Новости Гатчины
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•На пешеходном переходе сбили ребенка
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
•На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
"Дело "О мозаичном художестве"
15 июля 2013 г.
На первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца вновь открыта выставка одного экспоната.
В этот раз выставка под названием «Дело «О мозаичном художестве» посвящена мозаике XVIII века «Св. Франциск из Паулы» - уникальному экспонату из исторической коллекции дворца-музея, спасенному во время Великой Отечественной войны и возвращенному в 90-е годы ХХ века. Это не только шедевр мозаичного искусства, но одновременно музейный предмет до конца неразгаданный. Не случайно как название выставки, так и рассказ об экспонате построены в духе детективного жанра. Устроители выставки предлагают посетителям «пройти вместе с пытливыми исследователями весь увлекательный путь исторического расследования».
В одной из 2-х небольших комнат в освещенной стеклянной витрине помещен исследуемый предмет. Его можно изучить со всех сторон: тщательно рассмотреть изображение на лицевой стороне и на оборотной, прочесть все надписи, выполненные на латыни и русском языках, а также инвентарные номера, нанесенные в разные времена. А затем, читая тексты на семи планшетах, помещенных на стенах, согласиться или нет с ходом расследования «Дела «О мозаичном художестве».
В ходе изучения экспоната сначала выясняется, что такое мозаика и из какого материала она выполнена. Переводится «мозаика» с итальянского mosaico от латинского opus musivum — произведение, посвященное Музам. Формирование изображения получают посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, керамических плиток и смальты. Искусство мозаики - одно из древнейших.
Данная мозаика выполнена из смальты. Смальта является традиционным материалом для создания мозаичных панно. Представляет собой кусочки цветного стекла, изготовленные по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Смальта обладает широчайшей цветовой палитрой, эффектом «живого» цвета, внутреннего свечения и глубиной.
К тому же смальта один из наиболее долговечных материалов. Например, римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв ни красоты, ни яркости. Мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Высочайшим расцветом мозаичного искусства считается эпоха Византийской империи.
На Руси произведения из смальты появились с принятием христианства, но не получили распространения из-за дороговизны материала привозимого из Константинополя. Секрет производства смальты также строго охранялся.
В середине XVIII века возрождением мозаики и изготовлением смальты в России занимался выдающийся ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он фактически заново открыл технологию смальты. Поставив в течение трех лет более 4 тысяч опытов, он нашел способ получать смальты практически любого цвета. Недалеко от Ораниенбаума, в местечке Усть-Рудица, М.В. Ломоносов построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году. К сожалению, после смерти ученого мозаичное дело постепенно угасло. До наших дней в С-Петербурге на Университетской набережной в главном здании Академии наук сохранилась его знаменитая мозаика «Полтавская баталия».
Экспонируемая на выставке мозаика тоже относится к редким произведениям ломоносовской мозаичной мастерской. Это впервые доказал Владимир Кузьмич Макаров, довоенный хранитель Гатчинского дворца-музея. Он же постарался ответить на следующие вопросы: «Когда и как данная мозаика попала в Гатчинский дворец? Кто изображен на ней?»
Изучая архивы, Макаров в одной из ранних описей дворца 1797 года обнаружил, что «в правом углу на оконной стене парадной опочивальни бельэтажа Главного корпуса Гатчинского дворца» находилась мозаика «Молящийся монах», которая считалась римской работой XVIII века. «Однако, - как пишет в своей статье Владимир Кузьмич, - на обороте медной «сковороды» вырезана надпись: «Дълана Наказенной Мозаичной фабрике подведомством Канцелярiи отсроения Императорскихъ домовъ и садовъ мастеромъ Матвеем Васильевым подъсмотрением Живописнаго мастера Iвана Белскава ЕIЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ в Санкъ Петербурге Февраля въ 4 день 1767 года. КПТ Оригинал пиацетта». И он делает вывод, что мозаика из спальни та же, что хранится в музее и выполнена мастером, который работал в мозаичной мастерской Ломоносова.
По другим документам Макаров узнает, что она была преподнесена Екатерине II в 1767 году, которая по одной из версий подарила ее своему фавориту Григорию Орлову, первому хозяину Гатчины. Дальше исследователь доказывает, что изображенный на мозаике молящийся монах - некто иной, как святой Франциск из Паулы. Надпись по-латыни на лицевой стороне мозаики выше изображения монаха - Charitas переводится как «милосердие», «благотворительность», имеющая прямое отношение к Св.Франциску из итальянского города Паулы или Паолы. Благодаря Макарову, мозаика получила второе название «Св. Франциск из Паулы».
Святой Франциск из Паолы (27 марта 1416, Паола — 2 апреля 1507 года, (итал. Francesco di Paola) - католический святой, основатель ордена минимов. При рождении был назван в честь святого Франциска Ассизского и обучался во францисканском монастыре. Затем около 6 лет Франциск провел отшельником в пещере, после чего основал движение, получившее название «Отшельники святого Франциска Ассизского». В 1474 году папа Сикст IV преобразовал движение в новый нищенствующий монашеский орден, получивший название минимитов или минимов. Последние годы жизни Франциск провел во Франции, где его высоко ценили французские короли. Канонизирован Святой Франциск из Паулы в 1519 году папой Львом X.
Святой Франциск из Паолы на гатчинской мозаике изображен седобородым стариком, с благочестивым выражением на лице, обращенным к небу и руками соединенными в молитве.
В надписи на мозаике есть указание - «оригинал пиацетта». Значит, следующим этапом изучения будет творчество венецианского художника первой половины XVIII столетия Джованни Батиста Пьяцетта.
И так шаг за шагом, все дальше и дальше, постепенно распутывая клубок…
Валентина ФЕДОРОВА
Гатчинская правда, № 76 (20370) от 11 июля