26 апреля
•В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
Погружение в исторические коллапсы
08 октября 2013 г.
В Чесменской галерее Гатчинского дворца, в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», представлен видеопроект американской художницы Мариам Гхани под названием «Краткая история коллапсов».
Автор видеоинсталляции – американка афганского происхождения. Как художник, основывает свое творчество на исследованиях, используя такие средства, как тексты, видео, инсталляция, перформанс, фотография. Мариам Гхани – участница таких серьезных международных проектов, как Роттердамский кинофестиваль, фестиваль документальных фильмов CPH:DOX в Копенгагене, выставки в Музее современного искусства MoMA в Нью-Йорке и Национальной галерее в Вашингтоне.
Видеоработа «Краткая история коллапсов» создана в 2012 году по заказу одного из самых престижных форумов современного искусства dOCUMENTA. В ней художник исследует совершенно разные судьбы двух схожих по архитектуре дворцов – Фридерицианума в немецком Касселе и Дар уль-Аман («Врата в спокойствие») в Кабуле.
В полумраке Чесменской галереи непрерывно прокручивается закольцованное видео – объединенные в одну инсталляцию два фильма – один о кассельском дворце, другой – о кабульском. Художественный метод, который Мариам Гхани использует для воспроизведения истории коллапса – это синтез архитектуры, истории, литературы, кино. Уникальность проекта в том, что автор не является сторонним наблюдателем происходящего – он пристально вглядывается в историю каждого сооружения, переплетая в своем повествовании изображение, звук и внутренние ощущения. Следуя за движением камеры, зритель испытывает удивительный эффект погружения во временную точку, ставшую для одного из дворцов началом возрождения, а для другого – началом конца.
Этот видеопроект еще можно было бы назвать историей великих потрясений: оба дворца – немецкий и афганский – стали одновременно и символами, и жертвами своего времени. Дворец Фридерицианум построили в 1779 году. Он был задуман именно как музей, а не резиденция, и поэтому сразу же стал доступен для посетителей. За годы его существования сложились богатейшие коллекции бронзовых и мраморных копий античных статуй, оригинальных ваз и статуэток, огромная библиотека. В конце 1910-х годов все это было вывезено в Берлин, и для Фридерицианума начались годы забвения. Во время Второй мировой войны музей был разрушен, и только в 1955 году, после восстановления, в нем открылась первая экспозиция – выставка современного искусства dOCUMENTA, которая с тех пор проходит каждые пять лет.
Совершенно другой оказалась судьба дворца Дар уль-Аман («Ворота в спокойствие»), построенного королем Амануллой Ханом в 1927 году. Дворец, спроектированный в европейском, неоклассическом стиле, считался жемчужиной Афганистана, но к 1990-м годам, в результате бесконечных внутренних войн, превратился в руины.
То, что инсталляция размещена именно в полуразрушенной Чесменской галерее, только усиливает эффект погружения, добавляя еще одно измерение выставочному пространству. В гатчинском дворце такая выставка выглядит очень органично: позади у него – эпоха расцвета, за которой следует время упадка и разрушения. В настоящий момент дворец интенсивно восстанавливается, и наверняка наступит тот день, когда и Чесменская галерея сможет принять посетителей в своем прежнем великолепии.
Юлия ЛЫСАНЮК
Гатчинская правда, № 110 (20404) от 28 сентября